Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Промгидрострой" (далее - Заявитель) на положения документации о закупке при проведении ФКУ "Войсковая часть 6917" (далее - Заказчик), ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на капитальный ремонт помещений медицинской роты войсковой части 6917 (номер извещения 0875100000215000014) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе установлены требования, не позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным Заказчиком требованиям по пунктам 2, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 15 технического задания документации об Аукционе, что не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке:
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 06.05.2015 в 18:41;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) дата и время окончания срока подачи заявок 01.06.2015 в 10:00;
4) начальная (максимальная) цена контракта - 3 230 467 рублей;
5) на участие в Аукционе подано 17 заявок от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 9 участников закупки;
7) дата проведения Аукциона - 05.06.2015.
I. Согласно доводам Заявителя, Заказчиком в техническом задании документации об Аукционе установлены требования, не позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным Заказчиком требованиям по пунктам 2, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 15 технического задания документации об Аукционе, что не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком в пункте 2 раздела "Требования к техническим (качественным) характеристикам основных материалов" (далее - Техническое задание) документации об Аукционе установлена характеристика с несуществующей единицей измерения, а именно:
в пункте 2 "Панели плиточные" Технического задания установлен показатель "Теплопроводность - 0.06 ". Заявитель полагает, что символ "С" искажает значение показателя, поскольку теплопроводность измеряется с причислением температурных показателей.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком допущена техническая ошибка в пункте 2 Технического задания, а именно: указано "" вместо "".
Однако в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 02.06.2015 N 0875100000215000014-1, подано 17 заявок, по указанному основанию первые части заявок участников закупки не отклонялись.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что указанная техническая ошибка не повлияла на возможность подачи заявок на участие в Аукционе, а также не нарушила законные права участников Аукциона при рассмотрении заявок.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В пункте 5 "Краски цветные, готовые к применению для внутренних работ" Заказчиком, в соответствии с ГОСТ 10503-71, установлен показатель "Степень перетира, мкм - не более 80". По мнению Заявителя, максимальное значение данного показателя, в соответствии с ГОСТ 10503-71, является "не более 70".
Согласно пункту 2.4 ГОСТ 10503-71 по физико-механическим показателям готовые к применению масляные краски должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в Таблице 2.
В пункте 5 Таблицы 2 ГОСТ 10503-71 по характеристике "Степень перетира, мкм - не более" для красок цветных МА-15, МА-22, МА-25 установлены следующие показатели: МА-15 - 90, МА-22 - 80, МА-25 - 80.
Таким образом, указанное в пункте 5 Технического задания значение показателя "Степень перетира, мкм - не более 80" не противоречит ГОСТ 10503-71, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В пункте 5 "Краски цветные, готовые к применению для внутренних работ" Заказчиком, в соответствии с ГОСТ 10503-71, установлена характеристика "Нелетучие вещества - от 77 и не более 82%". По мнению Заявителя, по данной характеристике необходимо представить два показателя в соответствии с правилами русского языка.
В связи с поступившим от участника закупки запросом на разъяснение документации об Аукционе следующего содержания: "чем должен руководствоваться участник размещения заказа при определении показателя "Нелетучие вещества", Заказчиком 26.05.2015 дано разъяснение, из которого следует, что "При составлении требований к техническим (качественным) характеристикам основных материалов документации об электронном аукционе Заказчик имел ввиду характеристику "Массовая доля нелетучих веществ, %", при нормировании данного показателя используется ГОСТ 30884-2003 "Краски масляные, готовые к применению".
Изучив ГОСТ 30884-2003 "Краски масляные, готовые к применению" Комиссия установила, что участнику закупки, в соответствии с разъяснением Заказчика от 26.05.2015, по характеристике "Нелетучие вещества" необходимо представить конкретный показатель, поскольку в соответствии с пунктом 5.3.1 ГОСТ 30884-2003 краски масляные должны соответствовать требованиям и нормам, указанным в таблице 1.
В пункте 3 Таблицы 1 ГОСТ 30884-2003 по характеристике "Массовая доля нелетучих веществ, %" для красок масляных установлены следующие показатели: для наружных работ - 60-93, для внутренних работ - 58-93.
