Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Атор Медиа Сервис" (далее - Заявитель) на действия Министерства спорта Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по проведению мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака, в 2015 году (номер извещения 0173100014415000013) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, принявшего необоснованное решение об отказе от заключения контракта с Заявителем по итогам проведения Конкурса по причине предоставления Заявителем ненадлежащей банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 30.04.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 24 367 500 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 4 заявки от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 3 участника закупки;
6) дата рассмотрения и оценки заявок - 03.06.15;
7) победителем Конкурса признано ООО "Атор Медиа Сервис" с предложением о цене контракта 20 305 625 рублей;
8) Заказчиком заключен государственный контракт с Федеральным государственным бюджетным общеобразовательным учреждением высшего профессионального образования "Пензенский государственный технологический университет" по результатам Конкурса от 03.06.2015.
1. В соответствии с частью 3 статьи 54 Закона о контрактной системе в течение десяти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола победитель конкурса обязан подписать контракт и представить все экземпляры контракта заказчику. При этом победитель конкурса одновременно с контрактом обязан представить заказчику документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта в размере, который предусмотрен конкурсной документацией или частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона. В случае, если победителем конкурса не исполнены требования настоящей части, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Согласно части 6 статьи 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в части 2 и 3 статьи 45 Закона о контрактной системе.
Заявитель признан победителем Конкурса в соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участии в Конкурсе от 03.06.15 N30 победителем Конкурса признан Заявитель.
На заседании Комиссии установлено, что в качестве обеспечения исполнения контракта Заявителем представлена банковская гарантия N КТК/208/2015 от 11.06.15 (далее - Банковская гарантия) выданная КБ "НЕФТЯНОЙ АЛЬЯНС" на сумму 7 310 250 рублей. Срок действия Банковской гарантии установлен до 10.01.2016 г. включительно.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Заявителю отказано в принятии Банковской гарантии в связи с не соответствием Банковской гарантии условиям, указанным в части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе и несоответствием банковской гарантии требованиям, содержащимся в документации о закупке пп. 6.12 п.6 Раздела I "Требования у участникам Конкурса, содержанию форме составу заявки на участие в конкурсе и инструкция по ее заполнению", а именно Заявителем представлена Банковская гарантия со сроком действия, не превышающим срок действия контракта.
На заседании Комиссии установлено, что Конкурсная документация содержит следующие сроки:
1) В соответствии с пунктом 9.1 Проекта контракта конкурсной документации "Настоящий Контракт вступает в силу и становится обязательным для Сторон с даты подписания и действует до исполнения Сторонами своих обязательств".
2) В соответствии с пунктом 1.2 Проекта контракта конкурсной документации "работы должны быть выполнены Исполнителем в сроки, установленные в Техническом задании, но не позднее 10 декабря 2015 года".
3) В соответствии с пунктом 4.3 Проекта контракта конкурсной документации "В течение пяти рабочих дней с момента предоставления подготовленной и подписанной Исполнителем отчетной документации, Заказчик осуществляет проверку результатов исполнения обязательств Исполнителем по настоящему Контракту на предмет соответствия выполненных работ и представленной отчетной документации требованиям и условиям настоящего Контракта".
4) В соответствии с пунктом 4.4 Проекта контракта конкурсной документации "по результатам рассмотрения исполнения обязательств Исполнителя Заказчик с учетом результатов экспертизы (если для проверки соответствия качества выполненных работ требованиям, установленным Контрактом, Заказчик привлек независимых экспертов), не позднее чем через пять рабочих дней с момента предоставления Исполнителем отчетной документации, передает Исполнителю подписанный со своей стороны акт сдачи-приемки выполненных работ по Контракту или мотивированный отказ от подписания акта сдачи-приемки выполненных работ по Контракту".
5) В соответствии с пунктом 4.5 Проекта контракта конкурсной документации "В случае получения мотивированного отказа Заказчика от подписания акта сдачи-приемки выполненных работ по Контракту, Исполнитель обязан рассмотреть мотивированный отказ и устранить недостатки в срок, указанный Заказчиком в мотивированном отказе, а если срок не указан, то в течение 10 (десяти) календарных дней с момента его получения. Доработанная Исполнителем отчетная документация с описью произведенных изменений рассматривается Заказчиком в соответствии с п. 4.3. и 4.4. Контракта".
6) В соответствии с пунктом 2.5 Проекта контракта конкурсной документации "Оплата выполненных Исполнителем Работ производится Заказчиком ежемесячно, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя не более чем в течение 30 (тридцати) дней с даты подписания Заказчиком Акта сдачи-приемки выполненных Работ за очередной месяц. Оплата производится на основании подписанного Сторонами Акта сдачи-приемки выполненных работ и отчета о выполненных работах".
Таким образом, Комиссия приходит в выводу, что исходя из положений установленных в проекте контракта Конкурсной документации в отношении срока исполнения контракта, невозможно надлежащим образом определить срок действия контракта, что в свою очередь не позволяет определить надлежащий срок действия Банковской гарантии, в то время как пункт 11 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе накладывает на Заказчика обязанность установить условия обеспечения исполнения контракта. Указанные нарушения в действиях Заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того действия Заказчика нарушают положения части 3 статьи 54 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В Конкурсной документации установлен в том числе критерий оценки заявок на участие в Конкурсе: "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (значимость критерия 40%).
По данному критерию Заказчиком установлен в том числе показатель "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" в соответствии с которым: "При оценке по данному показателю анализируется информация об опыте участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема за период с 1 января 2009 года с ценой контракта не менее 75% от начальной (максимальной) цены государственного контракта:
- опыт работы с федеральными СМИ,
- опыт работы в области организации мероприятий, имеющих большую социальную значимость".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по показателю "Опыт участника закупки по выполнению работ сопоставимого характера и объема" критерия оценки заявок "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" не позволяет оценить опыт участника закупки в связи с тем, что в Конкурсной документации не указаны надлежащим образом показатели, определяющие сопоставимость ранее выполненных работ участниками закупки предмету Конкурса.
Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в ненадлежащем установлении порядка оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают положение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе. Указанные действия Заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно части 2 статьи 54 Закона о контрактной системе контракт заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или при проведении закрытого конкурса с даты подписания такого протокола.
На заседании Комиссии установлено, что 24.06.2015 Заказчиком заключен контракт с Федеральным государственным бюджетным общеобразовательным учреждением высшего профессионального образования "Пензенский государственный технологический университет" занявшим второе место по результатам проведения Конкурса 03.06.2015. Протокол отказа от заключения контракта с ООО "Атор Медиа Сервис" N51 сформирован заказчиком от 18.06.2015, следовательно сроки для заключения контракта со вторым участником Конкурса сокращены Заказчиком в нарушение требований Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик заключил контракт раннее установленного Законом о контрактной системе срока, что нарушает часть 2 статьи 54 Закона о контрактной системе.
4. В соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 указанной статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с пунктом 28 Раздела II. "Сведения о проводимом открытом конкурсе" Конкурсной документации "Заказчиком установлено требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций на сумму не менее 15% начальной (максимальной) цены контракта - 3 655 125 рублей".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком установлена сумма в стоимостном выражении, а не в виде процента от цены Контракта к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, что нарушает требования части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Указанные действия Заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Атор Медиа Сервис" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 30, части 2,3 статьи 54, пункта 9,11 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Заказчиком по результатам проведения Конкурса заключен контракт, предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
4. Передать материалы дела от 29.06.15 N773/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 29 июня 2015 г. N К-773/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был