Детские железные дороги ОАО "РЖД" (далее - ДЖД) представляют собой имущественный и учебно-методический комплекс, обладающий высоким потенциалом реализации социальных, кадровых, образовательных и имиджевых задач, стоящих перед ОАО "РЖД" как крупнейшим системообразующим предприятием.
Целями деятельности ДЖД являются:
- профессиональная ориентация детей и подростков для поступления в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования железнодорожного транспорта,
- формирование и поддержка положительного имиджа железнодорожных профессий и ОАО "РЖД" как социально ответственной компании среди органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций, учебных заведений, населения, работников ОАО "РЖД",
- социальная адаптация детей и подростков.
Анализ существующего положения и результатов деятельности ДЖД свидетельствует о недостаточно результативной и эффективной работе по реализации этих целей. Он указывает также на невозможность радикального улучшения ситуации без коренных изменений в организации деятельности и управления ДЖД. В то же время, высокая социальная значимость ДЖД требует проведения необходимых изменений с учетом сохранения и развития созданной за долгие годы успешной работы материально-технической и методологической базы. При любых условиях функционирования социальные, образовательные и имиджевые функции ДЖД должны быть сохранены.
Дополнительную актуальность необходимости пересмотра подхода к организации деятельности ДЖД придает реформирование железнодорожного транспорта, обособление отдельных видов деятельности, их выделение и перевод на принципы аутсорсинга. Концентрация функций железных дорог непосредственно на перевозочном процессе делает невозможным сохранение существующей системы организации деятельности ДЖД в среднесрочной перспективе.
Настоящий документ содержит описание основных целей, задач и направлений реорганизации деятельности ДЖД, повышения ее результативности и эффективности.
Для организации деятельности ДЖД предлагается создание в ОАО "РЖД" единой корпоративной сети железнодорожных образовательных центров дополнительного образования детей и подростков.
Данная система должна обеспечить эффективное развитие материально-технической и учебной базы ДЖД, выполнение функций профессиональной ориентации и социальной адаптации детей и подростков при условии выполнения принципов доступности дополнительного профессионального образования, в том числе без непосредственной привязки к ДЖД. Создания на базе действующих ДЖД сети досуговых центров для детей и подростков с образовательным компонентом (далее - "детских технопарков").
Отдельные ДЖД входят в новую структуру на правах филиалов, по мере обеспечения их готовности к новым условиям функционирования с точки зрения обеспечения правовых, учебно-методических, кадровых условий такого перехода.
При этом предполагается передача ДЖД всех эксплуатируемых основных средств им в управление. Обеспечение требований к безопасности и охране труда будет осуществляться за счет заключения договоров по техническому обслуживанию с железными дорогами. Это решение позволит значительно повысить инвестиционную привлекательность ДЖД и использовать инфраструктуру для их популяризации среди населения, детей и подростков. Такое решение также существенно повысит управляемость ДЖД как имущественных объектов со стороны ОАО "РЖД" и снизит существующие в настоящее время налоговые риски.
В связи с необходимостью подготовки ДЖД к такой реорганизации предусматривается переходный период, в рамках которого будет организована следующая деятельность:
- создание системы комплексного железнодорожного образования во взаимодействии с образовательными учреждениями среднего и высшего профессионального образования железнодорожного транспорта;
- формирование методической базы учебной деятельности;
- стандартизация систем и программ обучения;
- получение необходимых лицензий для ведения образовательной деятельности (в качестве негосударственных образовательных центров дополнительного образования);
- создание условий для формирования за счет неосновных (необразовательных) видов деятельности доходной базы ДЖД, необходимой для частичного возмещения инвестиционных и текущих затрат, финансируемых ОАО "РЖД";
- обновление и содержание основных фондов ДЖД, в том числе с привлечением средств бюджетов всех уровней и средств инвесторов;
- разработка программ и бизнес-планов развития ДЖД в целом и отдельных образовательных и досуговых центров на базе ДЖД.
1. Исходная информация и постановка проблемы
1.1. Общие данные
На балансе ОАО "РЖД" в настоящее время находятся 23 действующие ДЖД. Инфраструктура ДЖД представляет собой имущественный комплекс, включающий железнодорожные пути общей протяженностью 89,6 км, подвижной состав в количестве 213 единиц, 59 станций, 353 иных объекта технической оснащенности. Сроки эксплуатации колеблются от 7 до 75 лет.
