Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Еврокапитал" (далее - Заявитель) на действия Министерства обороны Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию и санитарному содержанию зданий ГВКГ им. ак. Н.Н. Бурденко и МУНКЦ им. П.В. Мандрыка Министерства обороны Российской Федерации и прилегающих к ним территорий в 2015 году для нужд Министерства обороны Российской Федерации (номер извещения 0173100004515000955) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, объединившего в один лот услуги по техническому обслуживанию и санитарному содержанию, не связанные между собой, что ограничивает количество участников закупки.
2. В документации об Аукционе не определен объем услуг по комплексному техническому обслуживанию инженерных систем, оборудования, конструктивных элементов зданий, а также не определено количество товара и цена единицы товара.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 18.05.2015;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 105 631 359, 95 рублей;
3) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 10.06.2015;
4) дата проведения Аукциона - 15.06.2015.
1. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчик неправомерно объединил в один объект закупки услуги по техническому обслуживанию и санитарному содержанию, не связанные между собой, что ограничивает количество участников закупки.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что предмет закупки, включающий оказание услуг комплексного технического обслуживания и санитарного содержания зданий, сформирован в соответствии с потребностями Заказчика и не противоречит Закону о контрактной системе.
Кроме того, на заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки.
Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих ограничение количества участников закупки.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчик неправомерно объединил в один объект закупки (один лот) услуги по техническому обслуживанию и санитарному содержанию, не связанные между собой, что ограничивает количество участников закупки, не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно доводу жалобы Заявителя в документации об Аукционе не определен объем услуг по комплексному техническому обслуживанию инженерных систем, оборудования, конструктивных элементов зданий, а также не определено количество товара, цена единицы товара, подлежащего использованию при оказании услуг.
Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе предметом контракта является оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию и санитарному содержанию зданий ГВКГ им. ак. Н.Н. Бурденко и МУНКЦ им. П.В. Мандрыка Министерства обороны Российской Федерации и прилегающих к ним территорий в 2015 году для нужд Министерства обороны Российской Федерации.
Приложением А документации об Аукционе установлены требования к товарам, используемым при оказании услуг. В приложении 2 документации об Аукционе представлены сведения об объектах, подлежащих обслуживанию с разбивкой площадей по учреждениям и адресам, установлены требования к периодичности и объему оказываемых услуг.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что участник закупки самостоятельно определяет количество используемых товаров и материалов, и иных необходимых ресурсов для оказания услуг в соответствии с условиями контракта.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих довод жалобы Заявителя.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком не определен объем услуг по комплексному техническому обслуживанию инженерных систем, оборудования, конструктивных элементов зданий, а также не определено количество товара, цена единицы товара, не нашел своего подтверждения.
3. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Вместе с тем, согласно пункту 77 Приложения А к наименованию и описанию объекта закупки документации об Аукционе, Заказчиком установлены следующие требования к товару "Лопата (тип 3)": "внутренний диаметр тулейки не менее 37 мм. Длина черенка более 900 мм. Высота ковшовой части с тулейкой не менее 38 см. Ковшовая часть должна быть термически обработана. Толщина ковшовой части в плоской её части не менее 1,5 мм. На конце черенка должна быть рукоятка. Материал изготовления ковшовой части - титан или высокоуглеродистая сталь. Черенок должен быть в наличии. Высота без тулейки более 27 и не более 30 см. Ширина ковшовой части менее 231 мм".
Согласно пункту 76 Приложения А к наименованию и описанию объекта закупки документации об Аукционе, Заказчиком установлены следующие требования к товару "Перчатки (тип 3)": "материал изготовления хлопок, полиэстер. Величина обхвата кисти (измеряемая посередине между основаниями большого и указательного пальцев) не менее 20 и менее 26 см. Содержание хлопка в составе материала изготовления не менее 70%. Периметр напульсника менее 300 мм. Тип перчаток должен быть пятипалый. Общая длина не менее 25 см. Общая ширина не менее 8 см. Рабочая сторона перчаток должна быть с точечным полимерным покрытием. Содержание полиэстера в составе материала изготовления не менее 20%".
