Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 3
Рельсы старогодные
(по ТУ-32 ЦП-1-76)
Техническими условиями установлены требования к старогодным рельсам и порядок их использования для повторной укладки в железнодорожный путь.
1. Технические требования
Общие требования
1.1. Рельсы старогодные для железных дорог широкой колеи должны соответствовать настоящим Техническим условиям.
1.2. Отдельные отступления от Технических условий могут быть допущены с разрешения Главного управления пути МПС.
1.3. Все рельсы, снятые с пути при сплошной и одиночной смене, должны быть рассортированы по типам и группам годности.
1.4. Сортировка рельсов должна производиться на базах путевых машинных станций (ПМС) или на базах дистанции пути (ПЧ).
1.5. Рельсы первой, второй и третьей групп годности после ремонта или без него должны использоваться для повторной укладки в железнодорожный путь.
При этом все рельсы, требующие ремонта, должны направляться в рельсосварочные предприятия (РСП).
1.6. В целях повышения группы годности и продления срока службы рекомендуется рельсы типа Р50 и тяжелее, имеющие волнообразный износ и другие поверхностные дефекты, перед заменой их обрабатывать в пути рельсошлифовальными вагонами.
Требования к применению и классификация старогодных рельсов
1.7. Старогодные рельсы должны применяться:
а) для одиночной замены дефектных рельсов рельсами таких же типов - в целях обеспечения нормальной эксплуатации железнодорожных линий, станционных и подъездных путей;
б) для сплошной замены - в целях усиления и поддержания рельсового хозяйства главных путей на линиях с грузонапряженностью менее 10 млн т брутто в год, станционных и подъездных путях;
в) для строительства новых малодеятельных железнодорожных линий, станционных и подъездных путей (согласно СНиП).
1.8. Для сплошной замены - в целях усиления и поддержания рельсового хозяйства существующих линий и для строительства новых малодеятельных линий, станционных и подъездных путей должны применяться рельсы следующих типов и групп (как в звеньевом, так и в бесстыковом пути):
а) типа Р65 первой группы - на главных путях с грузонапряженностью 5-10 млн т брутто в год, на приемоотправочных путях, специально предназначенных для сквозного (безостановочного) пропуска поездов со скоростью 50 км/ч и более, и на других приемоотправочных путях на участках, где грузонапряженность по главным путям (для двухпутных участков - наибольшая по одному пути) более 50 млн т брутто в год. В отдельных случаях на этих путях допускается применение рельсов типа Р50 первой группы;
б) типа Р50 первой группы и типа Р65 второй группы - на главных путях с грузонапряженностью до 5 млн т брутто в год и на приемоотправочных путях станций, где грузонапряженность по главным путям (для двухпутных участков - наибольшая по одному из них) от 25 до 50 млн т брутто в год;
в) типов Р50, Р43 и Р65 второй группы - на приемоотправочных путях станций, где грузонапряженность по главным путям не более 25 млн т брутто в год. Рельсы этих типов и групп могут использоваться также на путях подгорочных парков и вытяжных;
г) типов Р65, Р50, Р43, 1-а, Р38, третьей группы - на всех остальных станционных путях (кроме приемоотправочных), подъездных, карьерных и прочих с маневровым характером движения поездов.
Примечание. Рельсы типа Р75 используются по особому указанию МПС.
1.9. Рельсы, не удовлетворяющие требованиям, предъявляемым к рельсам первой, второй и третьей групп, относятся к четвертой группе, в железнодорожном пути они не применяются.
1.10. Старогодные рельсы на главных путях, где скорость движения пассажирских поездов превышает 100 км/ч, для повторной укладки (кроме одиночной замены) применяться не должны.
Примечание. Подъездные, карьерные и другие пути с организованным движением поездов следует относить к главным путям.
Требования к старогодным рельсам
1.11. Рельсы, годные для укладки в путь, в зависимости от технического состояния делятся на три группы. Негодные для укладки в путь рельсы должны относиться к четвертой группе.
1.12. Старогодные рельсы до их вторичного использования, по величине пропущенного тоннажа и износа, должны удовлетворять показателям, приведенным в табл. 1.