География ДЖД представлена на рис. 1.
Современная ДЖД - уникальное учреждение, соединяющее в себе функции железнодорожного предприятия и учреждения дополнительного образования детей по программам допрофессиональной подготовки.
Первые ДЖД появились в 30-е годы XX века. Сегодня в России многие из ДЖД оснащаются современными системами управления движением поездов, переходят на новые типы подвижного состава, внедряют диагностическую технику.
ДЖД имеют важное социальное значение для образовательного процесса, организации досуговой и внеурочной деятельности детей. Выделяются ассигнования на содержание лагерей дневного пребывания в летний период, для обмена опытом организуются поездки на другие ДЖД.
Обучение детей и подростков на ДЖД ведется в рамках кружковой и клубной работы и предназначено для детей и подростков 11-15 лет. В процессе обучения продолжительностью 4 года дети и подростки проходят подготовку по различным железнодорожным специальностям по принципу постепенного расширения и усложнения знаний и навыков. По окончании обучения выпускники ДЖД, желающие работать на железнодорожном транспорте, поступают в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования железнодорожного транспорта.
ДЖД сооружались в соответствии с нормами и техническими условиями проектирования железных дорог узкой колеи. Все ДЖД (за исключением Красноярской) имеют ширину колеи равную 750 мм. Габариты подвижного состава и приближения строений для колеи 750 мм регламентируются соответствующими стандартами.
Сложившееся состояние материально-технической базы ДЖД определяется значительными сроками их эксплуатации. По состоянию на 1 января 2007 года средний износ объектов инфраструктуры, технической оснащенности, недвижимости, эксплуатируемых ДЖД, составил 52,3%, при условии, что на 7 ДЖД износ выше 80%.
Большинство ДЖД имеют в своем распоряжении значительные площади земельных участков и построек, в том числе учебного назначения. По данным железных дорог общая площадь земельных участков превышает 140 га, площадь построек составляет порядка 47000 кв. м.
Ежегодные расходы ДЖД в текущих ценах составляют порядка 136 000 тыс. рублей, при этом годовые доходы от их деятельности не превышают 9 000 тыс. рублей. Таким образом, окупаемость расходов собственными доходами по всем ДЖД составляет 6,6%.
Ежегодно на ДЖД проходят обучение около 12,5 тыс. человек, из общего количества выпускников только 50% продолжают свое обучение в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования железнодорожного транспорта.
По данным официальной отчетности, удельные текущие затраты в год на одного обучаемого по всем ДЖД составляют 10 910 рублей. Таким образом, затраты ОАО "РЖД" на профориентацию и предварительную подготовку одного специалиста составляют в среднем 88 тыс. рублей.
Сопоставление со средними и высшими учебными заведениями регионов позволяет говорить о конкурентоспособности уровня оплаты труда преподавателей ДЖД по сравнению с преподавателями средних и даже высших учебных заведений регионов. Данные о количестве преподавателей ДЖД в сопоставлении с количеством обучаемых свидетельствуют о нормальной обеспеченности кадрами.
На основании имеющихся, на настоящий момент данных официальной отчетности, произведена следующая группировка ДЖД по признакам состояния их материально-технической базы и конечных результатов финансово-хозяйственной деятельности:
Группа А. Состояние материально-технической базы выше среднего, результаты деятельности выше среднего:
- Челябинская детская железная дорога,
- Малая Горьковская железная дорога,
- Ростовская детская железная дорога,
- Читинская Малая железная дорога,
- Ярославская детская железная дорога,
- Малая Московская железная дорога.
Группа Б. Состояние материально-технической базы выше среднего, результаты деятельности средние:
- Новосибирская детская железная дорога,
- Свободненская Малая железная дорога.
Группа В. Состояние материально-технической базы среднее, результаты деятельности выше среднего:
- Восточно-Сибирская детская железная дорога.
Группа Г. Состояние материально-технической базы среднее, результаты деятельности средние:
- Южно-Сахалинская детская железная дорога,
- Уфимская детская железная дорога,
- Красноярская детская железная дорога,
- Оренбургская детская железная дорога,
- Хабаровская детская железная дорога.
