Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) при участии представителей Министерства обороны Российской Федерации Николаенко Г.Н., Емишева А.Х., Таирова А.Т., Гнатюка И.И., Ремез Е.Н., ООО "Восток" Кирсанова А.Г., представители ООО "РТС-тендер" на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Восток" (далее - Заявитель) на действия Министерства обороны Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по организации и проведению комплексного обслуживания казарменно-жилищного фонда военных городков Министерства обороны Российской Федерации, расположенных на территории Республики Армения в 2015-2016 годах (номер извещения 0173100004515000635) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, не установившего надлежащим образом требования к показателям соответствия товаров, используемых при оказании услуг потребностям Заказчика, а именно: не установлено какой именно ГОСТ соответствует товару, используемому при оказании услуг.
На заседании Комиссии представителем Заявителя озвучен дополнительный довод относительно не установления Заказчиком в документации об Аукционе единицы измерения в отношении товара "Замок", используемого при оказании услуг.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 22.04.2015;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 341 520 505, 51 рублей;
3) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 29.05.2015;
4) дата проведения Аукциона - 08.06.2015.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Приложением А к наименованию и описанию объекта закупки документации об Аукционе установлены требования к техническим характеристикам товаров, необходимых при оказании услуг.
Также Приложением А в редакции от 22.04.2015 к наименованию и описанию объекта закупки документации об Аукционе указан перечень нормативных документов, распространяющихся на группы товаров: "все товары и материалы, должны строго соответствовать нормативным правовым документам Российской Федерации и иностранным техническим и нормативным стандартам в случае признания их на территории РФ, в том числе: ГОСТ Р 51697 ГОСТ 12.1.007 ГОСТ 25328 ГОСТ 28013 ГОСТ 8736 ГОСТ 23732 ГОСТ 7931 ГОСТ 19266 ГОСТ 10503 ГОСТ 6266 ГОСТ 30244 ГОСТ 30402 ГОСТ 6141 ГОСТ 4028 ГОСТ 283 ГОСТ 4029 ГОСТ 8735 ГОСТ 6465 ГОСТ 25129 ГОСТ 6806 ГОСТ 530 ГОСТ 14918 ГОСТ 19904 ГОСТ 9179 ГОСТ 9128 ГОСТ Р 52129 ГОСТ 8267 ГОСТ 7473 ГОСТ 30108 ГОСТ 7338 ГОСТ 103 ГОСТ 380 ГОСТ 23122 ГОСТ 14254 ГОСТ 5781 ГОСТ 18992 ГОСТ 30493 ГОСТ 15167 ГОСТ 6629 ГОСТ 125 ГОСТ 18288 ГОСТ 8486 123 ФЗ ГОСТ Р 52643 ГОСТ 7417 ГОСТ 8509 ГОСТ 24064 ГОСТ 16442 ГОСТ 15845 ГОСТ P 52290 ГОСТ 535 ГОСТ 5336 ГОСТ 6323 ГОСТ 10704 ГОСТ 10705 ГОСТ 17608 ГОСТ 21631 ГОСТ 22245".
Вместе с тем, инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе не содержит требований, позволяющих определить, какой именно ГОСТ соответствует товару, используемому при оказании услуг.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлена инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе, что нарушает пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанные действия Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В Приложении А к наименованию и описанию объекта закупки документации об Аукционе, Заказчиком установлены следующие требования к товару "Замок": "должен быть двойной, цвет - белый/серый/кремовый, толщина стенки - от 0,7 до 2,4, тест на снятие крышки - для открытия не должно требоваться дополнительного инструмента, несанкционированный доступ к токоведущим частям должен быть ограничен".
Действия Заказчика не установившего надлежащим образом единицу измерения в отношении товара "Замок" не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом следует отметить, что указанные нарушения устранены путем внесения изменений 05.05.2015 относительно соответствия отдельных товаров требованиям ГОСТ в документацию об Аукционе.
2. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Вместе с тем, согласно пункту 57 Приложения А к наименованию и описанию объекта закупки документации об Аукционе, Заказчиком установлены следующие требования к товару "Перчатки (тип 4)": "Общая длина не менее 25 см. Рабочая сторона перчаток должна быть с точечным полимерным покрытием. Общая ширина не менее 8 см. Содержание полиэстера в составе материала изготовления не менее 20%. Периметр напульсника менее 300 мм. Величина обхвата кисти (измеряемая посередине между основаниями большого и указательного пальцев) не менее 20 и менее 26 см. Содержание хлопка в составе материала изготовления не менее 70%. Тип перчаток должен быть пятипалый. Материал изготовления хлопок, полиэстер".