Таким образом, указанное в пункте 3 Технического задания значение показателя "Нелетучие вещества - от 77 и не более 82%" не противоречит ГОСТ 30884-2003, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. В пункте 5 "Краски цветные, готовые к применению для внутренних работ" Заказчиком, в соответствии с ГОСТ 10503-71, установлена характеристика "Твердость, у.е., не менее 0,35". По мнению Заявителя, понять, какой показатель требует Заказчик, не представляется возможным. Кроме того, в указанном пункте Заказчиком установлен показатель "Твердость покрытия по маятниковому прибору типа ТМЛ (маятник Б), условные единицы - не менее 0,05". Заявитель полагает, что такой показатель не соответствует ГОСТ 10503-71.
Относительно показателя "Твердость, у.е." Заказчиком 26.05.2015 дано разъяснение положений документации об Аукционе. В ответе на запрос указано, что данный показатель означает "Твердость пленки в условных единицах, но при определении показателя данной характеристики Заказчиком допущена ошибка при составлении документации, в связи с этим при рассмотрении первых частей заявок на участие в электронном аукционе N 0875100000215000014 Единой комиссией не будут учитываться требования к характеристикам данного показателя".
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 02.06.2015 N 0875100000215000014-1, по указанному основанию первые части заявок на участие в Аукционе не отклонялись.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что указанная в пункте 5 Технического задания характеристика "Твердость, у.е." не повлияла на возможность подачи заявок на участие в Аукционе, а также не нарушила законные права участников Аукциона при рассмотрении первых частей заявок, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Кроме того, Заявителем указано, что Заказчиком в пункте 5 технического задания установлена характеристика "Твердость покрытия по маятниковому прибору типа ТМЛ (маятник Б), условные единицы", однако в соответствии с ГОСТ 10503-71 такой характеристики не существует, в указанном ГОСТ содержится характеристика "Твердость пленки, условные единицы, не менее по маятниковому прибору типа ТМЛ (маятник Б)".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Заказчик, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки в пункте 5 Технического задания, использовал нестандартные показатели, установленные не в соответствии с техническими регламентами, стандартами (ГОСТ 10503-71, соответствие товара которому требует Заказчик в пункте 5 Технического задания).
А именно, установил для товара в пункте 5 Технического задания характеристику "Твердость покрытия по маятниковому прибору типа ТМЛ (маятник Б), условные единицы", однако в соответствии с ГОСТ 10503-71 указанной характеристики не существует. ГОСТ 10503-71 содержит характеристику "Твердость пленки, условные единицы, не менее по маятниковому прибору типа ТМЛ (маятник Б)".
Следовательно, действия Заказчика, установившего нестандартные показатели при описании объекта закупки в пункте 5 "Краски цветные, готовые к применению для внутренних работ", не соответствуют пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
5. Заявитель полагает, что Заказчиком при описании объекта закупки в пункте 5 Технического задания установлен нестандартный показатель, а именно "Стойкость покрытия к статическому воздействию воды при °С, ч - не менее 0,5", не соответствующий ГОСТ 10503-71. При этом, по мнению Заявителя, Заказчик не использует обоснование необходимости использования нестандартных показателей.
На заседании Комиссии установлено, что характеристика "Стойкость покрытия к статическому воздействию воды при °С, ч", не соответствует ГОСТ 10503-71, поскольку в указанном ГОСТ содержится характеристика "Стойкость пленки к статическому воздействию воды при °С, ч".
Таким образом, действия Заказчика при описании объекта закупки не соответствуют пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
6. Заказчиком при описании объекта закупки в пункте 6 Технического задания установлено: "Морозостойкость должна быть выше - 50оС", По мнению Заявителя, измерить "Морозостойкость" в соответствии с формулировкой Заказчика "выше - 50оС" не представляется возможным. Кроме того Заявителем указано, что характеристики "Монтажная ширина" в соответствии с ГОСТ 30970-2002 (соответствия товара которому требует Заказчик) не существует.
Рассмотрев ГОСТ 30970-2002 Комиссия установила, что поскольку, в данном ГОСТ отсутствует характеристика "Морозостойкость", а следовательно, отсутствуют правила определения показателей по характеристике "Морозостойкость", при указании в пункте 6 Технического задания характеристики "Морозостойкость" Заказчиком использованы нестандартные показатели, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами (а именно, ГОСТ 30970-2002, соответствие товара которому требует Заказчик).