Группа Д. Состояние материально-технической базы среднее, результаты деятельности ниже среднего:
- Волгоградская детская железная дорога
Группа Е. Состояние материально-технической базы ниже среднего, результаты деятельности выше среднего:
- Новомосковская детская железная дорога,
- Свердловская детская железная дорога.
Группа Ж. Состояние материально-технической базы ниже среднего, результаты деятельности средние:
- Малая Октябрьская железная дорога,
- Пензенская детская железная дорога.
Группа З. Состояние материально-технической базы ниже среднего, результаты деятельности ниже среднего:
- Владикавказская детская железная дорога,
- Лискинская детская железная дорога,
- Тюменская детская железная дорога,
- Курганская детская железная дорога.
Обращает на себя внимание тот факт, что конечные результаты деятельности ДЖД (например, количество учащихся или поступивших в железнодорожные учебные заведения, окупаемость расходов доходами) не взаимосвязаны с основными характеристиками материально-технической базы ДЖД (износ объектов, площади земельных участков, эксплуатируемых помещений). Отсюда следует, что развитие ДЖД не может обеспечиваться только за счет инвестиций в развитие их основных фондов.
1.2. Внешняя среда функционирования ДЖД
ДЖД преимущественно функционируют в крупных городах Российской Федерации, имеющих развитую транспортную (железнодорожную) инфраструктуру, или в непосредственной близости от них. Только три ДЖД расположены в малых населенных пунктах. В пунктах расположения ДЖД или соответствующих региональных центрах, как правило, имеется значительное количество высших и средних специальных технических и железнодорожных учебных заведений. Эти условия создают хорошие возможности для повышения результативности деятельности ДЖД.
На рис. 2 представлены основные "внешние заинтересованные стороны" (внешняя среда функционирования), организация взаимодействий с которыми необходима ДЖД для успешного выполнения возложенных функций.
Органы государственной власти и местного самоуправления, в рамках выполнения своих предусмотренных законодательством функций, заинтересованы в создании условий для функционирования системы негосударственного дополнительного образования детей и подростков, к которой относятся ДЖД. Помимо профессиональной ориентации детей и подростков, ДЖД способны выполнять важную роль в области их социальной адаптации за счет организации различных форм семейного и детского досуга. Таким образом, для органов власти на местах ДЖД представляют собой потенциально привлекательные объекты социального назначения для развития различных социальных инициатив и программ социальной адаптации детей и подростков. ДЖД в свою очередь заинтересованы в привлечении средств бюджетов всех уровней для финансирования, как текущей деятельности, так и реализуемых инвестиционных программ.
Образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования железнодорожного транспорта потенциально заинтересованы в использовании ДЖД для профориентационной работы и повышения уровня специальных знаний абитуриентов. Кроме того, ДЖД могут использоваться в качестве базы для организации учебной и научно-исследовательской работы студентов. Для ДЖД сотрудничество с образовательными учреждениями среднего и высшего профессионального образования железнодорожного транспорта имеет важное значение как средство повышения качества методической работы в сотрудничестве с ними, а также для обеспечения конечного результата деятельности по профессиональной ориентации и подготовке обучаемых к продолжению учебы по железнодорожным специальностям и работе на железных дорогах.
Для широких слоев населения в местах расположения ДЖД последние являются потенциально привлекательными объектами, как с точки зрения проведения свободного времени, так и в качестве учреждений, обеспечивающих дополнительное образование для детей и подростков и возможность определиться с выбором будущей профессии. Повышению привлекательности ДЖД для населения значительно способствует бесплатное обучение детей и подростков, что имеет особое значение для малоимущих слоев населения, и тем самым способствует усилению социальной значимости ДЖД. Социальный статус ДЖД способствует, с другой стороны, увеличению числа детей и подростков, привлекаемых в ДЖД, и тем самым, выполнению их функции по формированию кадрового резерва для ОАО "РЖД".
Предприятия и организации негосударственного сектора экономики. Для этого сегмента ДЖД выступают в качестве потенциально привлекательного объекта для инвестиций, как в рамках социальных программ частного бизнеса, так и связанных с развитием недвижимости, находящейся в ведении ДЖД. Это обстоятельство определяет и возможные положительные эффекты от сотрудничества с частным бизнесом для ДЖД, поскольку дает возможность снижения затратной нагрузки на ОАО "РЖД".