Согласно пункту 102 Приложения А к наименованию и описанию объекта закупки документации об Аукционе, Заказчиком установлены следующие требования к товару "Лопата (тип 4)": "соединение черенка с тулейкой должно быть плотное, без люфта. Черенок лопаты оснащен вильчатой ручкой, шаровой головкой или Т-образной ручкой. На поверхности деревянных деталей лопаты должны отсутствовать трещины, отщепы, червоточины, сколы и другие пороки. Минимальное усилие изгибающего момента, выдерживаемое полотном лопаты на расстоянии 115 мм от режущей кромки, не менее 160 . Полотно лопаты термически обработано не менее чем на 90% длины от режущей кромки. Диаметр тулейки в месте соединения с черенком должен быть 40 мм. Длина тулейки до точки соединения с полотном не более 160 мм. Лопата должна быть предназначена для производства строительных работ. Минимальное усилие изгибающего момента, выдерживаемое тулейкой лопаты в месте перехода в полотно, не менее 300
. Черенок лопаты закреплен в тулейке заклепками или шурупами. Длина полотна не менее 270 и не более 320 мм. Минимальный изгибающий момент, выдерживаемый черенком лопаты, не менее 300
. Материалом изготовления полотна и тулейки должен быть стальной тонколистовой прокат. Ширина полотна не более 286 мм. Толщина полотна 1,6 мм. Черенок должен быть изготовлен из пиломатериалов лиственных пород 1-го сорта. Минимальный диаметр черенка в точке соединения с ручкой/головкой не менее 34 мм. Максимальная длина черенка не более 1300 мм. Расстояние от острого края лопаты до тулейки не менее 90 и не более 130 мм. Минимальный размер посадочной части черенка не менее 170 мм. Поверхности металлических деталей лопаты не должны иметь трещин, расслоений и заусенцев. Параметр шероховатости поверхности черенка и рукоятки/головки, кроме посадочного места, не более 63 мкм. Металлические детали лопаты должны быть покрыты нитрокраской типа НЦ".
Согласно пункту 103 Приложения А к наименованию и описанию объекта закупки документации об Аукционе, Заказчиком установлены следующие требования к товару "Грабли (тип 2)": "специальная деталь в виде распорки должна обеспечивать пружинящий эффект и прочность конструкции. Металлические части должны быть защищены от коррозии оксидированием. Черенок должен быть деревянный. Длина не менее 900 и не более 1400 мм. Веерные грабли на более 14 и не более 18 зубьев. Зубья должны быть круглые, должны быть изготовлены из пружинной стали. Охват рабочей части не менее 300 и не более 360 мм".
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, вышеприведенные примеры подробного изложения в документации об Аукционе требований к описанию участниками закупок товаров, используемых при оказании услуг ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего указанные требования к описанию участниками закупок товаров в составе заявок, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Указанные действия Заказчика содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.
3. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок.
Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, указанной в Правилах.
Пунктами 10.2, 10.3, 10.4, 10.5, 10.7 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено:
"В случае просрочки исполнения Исполнителем обязательства, предусмотренного Контрактом, Заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки Исполнителем исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (пени) устанавливается Контрактом в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки.
В случае оказания Услуг (до подписания Акта сдачи-приемки оказанных Услуг), несоответствующих требованиям Контракта к качеству Услуг, Исполнитель уплачивает штраф в размере ___________ за каждый факт оказания Услуг, несоответствующих требованиям Контракта к качеству Услуг.
В случае нарушения Исполнителем (до подписания Акта сдачи-приемки оказанных Услуг) сроков доведения Услуг до соответствия требованиям, установленным Контрактом, в том числе до надлежащего качества, установленных пунктом 7.11. Контракта, Заказчик вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки Исполнителем исполнения обязательства, предусмотренного пунктом 7.11. Контракта, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного пунктом 7.11. Контракта срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (пени) устанавливается Контрактом в размерах, определяемых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063, за каждый факт просрочки, но не менее законной неустойки, за каждый факт просрочки.
В случае неисполнения и (или) ненадлежащего исполнения гарантийных обязательств Исполнитель уплачивает штраф в размере ___________ за каждый факт нарушения гарантийного обязательства.
В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательства по окончательному расчету за оказанные Услуги, предусмотренные Контрактом, Исполнитель вправе потребовать уплату неустойки (пени). Неустойка (пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (пени) устанавливается Контрактом в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от размера окончательного расчета за оказанные Услуги) за каждый факт просрочки. Ответственность за просрочку Заказчиком обязательства по окончательному расчету за оказанные Услуги, предусмотренного Контрактом, не применяется в случае, если Исполнителем своевременно не исполнены обязательства по оказанию Услуг и (или) предоставлению документов на оплату".
В проекте государственного контракта Заказчиком не установлены условия об ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, а именно размер штрафа, пени в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами обязательств, предусмотренных контрактом.
Таким образом, Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе не установлены соответствующие требованиям Правил размер штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом, и размер пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом.
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают части 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Восток" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения частей 5, 7, 8 статьи 34, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела от 03.06.2015 N К-662/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 3 июня 2015 г. N К-662/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был