Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 15 июля 2015 г. N 03-08-05/40561
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики в связи с вопросом о возможности зачета сумм налога, удержанного в Республике Сербия, Республике Болгария, Киргизской Республике и Республике Таджикистан сообщает следующее.
Как указано в письме, доля участия российского общества в уставном капитале дочерних компаний составляет 100 процентов при владении на праве собственности долями непрерывно более 365 календарных дней. Дочерними компаниями российского общества с постоянным местонахождением в Сербии, Болгарии, Киргизии и Таджикистане были уплачены следующие налоги за пределами Российской Федерации соответственно:
- налог на прибыль с доходов в виде процентов по договору займа у источника в Сербии;
- налог на прибыль с доходов в виде процентов по договору займа у источника в Болгарии;
- налог на прибыль в размере 10% с доходов в виде дивидендов у источника в Киргизии;
- налог на прибыль в размере 12% с доходов в виде дивидендов у источника в Таджикистане.
Согласно положениям пункта 3 статьи 311 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налога, выплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств российской организацией, засчитываются при уплате этой организацией налога в Российской Федерации. При этом размер засчитываемых сумм налогов, выплаченных за пределами Российской Федерации, не может превышать сумму налога, подлежащего уплате этой организацией в Российской Федерации.
У Российской Федерации с указанными странами имеются договоры об избежании двойного налогообложения, также предусматривающие положения о методах устранения двойного налогообложения, аналогичные указанным положениям Кодекса.
При этом договорами устанавливается первоочередное право облагать доходы в виде процентов и дивидендов у источника выплаты.
Пункты 1 и 2 статьи 11 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Союзным Правительством Союзной Республики Югославии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 12 октября 1995 года (применяется к Сербии) содержат положения, согласно которым проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогами в этом другом Государстве. Однако такие проценты могут также облагаться налогом в том Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого Государства, но, если получатель имеет фактическое право на проценты, взимаемый в таком случае налог не должен превышать 10 процентов валовой суммы процентов.
Согласно положениям пунктов 1 и 2 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгария об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 8 июня 1993 г. проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые лицу с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве, могут облагаться налогом в этом другом Государстве. Однако такие проценты могут также облагаться налогом в Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого Государства, но если получатель процентов является их фактическим владельцем, то взимаемый налог не должен превышать 15 процентов валовой суммы процентов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "пунктов 1 и 2 статьи 11"
Таким образом, в обоих случаях доход российского общества в виде процентов подлежит налогообложению у источника выплаты (в Сербии и Болгарии) с применением ставок не выше 10 и 15 процентов соответственно. При этом налог, уплаченный у источника, может быть зачтен при уплате налога в Российской Федерации по ставке 20 процентов согласно положениям пункта 1 статьи 284 Кодекса и соответствующим положениям международных договоров.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 10 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы от 13 января 1999 г. дивиденды, выплачиваемые компанией, которая является резидентом одного Договаривающегося Государства, резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогом в этом другом Государстве. Однако такие дивиденды могут также облагаться налогом в Договаривающемся Государстве, резидентом которого является компания, выплачивающая дивиденды, в соответствии с законодательством этого Государства, но если получатель является фактическим владельцем дивидендов, то взимаемый таким образом налог не будет превышать 10 процентов от общей суммы дивидендов.
И согласно пунктам 1 и 2 статьи 10 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал от 31 марта 1997 г. дивиденды, выплачиваемые компанией, которая является резидентом одного Договаривающегося Государства, резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогом в этом другом Договаривающемся Государстве. Однако такие дивиденды могут также облагаться налогом в Договаривающемся Государстве, резидентом которого является компания, выплачивающая дивиденды, в соответствии с законодательством этого Договаривающегося Государства, но если получатель имеет фактическое право на дивиденды, то взимаемый таким образом налог не будет превышать:
а) 5 процентов валовой суммы дивидендов, если получателем дивидендов является лицо, которое прямо владеет по меньшей мере 25 процентами капитала компании, выплачивающей дивиденды;
б) 10 процентов валовой суммы дивидендов при всех других обстоятельствах.
Учитывая вышеизложенное, первоочередным правом облагать доход в виде дивидендов обладает государство - источник такого дохода (Киргизия и Таджикистан) по ставкам в размере 10 и 5 процентов максимум соответственно. Учитывая стопроцентную долю владения в течение года российским обществом его дочерних компаний, выплачивающих доход, и ставки 0 процентов в отношении такого дохода в Российской Федерации (подпункт 1 пункта 3 статьи 284 Кодекса), двойного налогообложения не возникает и зачет налога, уплаченного в Киргизии и Таджикистане невозможен.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
А.С. Кизимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Возник вопрос о возможности зачета сумм налога, удержанного в Сербии, Болгарии, Киргизии и Таджикистане.
В рассматриваемой ситуации российское общество на протяжении более 365 календарных дней непрерывно владеет 100% долей в уставном капитале дочерних компаний. Последние уплатили следующие налоги за пределами России. Налог на прибыль с доходов в виде процентов по договору займа у источника в Сербии и Болгарии; налог на прибыль в размере 10% с доходов в виде дивидендов у источника в Киргизии; налог на прибыль в размере 12% с дивидендов у источника в Таджикистане.
Сообщается, что у России с указанными странами имеются договоры об избежании двойного налогообложения.
Разъяснено, что доход российского общества в виде процентов подлежит налогообложению у источника выплаты (в Сербии и Болгарии) с применением ставок не выше 10% и 15% соответственно. При этом внесенная сумма может быть зачтена при уплате налога в России по ставке 20%.
В отношении Киргизии и Таджикистана разъяснено следующее. Первоочередным правом облагать доход в виде дивидендов обладает государство - источник такого дохода (Киргизия и Таджикистан) по ставкам в размере 10% и 5% максимум соответственно. Учитывая стопроцентную долю владения в течение года российским обществом его дочерних компаний, выплачивающих доход, и ставки 0% в отношении такого дохода в России, двойного налогообложения не возникает. Зачет налога, уплаченного в Киргизии и Таджикистане, невозможен.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 15 июля 2015 г. N 03-08-05/40561
Текст письма официально опубликован не был