Таким образом, имеется значительный потенциал взаимовыгодного взаимодействия ДЖД с органами государственной власти и местного самоуправления, образовательными учреждениями среднего и высшего профессионального образования железнодорожного транспорта и населением.
1.3. Основные проблемы деятельности
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать следующие выводы:
- сравнительно высокая фондоемкость ДЖД имеет своим последствием значительный объем потребностей в инвестиционных ресурсах для их реабилитации и развития. По той же причине, сроки получения ожидаемых эффектов от реализуемых инвестиций весьма велики, а непосредственная экономическая отдача от инвестиций не ожидается. Таким образом, инвестиции в развитие ДЖД обладают только социальной эффективностью;
- анализ инвестиционной активности и рассматриваемых проектов указывает на отсутствие прямой зависимости планируемых инвестиций от величины основных фондов, степени их износа, результативности основной деятельности;
- недостаточный уровень активности в сфере связей с общественностью не обеспечивает привлечения спонсорских средств или средств бюджетов различных уровней для обновления материально-технической базы и развития ДЖД на должном уровне. Не используются механизмы налогового стимулирования капитальных вложений в развитие ДЖД как социально значимых объектов;
- низкая рыночная активность ДЖД не позволяет формировать необходимую для развития доходную базу на основе платных перевозок или использования альтернативных направлений получения доходов. Виды деятельности ограничены и не адаптированы к условиям функционирования;
- локализация и существующие эксплуатационные характеристики (сезонность, невысокая пропускная способность) препятствуют внедрению дополнительных форм работы (например, пассажирских перевозок);
- число поступивших в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования железнодорожного транспорта из ДЖД (то есть показатель конечной результативности их деятельности) весьма незначительно;
- отсутствие образовательных программ для подростков от 15 до 17 лет не позволяет использовать ДЖД для их подготовки к поступлению в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования железнодорожного транспорта;
- у ДЖД отсутствуют лицензии на деятельность в области дополнительного образования;
- отсутствуют единые стандарты дополнительного образования детей и подростков и преподавания начальных знаний по железнодорожным специальностям;
- отсутствие устойчивых связей с образовательными учреждениями среднего и высшего профессионального образования железнодорожного транспорта, программ непрерывного образования приводит к снижению популярности ДЖД.
Анализ деятельности ДЖД показал, что взаимодействие негативных факторов и тенденций ослабляет зависимость эффективности образовательного процесса от степени развития инфраструктурной составляющей материально-технической базы ДЖД. Использование инфраструктуры ДЖД носит сезонный характер и не связано непосредственно с приобретением знаний детьми. В то же время, создание, содержание и обслуживание инфраструктуры являются основными статьями затрат ДЖД. Можно сделать вывод о низкой эффективности вложений в инфраструктуру ДЖД с точки зрения эффективности образовательного процесса.
Из сделанных выводов видно, что решение выявленных проблем возможно на основе комплексного подхода к управлению следующими направлениями деятельности ДЖД:
- текущая деятельность (в том числе, по обеспечению адекватного методологического и профессионального уровня, привлечению детей и подростков в ДЖД);
- организация взаимодействия с заинтересованными органами государственной власти и местного самоуправления, общественными организациями, профильными учебными заведениями;
- позиционирование ДЖД в сфере социально значимой деятельности (формирование положительного отношения к деятельности ДЖД со стороны целевых аудиторий: органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций, средних и высших учебных заведений, средств массовой информации, населения, работников ОАО "РЖД");
- инвестиционная деятельность (в частности, планирование и контроль над реализацией инвестиционных проектов).
Все эти элементы должны быть направлены на выполнение основных задач ДЖД - обеспечение профессиональной ориентации и первоначальной подготовки детей и подростков, для поступления в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования железнодорожного транспорта, в качестве кадрового резерва ОАО "РЖД"; формирование и поддержку положительного имиджа железнодорожных профессий и ОАО "РЖД" как социально ответственной компании среди органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций, учебных заведений, населения, работников ОАО "РЖД"; социальную адаптацию детей и подростков.
1.4. Лицензирование образовательной деятельности ДЖД
Отсутствие связи ДЖД с другими учебными заведениями является прямым следствием "неофициального" статуса образовательного процесса. В соответствии с действующим законодательством деятельность центров (домов, дворцов) дополнительного образования детей, развития творчества детей и юношества, детского (юношеского) творчества и просто детско-юношеских центров подлежит лицензированию. Не подлежат лицензированию только образовательная деятельность в форме разовых лекций и индивидуальная трудовая педагогическая деятельность. В соответствии с действующим законодательством лицензирование образовательной деятельности в области дополнительного детского образования осуществляют органы местного самоуправления.