Также рассмотрев ГОСТ 30970-2002 Комиссия установила, что в данном ГОСТ отсутствует характеристика "Монтажная ширина".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчик, в нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки в пункте 6 Технического задания, использовал нестандартные показатели, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами (а именно, ГОСТ 30970-2002, соответствие товара которому требует Заказчик).
Таким образом, действия Заказчика, установившего нестандартные показатели в Техническом задании документации об Аукционе по пункту 5 "Краски цветные, готовые к применению для внутренних работ" и по пункту 6 "Блоки дверные тамбурные с заполнением стеклопакетами", не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
7. Заказчиком при описании объекта закупки в пункте 7 Технического задания установлено: "Класс по показателю приведенного сопротивления теплопередаче - 1". Заявитель полагает, что указание класса возможно только после определения сопротивления в соответствии с ГОСТ 31173-2003, однако Заказчик не указал сопротивление, в связи с чем, по мнению Заявителя, сформировать предложение по данной характеристике не представляется возможным.
Рассмотрев ГОСТ 31173-2003, Комиссия установила, что в соответствии с пунктом 4.2.1 данного ГОСТ по показателю приведенного сопротивления теплопередаче полотна дверные блоки подразделяют на классы:
1 - с приведенным сопротивлением теплопередаче 1,0 и более;
2 - с приведенным сопротивлением теплопередаче от 0,70 до 0,99 ;
3 - с приведенным сопротивлением теплопередаче 0,40-0,69 .
Следовательно, участнику закупки при даче своего предложения по указанной характеристике необходимо указать "Класс по показателю приведенного сопротивления теплопередаче - 1" (показатель "1" является показателем, значение которого не может изменяться в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
8. В пункте 8 Технического задания Заказчик установил требование "Экологичность - greenline (не должно быть свинеца!)". По мнению Заявителя, требуемый Заказчиком материал не существует.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком допущена опечатка в пункте 8 Технического задания, а именно, указано "свинеца" вместо "свинца".
Вместе с тем, в соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 02.06.2015 N 0875100000215000014-1, по указанному основанию первые части заявок участников закупки не отклонялись.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что указанная опечатка не повлияла на возможность подачи заявок на участие в Аукционе, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
9. В пункте 9 "Клей плиточный" Технического задания Заказчик установил характеристику "должна быть повышенная точность к сползанию". По мнению Заявителя, указанная характеристика не соответствует действующим стандартам и техническим регламентам, в связи с тем, что данная характеристика не содержится ни в ГОСТ на клей плиточный, ни в паспортах материалов.
Поскольку Заказчиком в пункте 9 Технического задания не установлено требование о соответствии указанного товара ГОСТ, техническим регламентам, стандартам и иными требованиям, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, Комиссией сделан вывод о том, что при описании объекта закупки по пункту 9 Технического задания Заказчиком не использованы стандартные показатели, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Таким образом, действия Заказчика при описании объекта закупки не соответствуют пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
10. В пункте 15 Технического задания Заказчиком установлено:
"N, Вт, =70 -165
Мощность, Вт, при температуре теплоносителя 70°C -165".
По мнению Заявителя, одна характеристика продублирована Заказчиком дважды. В соответствии с пунктом 3.2.3.1 "Инструкция по подготовке Заявки" документации об Аукционе, как полагает Заявитель, участнику закупки не представляется возможным дать предложение по данной характеристике, так как в одном случае участнику закупки в соответствии с пунктом 3.2.3.1 "Инструкция по подготовке Заявки" необходимо указать конкретные показатели в виде диапазона значений, а во втором случае участнику закупки в соответствии с пунктом 3.2.3.1 "Инструкция по подготовке Заявки" необходимо указать конкретные показатели в виде точного значения.
Комиссия, рассмотрев пункт 15 Технического задания, установила, что характеристика "Мощность, Вт, при температуре теплоносителя 70°C -165" является, в соответствии с документацией об Аукционе, показателем, значение которого не может изменяться.