Согласно пункту 83 Приложения А к наименованию и описанию объекта закупки документации об Аукционе, Заказчиком установлены следующие требования к товару "Грабли (тип 2)": "тип сечения зуба граблей должен быть прямоугольный. Сварные швы на наружных поверхностях должны быть зачищены от шлака, сварочных брызг, наплывов. Гребенка и трубка граблей должны быть изготовлены из стали. Количество зубьев не менее 10 и не более 16 шт. Черенок в трубке качаться не должен. Черенок граблей покрыт лаком или эмалью. На поверхности металлических деталей граблей должны отсутствовать трещины, вмятины, следы коррозии, сколы, заусенцы. Плоскость симметрии гребенки и плоскость симметрии трубки должны совпадать. Шаг зубьев не менее 28 и не более 45 мм. Исполнение граблей 1 или 2 или 3. Соединение деталей граблей должно быть прочным. Зубья граблей должны быть одинаковыми по высоте, должны быть параллельны между собой и должны располагаться в одной плоскости. В сварных соединениях должны отсутствовать непровары и прожоги. Размер развертки зуба 74 или 85 мм. Грабли должны быть предназначены для садово-огородных работ и работ по благоустройству территории. Черенок граблей должен быть изготовлен из пиломатериалов лиственных пород. Концы зубьев граблей должны быть заострены. Длина черенка не менее 1300 и менее 1600 мм. Металлические детали граблей покрыты эмалью или порошковой краской".
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об Аукционе требований к описанию участниками закупок товаров, используемых при оказании услуг, ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные требования к описанию участниками закупок товаров в составе заявок, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Указанные действия Заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.
3. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок.
Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, указанной в Правилах.
Пунктами 9.2, 9.3, 9.4, 9.5, 9.7 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено:
"В случае просрочки исполнения Исполнителем обязательства, предусмотренного Контрактом, Заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки Исполнителем исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (пени) устанавливается Контрактом в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N1063, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки.
В случае оказания Услуг (до подписания Акта сдачи-приемки оказанных Услуг), несоответствующих требованиям Контракта к качеству Услуг, Исполнитель уплачивает штраф в размере ___________ за каждый факт оказания Услуг, несоответствующих требованиям Контракта к качеству Услуг.
В случае нарушения Исполнителем (до подписания Акта сдачи-приемки оказанных Услуг) сроков доведения Услуг до соответствия требованиям, установленным Контрактом, в том числе до надлежащего качества, установленных пунктом 6.14. Контракта, Заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки Исполнителем исполнения обязательства, предусмотренного пунктом 6.14. Контракта, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного пунктом 6.14. Контракта срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (пени) устанавливается Контрактом в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки.
В случае неисполнения и (или) ненадлежащего исполнения гарантийных обязательств Исполнитель уплачивает штраф в размере ___________ за каждый факт нарушения гарантийного обязательства.
В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательства по окончательному расчету за оказанные Услуги, предусмотренные Контрактом, Исполнитель вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (пени) устанавливается Контрактом в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от размера окончательного расчета за оказанные Услуги) за каждый факт просрочки. Ответственность за просрочку Заказчиком обязательства по окончательному расчету за оказанные Услуги, предусмотренного Контрактом, не применяется в случае, если Исполнителем своевременно не исполнены обязательства по оказанию Услуг и (или) предоставлению документов на оплату".
В проекте государственного контракта Заказчиком не установлены условия об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, а именно размер штрафа, пени в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами обязательств, предусмотренных контрактом.
Таким образом, Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе не установлены соответствующие требованиям Правил размер штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом, и размер пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом.
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают части 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Еврокапитал" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения частей 5, 7, 8 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела от 04.06.2015 N К-669/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 4 июня 2015 г. N К-669/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был