Так как одной из целей деятельности ДЖД является улучшение имиджа ОАО "РЖД" как социально ответственной компании, нарушение установленного порядка ведения деятельности по дополнительному образованию детей может произвести обратный эффект.
В условиях бесплатного характера дополнительного образования детей в ДЖД налоговые риски ОАО "РЖД" минимальны. Значительно больший риск представляет возможное наступление ответственности руководства за нарушение установленного законом порядка ведения деятельности при выявлении нарушений прав детей и подростков в ходе образовательного процесса или причинения вреда их здоровью. В условиях большого территориального охвата сети ДЖД и отсутствия особых требований к организации образовательного процесса и педагогическому составу контроль за данным видом риска в ОАО "РЖД" представляется проблемным. Дополнительный контроль со стороны местных органов власти в данной ситуации может сыграть свою положительную роль.
Достоинства и недостатки лицензирования деятельности ДЖД по дополнительному образованию представлены в таблице N 1.
Таблица N 1
Положительные и отрицательные стороны лицензирования деятельности ДЖД по дополнительному образованию
Положительные стороны лицензирования |
Отрицательные стороны лицензирования |
- Повышение имиджа ДЖД как социального объекта; - Возможность пользования налоговыми льготами; - Повышения престижа образования; - Взаимодействие с другими образовательными учреждениями; - Возможность привлечения финансирования из местных бюджетов по социальным статьям; - Дополнительный контроль за ходом образовательного процесса и кадровым составом со стороны местных администраций; - Снижение риска ухудшения имиджа ОАО "РЖД", как социально ответственной компании, при выявлении нарушений требований по лицензированию; Отсутствие других рисков ответственности за ведение деятельности без лицензии. |
- Необходимость проведения организационных мероприятий по получению лицензий; - Необходимость разработки и согласования методических материалов и планов обучения. |
2. Формирование целевой модели развития ДЖД
2.1. Условия и сценарии развития ДЖД
Характер выявленных проблем указывает на необходимость разработки комплексной программы обновления материально-технической базы и развития ДЖД.
В зависимости от поставленных целей и задач функционирования ДЖД возможны различные варианты их развития.
Выбор направления (варианта) развития и организационной формы его реализации определяет особенности всех основных аспектов деятельности ДЖД:
- организационно-правовой статус и управление имуществом;
- организация управления ДЖД;
- организация взаимодействий ДЖД с внутренней (в рамках ОАО "РЖД") и внешней средой;
- организация текущей образовательной и дополнительной деятельности;
- организация инвестиционной деятельности.
Для построения целевой модели деятельности ДЖД в рамках настоящей концепции рассмотрены два граничных сценария дальнейшего развития ДЖД, отражающих полярные варианты этих перспектив.
Сценарий 1. Сохранение существующего положения и статуса ДЖД
Сценарий предполагает:
- сохранение ДЖД в составе железных дорог,
- финансирование текущей деятельности и инвестиционных потребностей ДЖД со стороны ОАО "РЖД".
Этот сценарий позволяет ДЖД выполнять возложенные на них социальные и образовательные функции в пределах, обеспечиваемых объемами финансирования со стороны ОАО "РЖД" и отдельных железных дорог.
В то же время, имея в виду крайне высокую восстановительную стоимость ДЖД, следует признать, что полное финансирование их инвестиционных потребностей только за счет ОАО "РЖД" проблематично, и в перспективе дефицит инвестиционных ресурсов будет только возрастать. В случае отсутствия экономической заинтересованности ДЖД в повышении эффективности их деятельности и формировании собственных источников финансирования, это приведет к выбыванию материально-технической базы образовательной деятельности, и, следовательно, к ее постепенному сворачиванию.
При существующем способе организации деятельности ДЖД не имеют стимулов к эффективному использованию положительного потенциала имеющейся материально-технической и учебно-методической базы или организации взаимодействий с внешней средой их функционирования (органами государственной власти и местного самоуправления, образовательными учреждениями среднего и высшего профессионального образования железнодорожного транспорта).