Поскольку сам Заявитель отмечает, что характеристика "N, Вт, =70 - 165" дублирует характеристику "Мощность, Вт, при температуре теплоносителя 70°C - 165", а характеристика "Мощность, Вт, при температуре теплоносителя 70°C - 165" является конкретным показателем, Комиссия установила, что дублирование указанной характеристики не является препятствием для дачи предложения по данной характеристике, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
11. По мнению Заявителя, Заказчиком в Техническом задании установлены характеристики, не соответствующие ГОСТ, а именно:
- в пункте 6 Технического задания установлена характеристика "Ударная вязкость, ", что не соответствует ГОСТ 30970-2002.
Рассмотрев ГОСТ 30970-2002, соответствие поставляемого товара которому требует Заказчик, Комиссия установила, что в соответствии с пунктом 4.4.1 ГОСТ 30970-2002 поливинилхлоридные профили изготавливают из жесткого непластифицированного, модифицированного на высокую ударную вязкость и стойкость к климатическим воздействиям поливинилхлорида в соответствии с требованиями ГОСТ 30673-99.
В соответствии с пунктом 5.3.1 ГОСТ 30673-99 показатели физико-механических свойств профилей должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 3, в соответствии с которыми характеристика "Ударная вязкость" измеряется в "".
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
- в п. 7 Технического задания установлено наименование товара "Блок дверной стальной внутренний однопольный ДСВ, площадь 2,1 м2 (ГОСТ 31173-2003)".
В соответствии с информацией, содержащейся в Математической энциклопедии (в 5 томах) (М.: Советская Энциклопедия, 1982. - Т. 4.), площадь - численная характеристика двумерной (плоской или искривлённой) геометрической фигуры, единицей измерения площади в Международной системе единиц "СИ" является "".
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что
в пункте 7 Технического задания Заказчиком установлена характеристика в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
- в пункте 8 Технического задания установлен "Коэффициент сопротивления теплопередаче, м2°С/Вт".
В Международной системе единиц "СИ" теплосопротивление измеряется разностью температуры в Кельвинах (либо в градусах Цельсия), требуемой для переноса 1 Вт мощности энергии на 1 кв. м. площади "" или "".
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что
в пункте 7 Технического задания Заказчиком установлена характеристика в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
- в пункте 10 Технического задания установлена характеристика "Предел прочности при изгибе, Мпа (кгс/см2 х 10)". По мнению Заявителя, данная характеристика содержит несуществующий показатель, а именно: характеристика содержит значение "х 10".
Комиссия приходит к выводу о том, что исходя из положений документации об Аукционе не представляется возможным определить соответствие товара по указанной характеристике установленным Заказчиком требованиям.
Таким образом, установление Заказчиком характеристики подобным образом "Мпа (кгс/см2 х 10)" не соответствует пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушает пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
12. В пункте 6 Технического задания Заказчик установил показатель "Количество камер - от 5". При этом, Заявитель, ссылаясь на данные производителей указанного товара, утверждает, что количество камер рама и створка по данной позиции не превышает 5, а для импоста количество камер не превышает 4.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчик в пункте 6 Технического задания указывает на необходимость соответствия поставляемого товара требованиям ГОСТ 30970-2002.
В пункте 3.1.4 ГОСТ 30970-2002 установлено, что по конструктивному исполнению профильных систем дверные блоки подразделяют на изделия с двух-, трех- и более камерными профилями.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в пункте 6 Технического задания правомерно установлен показатель "Количество камер - от 5", в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
II. По результатам проведения в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой Комиссия установила следующее.
Заказчиком в пункте 3.2 документации об Аукционе установлено требование к участникам закупки о представлении в составе первой части заявки на участие в Аукционе сведений относительно наименования места происхождения товара или наименование производителя товара.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Таким образом, действия Заказчика, установившего требование о представлении участниками закупки в составе первой части заявки на участие в Аукционе сведений относительно наименования места происхождения товара или наименование производителя товара, не соответствуют подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Нарушения Закона о контрактной системе, указанные в подпунктах 4, 5, 6, 9, 11 части I и в части II настоящего Решения, допущенные Заказчиком при проведении Аукциона, содержат в себе признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия пришла к выводу о том, что вышеуказанные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в связи с чем предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе принято решение не выдавать.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Промгидрострой" обоснованной в части использования Заказчиком при описании объекта закупки показателей, не установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли на определение поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Передать материалы дела от 04.06.2015 N К-672-1/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 4 июня 2015 г. N К-672-1/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был