Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "ГарантСтрой" (далее - Заявитель) на действия Министерства обороны Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию и санитарному содержанию зданий ГВКГ им. ак. Н.Н. Бурденко и МУНКЦ им. П.В. Мандрыка Министерства обороны Российской Федерации и прилегающих к ним территорий в 2015 году для нужд Министерства обороны Российской Федерации (номер извещения 0173100004515000955) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в документации об Аукционе установлены неправомерные требования к материалам, используемым при оказании услуг.
2. Заказчиком в документации об Аукционе установлены требования к товару "Смесь семян газонных трав тип 1, тип 2", при этом услуги по озеленению в документации об Аукционе отсутствуют.
3. Заказчиком в документации об Аукционе не определен объем услуг по комплексному техническому обслуживанию материалов, а также не определено количество товара и цена единицы товара, используемого при оказании услуг.
4. Заказчиком в проекте контракта и в извещении установлены противоречивые сроки оказания услуг, что ведет к ограничению количества потенциальных участников закупки.
5. Заказчиком не установлены надлежащим образом требования к показателям соответствия товаров ГОСТ, используемых при оказании услуг.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 18.05.2015;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 105 631 359, 95 рублей;
3) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 10.06.2015;
4) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
5) дата проведения Аукциона - 15.06.2015.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлены неправомерные требования к материалам, используемым при оказании услуг.
На заседании Комиссии установлено, что в ходе рассмотрения жалобы ООО "Еврокапитал" комиссией ФАС России по контролю в сфере закупок в рамках проведения внеплановой проверки 04.06.2015 по делу N К-699/15 установлено, что документация об Аукционе содержит неправомерные требования к описанию участниками закупки товаров в составе заявок.
Таким образом, довод Заявителя обоснован, действия Заказчика, установившего неправомерные требования к описанию участниками закупки товаров в составе заявок, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Указанные действия Заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.
В связи с тем, что по выявленному нарушению Заказчику, Аукционной комиссии выдано предписание при рассмотрении заявок на участие в Аукционе не учитывать требования к описанию товаров, установленные в Приложении А к наименованию и описанию объекта закупки документации об Аукционе с учетом решения по делу N К-669/15 от 04.06.2015, по указанному нарушению предписание не выдавать.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлены требования к товару "Смесь семян газонных трав тип 1, тип 2", при этом услуги по озеленению в документации об Аукционе отсутствуют.
Согласно Приложению 2 в перечень оказываемых услуг входит уборка прилегающих территорий в летний период (с 15 апреля по 14 ноября), которая содержит услуги по стрижке и поливу газонов.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что при проведении закупки поступил аналогичный запрос от участника закупки, 01.06.2015 на Официальном сайте Заказчиком опубликованы разъяснения, согласно которым указанные товары используются в рамках комплекса работ по уборке прилегающих территорий, при нарушении целостности газонных покрытий.
Вместе с тем, представителями Заявителя не представлено доказательств, что установленные требования противоречат положениям Закона о контрактной системе, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе не определен объем услуг по комплексному техническому обслуживанию материалов, а также не определено количество товара и цена единицы товара.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно доводу жалобы Заявителя в документации об Аукционе не определен объем услуг по комплексному техническому обслуживанию материалов, а также не определено количество товара, цена единицы товара, подлежащего использованию при оказании услуг.
Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе предметом контракта является оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию и санитарному содержанию зданий ГВКГ им. ак. Н.Н. Бурденко и МУНКЦ им. П.В. Мандрыка Министерства обороны Российской Федерации и прилегающих к ним территорий в 2015 году для нужд Министерства обороны Российской Федерации.
Приложением А документации об Аукционе установлены требования к товарам, используемым при оказании услуг. В приложении 2 документации об Аукционе представлены сведения об объектах, подлежащих обслуживанию с разбивкой площадей по учреждениям и адресам, установлены требования к периодичности и объему оказываемых услуг.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в документации об Аукционе объем услуг по комплексному техническому обслуживанию материалов, а также количество товара и цена единицы товара, установлены в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих довод жалобы Заявителя.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком не определен объем услуг по комплексному техническому обслуживанию материалов, а также не определено количество товара, цена единицы товара, не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в проекте контракта и в извещении установлены противоречивые сроки оказания услуг, что ведет к ограничению количества потенциальных участников закупки.
Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об Аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого Аукциона.
Согласно части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указывается информация в соответствии со статьей 42 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, в том числе информация о сроках поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг.
Согласно извещению сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг: с 01 июля 2015 года по 31 октября 2015 года.
Вместе с тем, согласно пункту 13.2 Проекта контракта услуги должны быть оказаны в срок с 01 июля 2015 года по 30 ноября 2015 года.
Пунктом 1.4 Приложения 2 к документации об Аукционе установлен срок оказания услуг: в период с 01 июля 2015 г. по 30 ноября 2015 года.
