Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 июля 2015 г. N 58-АПГ15-23
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Калининой Л.А., Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мухенские электрические сети" о признании недействующим постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 26 декабря 2014 г. N 43/8 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Хабаровского края на 2015 год" по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Мухенские электрические сети" на решение Хабаровского краевого суда от 9 апреля 2015 г., которым в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителей общества с ограниченной ответственностью "Мухенские электрические сети" Гордейчика А.В., Комитета по тарифам и ценам Правительства Хабаровского края Гончар Е.И., Прядко Н.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "Мухенские электрические сети" (далее - ООО "Мухенские электрические сети", сетевая организация) обратилось в Хабаровский краевой суд с заявлением о признании недействующим постановления Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее - Комитет) от 26 декабря 2014 г. N 43/8 "Об установлении (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Хабаровского края на 2015 год".
Решением Хабаровского краевого суда от 9 апреля 2015 г. в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Мухенские электрические сети" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей участвовавших в деле лиц и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Постановлением Комитета от 26 декабря 2014 г. N 43/8 установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Хабаровского края на 2015 год с календарной разбивкой согласно приложению к настоящему постановлению. Указанные тарифы действуют с 1 января по 31 декабря 2015 г.
По мнению заявителя, Комитетом нарушено право общества на свободу экономической деятельности, в частности, не соблюдены требования законодательства о процедуре предварительного уведомления о рассмотрении тарифного дела и ознакомления с материалами заседания. Данные обстоятельства в последующем лишили заявителя возможности представить мотивированные возражения на проект постановления. Кроме того, заявитель считает, что оспариваемым актом Комитет установил необоснованный размер необходимой валовой выручки предприятия с нарушением требований пунктов 25, 26, 28 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, а также пунктов 38, 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", а также пункта 49 Методических указаний по расчёту регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утверждённых приказом Федеральной службы по тарифам России от 6 августа 2004 г. N 20-э/2 (далее - Методические указания N 20-э/2).
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил отсутствия нарушений органом регулирования процедуры рассмотрения и утверждения оспариваемого постановления.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 4 июня 2010 г. N 142-пр утверждено Положение о Комитете по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее - Положение), из которого следует, что Комитет является органом исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за порядком ценообразования
Согласно пункту 4.1.2. Положения в полномочия Комитета в области государственного регулирования цен (тарифов), надбавок на электрическую энергию, входит установление тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по указанным электрическим сетям.
С учетом изложенного оспариваемое постановление от 30 декабря 2014 г. N 43/8 принято уполномоченным органом в пределах его компетенции.
Судебной коллегией при поверке доводов апелляционной жалобы о нарушении процедуры принятия оспариваемого постановления установлено следующее.
Во исполнение пункта 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - постановление от 29 декабря 2011 г. N 1178), которым утверждены Основы ценообразования (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила).
В соответствии с пунктами 25, 26, 28 Правил организация, осуществляющая регулируемую деятельность, за 10 дней до рассмотрения вопроса об установлении тарифов должна быть извещена (с подтверждением получения извещения) о дате, времени и месте заседания, и не позднее чем за 1 день до заседания ознакомлена с его материалами, включая проект решения; в случае неявки на заседание представителей организации, осуществляющей регулируемую деятельность, рассмотрение дела может быть отложено, а в случае повторного отсутствия рассмотрено без их участия, кроме того, предусмотрено, что основания, по которым отказывается во включении отдельных расходов в тариф, указывается в протоколе заседания.
Согласно пункту 81 Основ ценообразования расчеты за услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, с потребителями, энергопринимающие устройства которых присоединены к территориальным сетевым организациям, производятся по единым (котловым) тарифам и ценам (тарифам) на услуги по передаче электрической энергии для сетевых организаций.
В силу пункта 49 Методических указаний N 20-э/2 расчёт единых на территории субъекта Российской Федерации тарифов на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированной по уровням напряжения, для потребителей услуг по передаче электрической энергии (кроме сетевых организаций), независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены (единые (котловые) тарифы) производится на основе необходимой валовой выручки, рассчитанной в соответствии с пунктом 47 данных Методических указаний для каждой сетевой организации расположенной на территории субъекта Российской Федерации.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 28 марта 2013 г. N 313-э утвержден Регламент установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающий порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдаче отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней (далее - Регламент N 313-э).
В соответствии с пунктом 2 Регламента N 313-э рассмотрение дел об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической энергии (мощности), осуществляется на основании предложений (заявления об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии).
Вместе с тем котловой тариф на услуги по передаче электрической энергии объединяет в себе необходимые валовые выручки всех сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории края, а потому его установление не может быть основано на заявлении какой-либо одной организации, осуществляющей регулируемую деятельность.
В таблице "Размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Хабаровского края на 2015 год" приложения 1 к оспариваемому постановлению справочно указаны все сетевые организации, в отношении которых осуществлялось государственное регулирование на 2015 год.
Необходимая валовая выручка каждой из сетевых организаций рассчитана в установленном порядке отдельными постановлениями Комитета, на основании рассмотрения дел об установлении тарифов, открытых по заявлению каждой сетевой организации.
В рассматриваемом случае установление тарифов производилось в соответствии с пунктом 3 Регламента N 313-э исходя из имеющихся данных, фактически предоставленных территориальными сетевыми организациями в рамках предложений по установлению индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Указание заявителя на необходимость привлечения его к процедуре установления единого (котлового) тарифа в соответствии с пунктами 25, 26, 28 Правил основано на неверном толковании норм права.
Необходимая валовая выручка ООО "Мухенские электрические сети" в оспариваемом постановлении указана справочно, а не установлена им.
То обстоятельство, что постановление об установлении индивидуального тарифа принято до установления единого (котлового) тарифа, связано с процедурой его принятия, не противоречит действующему законодательству и прав заявителя не нарушает.
Доводы заявителя о том, что, установив единый (котловой) тариф для ОАО "ДРСК", орган регулирования тем самым исключил право заявителя пользоваться им, также основан на неверном толковании закона, поскольку данный тариф устанавливается не для расчетов сетевых организаций, а для оплаты потребителем услуг по передаче электрической энергии.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального права и норм процессуального права, предусмотренного законом в качестве оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке.
С учётом изложенного обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Хабаровского краевого суда от 9 апреля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мухенские электрические сети" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22 июля 2015 г. N 58-АПГ15-23
Текст определения официально опубликован не был