Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 июля 2015 г. N 45-АПГ15-8
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Калининой Л.А. и Меркулова В.П.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело
по апелляционной жалобе Губернатора Свердловской области
на решение Свердловского областного суда от 20 февраля 2015 года
об удовлетворении в части заявления прокурора Свердловской области о признании противоречащими и недействующими отдельных положений Закона Свердловской области от 17 декабря 2014 года N 124-ОЗ "О внесении изменений в Закон Свердловской области "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснение представителей Губернатора Свердловской области - Шахматова В.В., Законодательного Собрания Свердловской области - Лысакова В.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда незаконным и необоснованным, подлежащим отмене в части удовлетворения требований прокурора Свердловской области, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
статьёй 1 Закона Свердловской области от 17 декабря 2014 года N 124-ОЗ "О внесении изменений в Закон Свердловской области "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" внесены изменения в Закон Свердловской области от 14 июня 2005 года N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области", которыми:
- пункт 3 статьи 1 после слов "административным комиссиям" дополнен словами "уполномоченному исполнительному органу государственной власти Свердловской области, указанному в статье 45-2 настоящего Закона Свердловской области" (подпункт 1);
- статья 19 дополнена примечанием следующего содержания: "Примечание. В случае если муниципальными нормативными правовыми актами парковки (парковочные места), расположенные на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, отнесены к объектам внешнего благоустройства, к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи и совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи в соответствии с федеральным законом привлекаются собственника (владельцы) транспортных средств (подпункт 2);
- статья 45 после слов "административные комиссии" дополнена словами "и уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области, указанный в статье 45-2 настоящего Закона Свердловской области" (подпункт 3);
- часть 1 пункта 1 статьи 45-1 после слов "на территории Свердловской области" дополнена словами "а также дел об административных правонарушениях, предусмотренных пунктом 2 статьи 19 настоящего Закона Свердловской области, при фиксации административных правонарушений с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи" (подпункт 4);
- глава 10 дополнена статьей 45-2 следующего содержания: "Статья 45-2. Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области, определенный Правительством Свердловской области, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных пунктом 2 статьи 19 настоящего Закона Свердловской области, при фиксации правонарушений с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи.
От имени уполномоченного исполнительного органа государственной власти Свердловской области, указанного в части 1 настоящей статьи, дела об административных правонарушениях рассматривают уполномоченные должностные лица этого органа, перечень которых устанавливается исполнительным органом государственной власти Свердловской области." (подпункт 5).
Прокурор Свердловской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими приведённых выше положений.
Решением Свердловского областного суда от 20 февраля 2015 года признано противоречащим федеральному законодательству и недействующим примечание к статье 19 Закона Свердловской области от 14 июня 2005 года N 52-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области", предусмотренное подпунктом 2 статьи 1 Закона Свердловской области от 17 декабря 2014 года N 124-ОЗ "О внесении изменений в Закон Свердловской области "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области".
В остальной части заявленных прокурором требований решением Свердловского областного суда от 20 февраля 2015 года отказано.
В апелляционной жалобе Губернатор Свердловской области просит решение суда первой инстанции в части удовлетворения заявленных прокурором требований отменить, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, принять в этой части новый судебный акта об отказе в удовлетворении заявления.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам полагает решение суда в той части, которой признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим подпункт 2 статьи 1 Закона Свердловской области от 17 декабря 2014 года N 124-ОЗ "О внесении изменений в Закон Свердловской области "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области", отменить и принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
Признавая недействующим подпункт 2 статьи 1 Закона Свердловской области от 17 декабря 2014 года N 124-ОЗ "О внесении изменений в Закон Свердловской области "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области", суд первой инстанции, руководствуясь пунктами 1 и 4 статьи 1.3 и статьи 2.6.1 КоАП РФ, исходил из того, что законодатель Свердловской области, устанавливая оспариваемым примечанием порядок привлечения собственников (владельцев) транспортных средств к административной ответственности за неуплату платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъёмки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъёмки, видеозаписи, фактически урегулировал вопрос в области законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях, отнесённый к исключительной компетенции Российской Федерации
С таким выводом суда согласиться нельзя.
В силу статьи 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершённые с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме и специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств (часть 1); собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц (часть 2).
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, проанализировав подпункт 2 статьи 1 Закона Свердловской области от 17 декабря 2014 года N 124-ОЗ "О внесении изменений в Закон Свердловской области "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" в системной взаимосвязи с приведёнными нормами федерального законодательства, приходит к выводу о том, что оспариваемое примечание иного порядка привлечения к административной ответственности собственников (владельцев) транспортных средств, чем это предусмотрено федеральным законодателем, не устанавливает; норма по своей юридико-технической конструкции носит отсылочный характер, что не может расцениваться как противоречие федеральному законодательству.
Таким образом, поскольку выводы суда основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующего спорное правоотношение, данное решение в этой части подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе прокурору Свердловской области в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
апелляционную жалобу Губернатора Свердловской области удовлетворить, решение Свердловского областного суда от 20 февраля 2015 года в части признания противоречащим федеральному законодательству и недействующим подпункта 2 статьи 1 Закона Свердловской области от 17 декабря 2014 года N 124-ОЗ "О внесении изменений в Закон Свердловской области "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" отменить.
Принять в этой части новое решение, которым прокурору Свердловской области в удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим подпункта 2 статьи 1 Закона Свердловской области от 17 декабря 2014 года N 124-ОЗ "О внесении изменений в Закон Свердловской области "Об административных правонарушениях на территории Свердловской области" отказать.
Председательствующий |
Анишина В.И. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 июля 2015 г. N 45-АПГ15-8
Текст определения официально опубликован не был