Таблица 1
Группа рельсов |
План пути, на котором эксплуатировались рельсы до первой замены, и виды износа рельсов |
Отступление (превышение) наработки, сверх нормы, млн т брутто (с округлением до 10) и допускаемый износ головки, мм, для рельсов типа |
||
Р65 |
Р50 |
Р43 |
||
Первая |
Прямые и кривые радиусом более 1000 м |
До 120 |
До 110 |
- |
|
Кривые радиусом 651-1000 м |
До 70 |
До 70 |
- |
|
Приведенный износ головки, мм, не более |
9 |
8 |
- |
|
При этом: |
|
|
|
|
горизонтальный |
10 |
8 |
- |
|
вертикальный |
9 |
8 |
- |
Вторая* |
Прямые и кривые радиусом более 1000 м |
130-200 |
120-170 |
- |
|
Кривые радиусом 651-1000 м |
80-120 |
80-120 |
- |
|
Кривые радиусом 650 м и менее |
До 70 |
До 70 |
- |
|
Приведенный износ головки, мм, не более |
11 |
9 |
8 ** |
|
При этом: |
|
|
|
|
горизонтальный |
13 |
11 |
10 ** |
|
вертикальный |
10 |
9 |
8 ** |
Третья |
Приведенный износ головки, мм, не более |
16 |
16 |
14 |
|
При этом: |
|
|
|
|
горизонтальный |
13 |
11 |
10 |
|
вертикальный |
10 |
9 |
9 |
______________________________
* При наработке вышеуказанных значений такие рельсы относятся к третьей группе.
** Показатели распространяются только на рельсы типа Р43.
1.13. В отремонтированных рельсах, а также в рельсах, укладываемых в путь без ремонта, допускаются поверхностные повреждения размерами не более указанных в табл. 2.
Таблица 2
Наименование повреждений рельсов |
Величина повреждений рельсов, мм |
|
первой и второй группы |
третьей группы |
|
Плавные вмятины и забоины *(1) |
2 |
4 |
Плавный местный износ кромки подошвы от костылей *(1) |
3 |
5 |
Уменьшение толщины подошвы от ржавления |
2 |
4 |
Равномерный наплыв металла на боковой грани головки без признаков трещин и расслоений *(2): |
|
|
со стороны рабочей грани |
1 * |
3 |
то же, нерабочей |
1 ** |
6 |
Волнообразный износ верхней поверхности головки при измерении линейкой длиной 1 м |
1 ** |
2 |
______________________________
* На рельсах, предназначенных для укладки в путь без ремонта, допускается наплыв 2 мм со стороны рабочей грани и 4 мм со стороны нерабочей грани.
** Для рельсов, укладываемых в путь без ремонта, допускается износ 2 мм с последующей шлифовкой в пути.
Примечания.
*(1). При наличии резких вмятин, забоин или износа эти места обрабатываются зачисткой или вырезаются.
*(2). На рельсах, предназначенных для укладки в подгорочные пути, наплывы должны быть удалены.
1.14. В рельсах первой и второй группы, предназначаемых для сплошной укладки в путь без ремонта, кроме того, допускается смятие головки и прогнутость концов в сумме не более 2,5 мм, а также седловины за зоной закалки не более 1,5 мм. Рельсы, имеющие смятие концов величиной 1,5 мм и более, подлежат обязательной наплавке после укладки их в путь.
В рельсах третьей группы, предназначаемых для сплошной укладки в путь без ремонта, допускается смятие головки и прогнутость концов в сумме не более 4 мм, седловины - не более 3 мм; рельсы, имеющие смятие концов 2 мм и более, подлежат обязательной наплавке после укладки в путь.
1.15. Все старогодные рельсы, предназначенные для укладки в путь при строительстве новых главных и станционных путей, а также на подъездных путях, должны иметь длину 25 м, с изготовлением соответствующего количества укороченных рельсов для кривых участков пути.
В отдельных случаях рельсы, годные для укладки в путь без ремонта, могут иметь длину, равную длине заменяемых рельсов.
1.16. Рельсы после ремонта сваркой, дополнительно к указанной в разделе 1 маркировке, должны иметь на обоих торцах на головке клеймо, указывающее группу рельса, год сварки (две последние цифры), номер сваренного рельса и номер рельсосварочного поезда. Например: 1-76-1320-12 (1 - группа рельсов; 76 - год сварки, 1320 - номер сваренного рельса, 12 - номер рельсосварочного поезда).
