Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 июля 2015 г. N 29-АПГ15-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н., судей Борисовой Л.В., Хаменкова В.Б.,
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СКМ Энергосервис" о признании недействующим отдельных положений приказа Управления по регулированию тарифов и энергоснабжению организаций на территории Пензенской области от 12 декабря 2014 г. N 127 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей теплоснабжающих организаций на территории Пензенской области на 2015 год", по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "СКМ Энергосервис" на решение Пензенского областного суда от 11 марта 2015 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителей общества с ограниченной ответственностью "СКМ Энергосервис" Романовой М.А., представителей Управления по регулированию тарифов и энергоснабжению Пензенской области Клак Н.В., Сагайдачного Д.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "СКМ Энергосервис" обратилось в Пензенский областной суд с заявлением о признании недействующими с момента принятия пункта 1 приказа Управления по регулированию тарифов и энергоснабжению организаций на территории Пензенской области от 12 декабря 2014 г. N 127 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей теплоснабжающих организаций на территории Пензенской области на 2015 год" в части пункта 1 приложения N 2, устанавливающего тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО "СКМ Энергосервис" потребителям на территории Пензенской области, и пункта 2 приказа в части пункта 1 приложения N 3, устанавливающего тарифы для ООО "СКМ Энергосервис" на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии на территории Пензенской области, на 2015 год.
Решением Пензенского областного суда от 11 марта 2015 г. в удовлетворении заявленного требования отказано.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят тарифным органом в пределах предоставленных ему полномочий, не противоречит федеральному законодательству или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а расчёт затрат по статьям расходов произведён тарифной службой в соответствии с нормативными актами в сфере государственного регулирования тарифов на тепловую энергию.
Не согласившись с решением суда, ООО "СКМ Энергосервис" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, регулирующих данные правоотношения, и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В возражениях Управление по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области 12 декабря 2014 г. (далее - Управление) и прокуратура Пензенской области не соглашаются с доводами апелляционной жалобы и просят оставить решение суда без изменения, как законное, обоснованное, вынесенное при правильном применении норм материального и процессуального права и с учётом фактических обстоятельств дела.
В судебное заседание представители прокуратуры Пензенской области, Федеральной службы по тарифам, извещённых надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений и отзывов на неё, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Управлением принят приказ N 127 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей теплоснабжающих организаций на территории Пензенской области на 2015 год" (далее - приказ от 12 декабря 2014 г. N 127), который опубликован в официальном печатном издании "Издательский дом "Пензенская правда" 19 декабря 2014 г. N 96.
Пунктом 1 приказа от 12 декабря 2014 г. N 127 установлены и введены в действие одноставочные тарифы на тепловую энергию (мощность), с календарной разбивкой по полугодиям, поставляемую ООО "СКМ Энергосервис" для потребителей (в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения) согласно приложению N 2 (пункт 1) к приказу в следующих размерах: с 1 января по 30 июня 2015 г. вода - 1 329,01 руб. за 1 Гкал, отборный пар под давлением от 2.5 до 7,0 кг/кв. см 1 327,11 руб. за 1 Гкал; с 1 июля по 31 декабря 2015 г. вода - 1 459,25 руб. за 1 Гкал, отборный пар под давлением от 2.5 до 7,0 кг/кв.см - 1 457,16 руб. за 1 Гкал; для населения (с учётом НДС) с 1 января отборный пар под давлением от 2.5 до 7,0 кг/кв.см - 1 719,45 руб. за 1 Гкал.
Пунктом 2 приказа от 12 декабря 2014 г. N 127 установлены и введены в действие тарифы на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источника тепловой энергии с календарной разбивкой по полугодиям согласно приложению N 3 (пункт 1): отборный пар давлением от 2.5 до 7,0 кг/кв.см на период с 1 января по 30 июня 2015 г. - 1 311,55 руб. за 1 Гкал, на период с 1 июля по 31 декабря 2015 г. - 1 440,08 руб. за 1 Гкал; для населения (с учётом НДС) с 1 января по 30 июня 2015 г. - 1 547,63 руб. за 1 Гкал, с 1 июля по 31 декабря 2015 г. - 1 699,29 руб. за 1 Гкал.
Регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с принципами, закреплёнными в статье 7 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), к числу которых отнесено обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей; обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.
К отношениям, связанным с государственным регулированием цен (тарифов) в сфере теплоснабжения применяются Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила), утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (приложение к приказу Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э (далее - Методические указания).
Согласно пункту 28 Основ ценообразования при определении плановых (расчётных) значений расходов (цен) орган регулирования использует установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию; цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; прогнозные показатели и основные параметры, определённые в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определённые в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); цены на природный газ; предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей; динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).
Согласно пункту 13 Правил регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному расчётному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов. Предложение об установлении цен (тарифов) состоит из заявления регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и необходимых материалов (пункты 15, 16 Правил), в числе которых предусмотрены правоустанавливающие документы, расчёты, экономическое обоснование.
На основании пунктов 26, 28 Правил выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования в соответствии с Основами ценообразования с учётом предложения регулируемой организации. Орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов).