Согласно Приложению 3 к документации об Аукционе начальная (максимальная) цена контракта рассчитана по объему оказываемых услуг периодичностью 5 месяцев, то есть с 01.07.2015 по 30.11.2015.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в извещении, проекте контракта документации об Аукционе противоречивые сроки оказания услуг по контракту, не соответствуют пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, нарушают часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, представители Заказчика на заседании Комиссии подтвердили, что указанное несоответствие в части указания Заказчиком сроков оказания услуг согласно проекту контракта документации об Аукционе, а также извещению, является технической ошибкой. Исходя из того, что государственный контракт заключается на условиях, предусмотренных проектом контракта, следует, что услуги должны быть оказаны в срок с 01 июля 2015 года по 30 ноября 2015 года.
Также на заседание Комиссии представители Заказчика пояснили, что на участие в Аукционе подано 4 заявки.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что указанная техническая ошибка не повлияла на возможность подачи заявок на участие в Аукционе.
5. Согласно доводам Заявителя, Заказчиком не установлены надлежащим образом требования к показателям соответствия товаров ГОСТ, используемых при оказании услуг.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Вместе с тем, Комиссия, рассмотрев доводы Заявителя относительно установления требований к показателям соответствия товаров ГОСТ, содержащихся в Приложение А документации об Аукционе, заслушав объяснения Заказчика, приходит к выводу, что при описании объекта закупки допущены нарушения пунктов 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Так, например, в соответствии с пунктом 36 Приложения А документации об Аукционе, Заказчиком установлены требования о соответствии материала "Смазка тип 1" ГОСТу 1033-79, а также следующие характеристики: "минимальная температура каплепадения - не более 93 °С. Максимальная вязкость эффективная при 0°С и среднем градиенте скорости деформации 10/с - не менее 227 Пас. Пенетрация при 25°С с перемешиванием (60 двойных тактов) - не менее 280 мм/10. Минимальный предел прочности на сдвиг при 50°С - не более 4,5 кгс/см2. Максимальная массовая доля свободной щелочи в пересчете на NaOH - не более 0,2 %. Максимальная массовая доля воды - не более 2,5 %. Минимальная массовая доля кальциевых мыл жирных кислот, входящих в состав естественных жиров - не более 13 %. Минимальная температура вспышки - не более 205 °С. Минимальная температура, при которой смазка сохраняет работоспособность - не менее -55 °С. Максимальная температура эксплуатации - не более 100 °С".
ГОСТ 1033-79 "Смазка солидол жировой.Технические условия" содержит следующую информацию относительно рабочей температуры материала "смазка": "смазка работает при температурах от минус 25 до плюс 65".
Учитывая изложенное, следует, что требуемый диапазон рабочей температуры материала, необходимого при оказании услуг, не регулируется указанным в документации ГОСТом.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащим образом требования к показателям соответствия товаров ГОСТ, используемых при оказании услуг, не соответствуют пунктам 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдать по данному пункту предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
6. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок.
Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, указанной в Правилах.
Пунктами 9.2, 9.3, 9.4, 9.5, 9.7 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено:
"В случае просрочки исполнения Исполнителем обязательства, предусмотренного Контрактом, Заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки Исполнителем исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (пени) устанавливается Контрактом в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013г. N1063, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки.
В случае оказания Услуг (до подписания Акта сдачи-приемки оказанных Услуг), несоответствующих требованиям Контракта к качеству Услуг, Исполнитель уплачивает штраф в размере ___________ за каждый факт оказания Услуг, несоответствующих требованиям Контракта к качеству Услуг.
В случае нарушения Исполнителем (до подписания Акта сдачи-приемки оказанных Услуг) сроков доведения Услуг до соответствия требованиям, установленным Контрактом, в том числе до надлежащего качества, установленных пунктом 6.14. Контракта, Заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки Исполнителем исполнения обязательства, предусмотренного пунктом 6.14. Контракта, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного пунктом 6.14. Контракта срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (пени) устанавливается Контрактом в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки.
В случае неисполнения и (или) ненадлежащего исполнения гарантийных обязательств Исполнитель уплачивает штраф в размере ___________ за каждый факт нарушения гарантийного обязательства.
В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательства по окончательному расчету за оказанные Услуги, предусмотренные Контрактом, Исполнитель вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (пени) устанавливается Контрактом в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от размера окончательного расчета за оказанные Услуги) за каждый факт просрочки. Ответственность за просрочку Заказчиком обязательства по окончательному расчету за оказанные Услуги, предусмотренного Контрактом, не применяется в случае, если Исполнителем своевременно не исполнены обязательства по оказанию Услуг и (или) предоставлению документов на оплату".
В проекте государственного контракта Заказчиком не установлены условия об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, а именно размер штрафа, пени в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами обязательств, предусмотренных контрактом.
Таким образом, Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе не установлены соответствующие требованиям Правил размер штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом, и размер пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом.
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают части 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с тем, что по выявленному нарушению выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 04.06.2015 по делу N К-669/15, по выявленному нарушению предписание не выдавать.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ГарантСтрой" обоснованной в части установления Заказчиком требований в документации об Аукционе к описанию участниками закупки товаров, используемых при оказании услуг, установления противоречивых сроков оказания услуг, а также в части не установления в документации об Аукционе надлежащим образом требований к показателям соответствия товаров ГОСТ, используемых при оказании услуг.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения частей 5, 7, 8 статьи 34, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела от 04.06.2015 N К-684/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 8 июня 2015 г. N К-684/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был