Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 июля 2015 г. N 43-КГ15-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Калининой Л.А. и Никифорова С.Б.
при секретаре Царёвой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Петровой Т.А. на постановление Президиума Верховного Суда Удмуртской Республики от 28 ноября 2014 года по делу по заявлению Петровой Т.А. о признании незаконным решения администрации муниципального образования "Шарканский район" от 9 января 2014 года N 11.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя Петровой Т.А. - Камаловой З.Г., поддержавшей доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Петрова Т.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения администрации муниципального образования "Шарканский район" об исключении ее из списка на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения за счет федерального бюджета, как вдову участника Великой Отечественной войны, нуждающуюся в улучшении жилищных условий, и о возложении обязанности восстановить ее в списке.
Решением Воткинского районного суда Удмуртской Республики от 21 апреля 2014 года заявление Петровой Т.А. оставлено без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 6 августа 2014 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об удовлетворении заявленных Петровой Т.А. требований в полном объеме.
Постановлением Президиума Верховного Суда Удмуртской Республики от 28 ноября 2014 года указанное апелляционное определение отменено, решение Боткинского районного суда Удмуртской Республики от 21 апреля 2014 года оставлено в силе.
В кассационной жалобе Петровой Т.А. ставится вопрос об отмене постановления Президиума Верховного Суда Удмуртской Республики от 28 ноября 2014 года по делу.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 1 апреля 2015 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации.
12 мая 2015 г. кассационная жалоба Петровой Т.А. с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что с Президиумом Верховного Суда Удмуртской Республики при рассмотрении настоящего дела допущено такого характера существенное нарушение норм права.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением администрации муниципального образования "Шарканский район" от 27 мая 2013 года N 84 Петрова Т.А. включена в список ветеранов Великой Отечественной войны по Шарканскому району, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета.
Решением администрации муниципального образования "Шарканский район" от 9 января 2014 года N 11 она исключена из указанного списка в связи с утратой оснований для представления мер социальной поддержки.
Отказывая в удовлетворении заявления о признании названного решения незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения находится в непосредственной зависимости от мер социальной поддержки, которыми обладал бы умерший участник Великой Отечественной войны, так как учитываются именно его статус и заслуги перед Отечеством.
С данным мнением суда первой инстанции согласился и Президиум Верховного Суда Удмуртской Республики, принимая решение об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 6 августа 2014 года об удовлетворении требований Петровой Т.А.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает такие выводы судов первой и кассационной инстанций ошибочными, противоречащими требованиям закона и обстоятельствам дела.
Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда определены следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда, и для каждой категорий граждан установлены определенные меры социальной защиты.
Как следует из материалов дела, оспариваемое решение администрации муниципального образования "Шарканский район" основано на сведениях, содержащихся в уточняющей справке военного комиссариата УР по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам от 22 ноября 2013 года N ОСИПО/4054, в соответствии с которыми по документам, имеющимся на архивном хранении в отделе, П. не значится как участник Великой Отечественной войны. Проходил военную службу с 15 декабря 1944 года по 1 мая 1951 года, в период Великой Отечественной войны с января 1945 года по апрель 1945 года проходил службу в 55 зенитной дивизии, которая в состав действующей армии не входила.
Между тем, в силу подпунктом "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам Великой Отечественной Войны относятся участники Великой Отечественной войны: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев.
Таким образом, Петрова Т.А., признанная в установленном порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий, является вдовой умершего ветерана Великой Отечественной Войны - участника Великой Отечественной войны, и имеет право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных статьёй 21 названного выше федерального закона.
Вопреки суждению суда, эти меры не являются производными от мер социальной поддержки, которыми обладал бы умерший участник Великой Отечественной войны. Ссылка суда кассационной инстанции на то, что статья 21 Федерального закона "О ветеранах" должна толковаться в системной взаимосвязи со статьями 15, 17 указанного закона, основана на неверном толковании материального норм материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения (п. 4).
По смыслу названной нормы лица, не являющиеся ветеранами, а отнесенные законодателем к иной категории граждан - членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, обладают самостоятельным, а не производным правом на предоставление мер социальной защиты и данное право не зависит от объема прав ветерана.
С учётом того, что судом кассационной инстанции допущены существенные нарушения норм материального права, которые повлияли на исход рассмотрения заявления Петровой Т.А., постановление Президиума Верховного Суда Удмуртской Республики подлежит отмене с оставлением без изменения определения суда апелляционной инстанции.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387 и 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
постановление Президиума Верховного Суда Удмуртской Республики от 28 ноября 2014 года отменить, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 6 августа 2014 года оставить без изменения.
Председательствующий |
Анишина В.И. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 июля 2015 г. N 43-КГ15-3
Текст определения официально опубликован не был