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении одним из методов регулирования тарифов является метод экономически обоснованных расходов (затрат).
Согласно пунктам 32, 33 Основ ценообразования при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчётный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения), величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации, указанных в пункте 13 данного документа.
Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку, состоят из следующих групп расходов: топливо; прочие покупаемые энергетические ресурсы, холодная вода, теплоноситель; оплата услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; сырье и материалы; ремонт основных средств; оплата труда и отчисления на социальные нужды; амортизация основных средств и нематериальных активов; прочие расходы в соответствии с пунктом 44 настоящих Основ.
В силу пункта 33 Правил орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.
Судом установлено, что 29 апреля 2013 г. в Управление по регулированию тарифов по энергоснабжению Пензенской области поступило заявление от ООО "СКМ Энергосервис" об установлении тарифа на тепловую энергию, поставляемую потребителям в следующих размерах: с 1 января по 31 июня 2015 г.: теплоноситель пар (без учета передачи) - 2 053,10 руб./Гкал без НДС, теплоноситель пар (с учетом передачи) - 2 200,17 руб./Гкал без НДС, теплоноситель горячая вода (с учетом передачи) - 1 861,07 руб./Гкал без НДС; с 1 июля по 31 декабря 2015 г. теплоноситель пар (без учета передачи) - 2 112,95 руб./Гкал без НДС, теплоноситель пар (с учетом передачи) - 2 261,72 руб./Гкал без НДС, теплоноситель горячая вода (с учетом передачи) 1 896,21 руб./Гкал без НДС.
Одновременно обществом подано заявление о применении при регулировании цен (тарифов) на 2015 г. метода экономически обоснованных затрат.
Управлением 16 мая 2014 г. открыто дело об установлении тарифа на производство и передачу тепловой энергии для потребителей ООО "СКМ Энергосервис" на 2015 г.
При определении размера тарифа на тепловую энергию, отпускаемую ООО "СКМ Энергосервис" потребителям, органом регулирования применён метод экономически обоснованных расходов.
По результатам проведенной экспертизы на основании представленных ООО "СКМ Энергосервис" документов составлено заключение, в котором ряд расходов, которые общество предлагало включить в расчёт тарифа, исключены как экономически необоснованные.
Согласно протоколу заседания правления Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области от 12 декабря 2014 г. N 119 по результатам обсуждения доклада уполномоченного по делу принят оспариваемый приказ, которым для ООО "СКМ Энергосервис", утверждены тарифы в размерах, приложенных к заключению.
Судом установлено, что при установлении тарифов на тепловую энергию заявителя на 2015 г. расходы по статье "Фонд оплаты труда", включаемые в необходимую валовую выручку, приняты Управлением по результатам анализа представленных обществом штатных расписаний на 2014 год и 2015 год, статистической формы отчётности П-4 "Сведения о численности и заработной плате работников" за 2013 год и 10 месяцев 2014 года, расчёта нормативной численности работников, ведомости расчёта начислений и удержаний, тарифной сетки, динамики численности работников, расчёта расходов на оплату труда, исходя из фактической численности персонала организации - 320,75 человек (241,15 - производственные рабочие, 79,6 - руководители, специалисты и служащие).
Месячная тарифная ставка рабочего 1 разряда определена с учётом коэффициента особенности работ по Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2014-2016 годы в размере 7 056,00 руб.
Согласно пункту 42 Основ ценообразования расходы на оплату труда, включаемые в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями согласно отраслевым тарифным соглашениям, заключённым соответствующими организациями, и фактическим объёмом фонда оплаты труда за последний расчётный период, а также с учётом прогнозного индекса потребительских цен.
С учётом фактической численности персонала в количестве 320,75 человек, фактического объёма фонда оплаты труда в последнем расчётном периоде регулирования за 2014 г., повышения заработной платы на предприятии с 1 ноября 2014 г. на 3%, процента выплат, связанных с режимом работы - 14,06%, индекса роста потребительских цен с 1 июля 2015 г. - 105,5%, указанные расходы составили: на 1 полугодие 2015 г. - 80 235,82 тыс. руб., на 2 полугодие 2015 г. - 84 648,79 тыс. руб.
Суд первой инстанции обоснованно не принял нормативы численности, указанные в приказах Госстроя Российской Федерации "Об утверждении рекомендаций, по нормированию труда работников энергетического хозяйства" от 22 марта 1999 г. N 65 и "Об утверждении нормативов численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий" от 12 октября 1999 г. N 74, которыми руководствуется заявитель при определении нормативной численности работников, поскольку указанные нормативы носят рекомендательный характер.
Таким образом, произведённый Управлением расчёт расходов по статье "Фонд оплаты труда" является обоснованным, соответствует основным параметрам прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 г. и плановый период 2016 г. и 2017 г., разработанного Минэкономразвития России, не противоречит пункту 42 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения.
Статья расходов "Отчисления на социальные нужды" является расчётной, и поскольку расходы по ней принимаются в зависимости от принятого размера фонда оплаты труда и дополнительного учёта не требуют.
