Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 июля 2015 г. N 70-АПГ15-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Калининой Л.А. и Меркулова В.П.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Шпилевого С.Н., Иванюка В.Д. и Цветнова П.П. - Сусликова Д.М. на решение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 марта 2015 года, которым в удовлетворении заявления Шпилевого С.Н., Иванюка В.Д. и Цветнова П.П. о признании недействующим постановления правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 4 февраля 2015 г. N 100-П "О введении государственного регулирования и установлении предельных торговых надбавок на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, реализуемых на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, за исключением городов Лабытнанги, Муравленко, Новый Уренгой и Ноябрьск" отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., объяснения представителя Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа и департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа Кравченко С.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской
Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
04 февраля 2015 года правительством Ямало-Ненецкого автономного округа принято постановление N 100-П "О введении государственного регулирования и установлении предельных торговых надбавок на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, реализуемых на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, за исключением городов Лабытнанги, Муравленко, Новый Уренгой и Ноябрьск" (далее - Постановление), первоначальный текст которого опубликован в издании "Красный Север", спецвыпуск N 5/3, 06 февраля 2015 г., размещен на официальном Интернет-сайте исполнительных органов государственной власти автономного округа http://правительство.янао.рф, 09 февраля 2015 г. и официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 10 февраля 2015 г.
Пунктом 1 Постановления введено государственное регулирование предельных торговых надбавок на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, реализуемых на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, за исключением городов Лабытнанги, Муравленко, Новый Уренгой и Ноябрьск.
Пунктом 2 Постановления утвержден ассортиментный перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, реализуемых на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, за исключением городов Лабытнанги, Муравленко, Новый Уренгой и Ноябрьск, в отношении которых вводится государственное регулирование предельных торговых надбавок, согласно приложению N 1.
Пунктом 3 Постановления установлены предельные максимальные торговые надбавки к ценам закупа на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, реализуемых на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, за исключением городов Лабытнанги, Муравленко, Новый Уренгой и Ноябрьск, согласно приложению N 2.
Пунктом 4 Постановления определено, что предельные максимальные торговые надбавки к ценам закупа на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, реализуемых на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, за исключением городов Лабытнанги, Муравленко, Новый Уренгой и Ноябрьск, подлежат применению индивидуальными предпринимателями и организациями розничной торговли независимо от организационно-правовой формы собственности.
Шпилевой С.Н., Иванюк В.Д. и Цветнов П.П. обратились в суд с заявлением о признании незаконным и недействующим с момента принятия Постановления (в редакции постановления Правительства ЯНАО от 27 февраля 2015 г. N 160-П), ссылаясь на его противоречие пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральному закону "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". По мнению заявителей, перечень товаров народного потребления, цены на которые на внутреннем рынке подлежат государственному регулированию, а также их пересмотр определяется и утверждается Правительством Российской Федерации и на период не белее 90 календарных дней. Кроме того, перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, утвержденный обжалуемым постановлением не содержит в себе товаров, относящихся к грузам с ограниченным сроком их завоза.
Решением Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 марта 2015 года заявление Шпилевого С.Н., Иванюка В.Д. и Цветнова П.П. оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель Шпилевого С.Н., Иванюка В.Д. и Цветнова П.П. - Сусликов Д.М. просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно части 4 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" в случае, если федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них (в том числе установление их предельных (максимального и (или) минимального) уровней органами государственной власти), цены на такие товары, торговые надбавки (наценки) к ценам на них устанавливаются в соответствии с указанными федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами данных органов государственной власти и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Указом Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. N 221 Правительству Российской Федерации поручено определять с учетом норм, установленных законодательными актами Российской Федерации, и утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пересматривать указанные перечни по мере необходимости, имея в виду дальнейшую либерализацию цен (тарифов), а также устанавливать порядок государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 февраля 1995 г. N 221 Правительством Российской Федерации принято Постановление от 07 марта 1995 г. N 239, которым утвержден перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок.
Указанным Перечнем (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2015 г. N 165) органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить, в том числе торговые надбавки к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов.
23 мая 2000 г. Постановлением Правительства Российской Федерации N 402 утвержден Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции), в который вошли все районы и населенные пункты Республики Саха (Якутия), за исключением Алданского района и города Нерюнгри.
В силу подпункта 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положениями статьи 82.1 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях осуществления закупок товаров и связанных с такими закупками услуг для обеспечения муниципальных нужд, включенных в перечень товаров и услуг, централизованные поставки и оказание которых необходимы для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции) (далее - перечень), определяют поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, находящихся на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в случае утверждения перечня законом субъекта Российской Федерации.
В перечень могут быть включены топливно-энергетические ресурсы, продовольственные товары и продукция производственно-технического назначения, а также услуги, связанные с их поставками.
Разрешая настоящее дело, суд, проанализировав приведенное выше законодательство, исследовав представленные доказательства, правомерно сделал вывод о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа в пределах полномочий, законодательству, имеющему большую юридическую силу, не противоречит, права заявителей не нарушает.
Судом был проверен и обоснованно отклонен, как не нашедший своего подтверждения довод заявителей о превышении Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа полномочий при принятии оспариваемого акта, поскольку согласно пунктам 5 и 6 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ, пункту 2 Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. N 530, перечень социально значимых продовольственных товаров, а также предельно допустимые розничные цены на них устанавливаются Правительством Российской Федерации и не более чем на 90 дней.
Указанный вывод суда правильно мотивирован тем, что оспариваемое Постановление принято не по вопросу определения перечня социально значимых продовольственных товаров и установления на них предельно допустимых розничных цен в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ, а вводит государственное регулирование предельных торговых надбавок товаров, в связи с чем пункты 5 и 6 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ не применимы к существу рассматриваемого дела.
Ссылки в апелляционной жалобе на то, что в утвержденном Постановлением ассортиментном перечне не содержится товаров, относящихся к грузам с ограниченным сроком их завоза, что также не свидетельствует о незаконности оспариваемого акта, являются несостоятельными, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Так, в Постановлении Правительства Российской Федерации от 07 марта 1995 г. N 239 речь идет о поставках товаров в местности с ограниченными сроками завоза грузов (продукции), а не о грузах с ограниченным сроком их завоза, как указывают заявители.
Другие доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, по существу сводятся к переоценке выводов суда, проверялись им и получили правильную оценку в решении. Поэтому оснований для отмены решения суда Судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Шпилевого С.Н., Иванюка В.Д. и Цветнова П.П. - Сусликова Д.М. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Анишина В.И. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 июля 2015 г. N 70-АПГ15-1
Текст определения официально опубликован не был