2. Правила приемки
2.1. С каждой партией принятых и отгружаемых потребителю рельсов (платформа, полувагон, сцеп из двух платформ или полувагонов) направляется сертификат по форме ПУ-91.
Сертификат по установленной форме подписывается начальником (или главным инженером) предприятия (ПМС, РСП, ПЧ и др.), отгрузившим рельсы, и мастером, осуществлявшим комплектование и погрузку рельсов, и направляется потребителю рельсов.
2.2. Старогодные рельсы, отремонтированные и сваренные в рельсосварочных предприятиях должны отвечать требованиям Технических условий, а также дополнительным техническим условиям на рельсы старогодные, отремонтированные с применением контактной сварки.
Форма ПУ-91
Утверждена МПС в 1975 г.
МПС СССР
_____________________ ж.д.
ст. ______________________
__________________________
(наименование предприятия)
_________________ 197__ г.
Сертификат на отгруженные получателю рельсы
1. Тип рельсов _______________________________ 2. Длина _______________ м
3. Номер технических условий ____________________________________________
4. Группа годности рельсов ______________________________________________
5. Дата сварки __________________________________________________________
6. Результаты контрольных испытаний сварных стыков:
разрушающая нагрузка при испытании на статический изгиб ____________ т
стрела прогиба _______________ мм.
7. Масса рельсов ________________________________________________________
8. Номера вагонов _______________________________________________________
9. Кому отгружены рельсы ________________________________________________
_________________________________________________________________________
10. Дата отгрузки _______________________________________________________
Примечания: 1. Сертификат выдается отправителем рельсов (РСП, ПМС, ПЧ) на каждую партию отгруженных рельсов.
2. В случае претензии получатель рельсов должен представить сертификат.
3. Пункты 5 и 6 заполняются только для сваренных рельсов.
Главный инженер предприятия
Мастер
3. Методы определения параметров
3.1. Величина вертикального и горизонтального износа рельсов определяется измерительным инструментом как разность размеров нового и старогодного рельса. Вертикальный износ измеряется по оси симметрии рельса, горизонтальный износ - на уровне 13 мм ниже фактической верхней поверхности рельса. Приведенный износ получается суммированием полного вертикального и половины горизонтального.
3.3. Местные деформации в виде седловин, смятий, забоин и искривлений определяются измерением просвета между рельсом и линейкой длиной 1 м, укладываемой на рельс.
3.4. Волнообразный износ рельсов определяется по записи на ленте рельсоизмерительной тележки РИТ-4 или тележки другой аналогичной конструкции.
4. Транспортировка и хранение
4.1. Рельсы отгружаются потребителю на открытом подвижном составе с соответствующим закреплением. Каждая партия должна состоять из рельсов одного типа и одной группы. С согласия потребителя допускается отгрузка на одной платформе, сцепе и т.п. рельсов двух типов и двух групп годности.
4.2. Старогодные рельсы хранятся на открытых площадках, каждый тип и группа рельсов в отдельных штабелях. Маркировку должен иметь каждый рельс.
5. Указания по эксплуатации
5.1. Старогодные рельсы укладывают в путь так, чтобы маркировка, нанесенная на шейке со стороны рабочего канта, была обращена внутрь колеи. Перекантовка рельсов при укладке их в путь запрещается. В отдельных случаях с разрешения начальника службы пути может быть допущена перекантовка рельсов второй и третьей групп типа Р50 и тяжелее с укладкой этих рельсов только в прямые участки.
5.2. Рельсы любой группы, предназначенные для одиночной замены дефектных и пополнения покилометрового запаса, по типу, длине и износу должны соответствовать рельсам, лежащим в пути, для замены которых они предназначены, и могут иметь износ не превышающий значения, указанные в табл. 1.
5.3. На рельсах покилометрового запаса дополнительно к установленной маркировке на верхней поверхности головки указывается тип рельсов (только цифры) и длина. Рекомендуется за зоной болтовых отверстий светлой краской наносить поперечную полосу шириной около 10 см по всему периметру рельса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.