При принятии тарифного решения расходы по статье затрат "Электрическая энергия" приняты Управлением с учетом данных о фактических расходах общества в указанной части за 10 месяцев 2014 г., исходя из средневзвешенной цены электрической энергии - 3,70 руб. за I кВт-ч, и составили: с 1 января 2015 г. по 30 июня 2015 г. - 41 949,57 тыс. руб., с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г. с учётом прогнозного показателя роста стоимости электрической энергии 108,9% - 45 712,61 тыс. руб.
Управлением применены удельные нормы расхода электроэнергии в зависимости от средневзвешенной мощности котла и вида сжигаемого топлива, приведенные в Методических указаниях по расчету тарифов на тепловую энергию, вырабатываемую предприятиями жилищно-коммунального хозяйства области, утверждённых приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Пензенской области от 3 марта 2000 г. N 1-20 (далее - Методические указания N 1-20).
Отказывая в принятии расходов в заявленном ООО "СКМ Энергосервис" размере, исходя из средневзвешенной цены электрической энергии - 3,81 руб. за 1 кВт-ч, рассчитанной из объёма потребления и стоимости за период с июля по октябрь 2014 г., регулирующий орган исходил из того, что обществом не представлен расчёт затрат на производство тепловой энергии, на основании которого в соответствии с пунктом 6.1 Методики определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения МДК 4-05.2004, утверждённой Госстроем Российской Федерации 12 августа 2003 г., общество определило количество электрической энергии, необходимой для производства тепловой энергии.
Ссылки общества на необоснованность применения к возникшим правоотношениям Методических указаний N 1-20 в связи с утратой силы Закона Российской Федерации от 11 февраля 1999 г. N 33-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" и Методических указаний о порядке расчёта тарифов на электрическую и тепловую энергию на потребительском рынке, утверждённых Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации 16 апреля 1997 г., а именно: правовых актов, во исполнение которых названные Методические указания были введены в действие, не являются основаниями для отмены обжалуемого решения суда.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату и номер Закона Российской Федерации "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" следует читать как "от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ"
По состоянию на дату установления тарифов данные указания не отменены, а расчёт затрат на производство тепловой энергии, на основании которого в соответствии с пунктом 6.1 Методики определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального водоснабжения, на применении которой настаивает заявитель, определяется количество электрической энергии, необходимой для производства тепловой энергии, обществом не представлен.
Также судом установлено, что в состав прочих расходов Управлением при определении тарифа не были включены расходы по аренде транспорта в размере 3 040,68 тыс. руб. с 1 января 2015 г. и 3 207,92 тыс. руб. с 1 июля 2015 г., поскольку в нарушение пункта 45 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, пункта 16 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения расходы по договорам аренды с ООО "ПК-С" были заявлены обществом без указания составляющих данной статьи затрат и без экономического обоснования расходов на амортизацию, налогов и других обязательных платежей.
Управлением принимались меры, направленные на истребование у ООО "СКМ Энергосервис" дополнительных документов, в том числе, подтверждающих экономическую обоснованность расходов по арендной плате. Однако запрашиваемые сведения обществом не представлены.
Кроме того, при утверждении тарифа на тепловую энергию для общества на 2015 год Управлением был учтён полезный отпуск тепла в размере 441,10 тыс. Гкал. Величина полезного отпуска, заявленная обществом при формировании тарифа - 390,923 тыс. Гкал.
Расчёт объёма покупной тепловой энергии правомерно принят органом регулирования согласно условиям договора энергоснабжения, заключённым между ООО "СКМ Энергосервис" и ОАО "ТГК-6" от 13 марта 2009 г. N 3126 в размере 30 530 Гкал с учётом анализа объема покупки тепловой энергии в горячей воде за 11 месяцев 2013 г. на основании счетов-фактур (28 697 Гкал), фактических объемов потребления и расходов на оплату энергоресурсов за 2013 г. (29 138,9 Гкал), а также ожидаемого объёма покупки тепловой энергии в 2014 г. (30 585 Гкал), что не противоречит пункту 22 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, пункту 18 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждённых приказом ФСТ России от 13 июня 2013 г. N 760-э.
Судом апелляционной инстанции при вынесении по делу судебного акта учитывается пункт 13 Основ ценообразования, согласно которому в случае если регулируемая организация в течение расчётного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтённые органом регулирования при установлении для неё регулируемых цен (тарифов), то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заёмных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчётности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объёме.
В соответствии с данной нормой ООО "СКМ Энергосервис" не лишено возможности представить сведения о понесённых расходах для учёта в следующем периоде регулирования.
Таким образом, оспариваемый приказ Управления по регулированию тарифов и энергоснабжению организаций на территории Пензенской области соответствует требованиям действующего законодательства, регулирующему правоотношения в сфере теплоснабжения.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, они аналогичны позиции заявителя в судебном заседании, которой суд дал надлежащую правовую оценку, в связи с чем Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения.
Руководствуясь статьями 199, 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Пензенского областного суда от 11 марта 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СКМ Энергосервис" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Борисова Л.В. |
|
Хаменков В.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 8 июля 2015 г. N 29-АПГ15-2
Текст определения официально опубликован не был