Не являясь самостоятельными субъектами системы образования, ДЖД не предпринимают никаких заметных попыток к повышению качества образовательной деятельности или повышению своей привлекательности для детей и подростков, заинтересованных в подготовке к поступлению в железнодорожные учебные заведения (например, за счет возможности поступления по целевому направлению и т.д.). В результате привлекательность ДЖД для детей и подростков падает. Для ОАО "РЖД" как собственника и инвестора ДЖД это означает дальнейший ускоренный рост инвестиционных и текущих затрат, необходимых для привлечения каждого нового обучаемого и его дальнейшей учебы в железнодорожных учебных заведениях или поступления на работу в ОАО "РЖД".
Не взаимодействуя в силу отсутствия прямой заинтересованности в этом с местными органами власти, ДЖД фактически никак не используют свой потенциал как объекта, способного решать задачи социальной адаптации детей и подростков. В результате снижается социальная значимость ДЖД, и как следствие, их способность привлекать бюджетные источники финансирования для обеспечения текущей и инвестиционной деятельности.
Отсутствие экономических стимулов приводит и к практическому отказу от использования потенциала, связанного с эффективной эксплуатацией занимаемых земельных участков, зданий и сооружений, способной обеспечить хотя бы частичную компенсацию затрат на текущее содержание ДЖД.
Значительная часть расходов на содержание ДЖД в настоящий момент отражается в расходах различных подразделений железных дорог, однако, идущие преобразования по обособления отдельных видов деятельности приведут к невозможности сохранения действующей системы.
Положительные и отрицательные стороны рассматриваемой модели функционирования ДЖД представлены в таблице N 2.
Таблица N 2
Положительные и отрицательные стороны модели функционирования ДЖД по сценарию сохранения существующего положения и статуса ДЖД
Положительные стороны модели |
Отрицательные стороны модели |
- высокий уровень контроля за освоением капиталовложений со стороны ОАО "РЖД"; - низкий уровень инвестиционных рисков ОАО "РЖД"; - использование технических возможностей железных дорог (ремонт и содержание объектов технической оснащенности); - возможность беспрепятственного решения социальных задач |
- отсутствие экономических стимулов к повышению эффективности деятельности и использования материально-технической базы; - сохранение рисков для ОАО "РЖД" в сфере лицензирования деятельности ДЖД непрозрачная структура и система управления; - отсутствие привлекательности в качестве объекта для внешних инвестиций; - низкий уровень ответственности и самостоятельности в ведении инвестиционной и текущей деятельности; - невозможность самостоятельного привлечения внешних источников финансирования инвестиционной и текущей деятельности при опережающем росте финансовых потребностей; - снижение привлекательности для детей и подростков в результате роста износа основных средств, отсутствия системы непрерывного железнодорожного образования |
При консервации рассматриваемой модели функционирования существует высокая вероятность опережающего роста инвестиционных и текущих финансовых потребностей ДЖД при дальнейшем снижении результативности их образовательной деятельности.
Таким образом, этот сценарий развития неприемлем, поскольку при том, что он обеспечивает частичное решение текущих (затраты на обеспечение учебного процесса) и неотложных (например, капитальный ремонт) задач деятельности ДЖД, в более долгосрочной перспективе его реализация приведет к стагнации и сворачиванию учебной и социально ориентированной деятельности.
Сценарий 2. Выделение ДЖД из состава железных дорог, переход на самостоятельную хозяйственную деятельность.
Сценарий предполагает:
- организационное и имущественное выделение каждой ДЖД из состава железных дорог и формирование отдельного юридического лица,
- самостоятельное функционирование отдельной ДЖД в качестве хозяйствующего субъекта,
- предоставление образовательных услуг при финансировании их со стороны ОАО "РЖД",
- развитие коммерческих (дополнительных) видов деятельности развлекательной, общественного питания, розничной торговли и т.д.,
- возможное финансирование обновления материально-технической базы со стороны ОАО "РЖД".
Данный сценарий является традиционным решением для проблемы повышения эффективности и инвестиционной привлекательности "социальных активов". Его реализация призвана создать экономический стимул для эффективной эксплуатации данного социального комплекса и тем самым обеспечить:
- экономически эффективное функционирование,
- прозрачность финансовых потоков и управляемость со стороны ОАО "РЖД",
- самостоятельное, ответственное, компетентное формирование стратегии и политики ведения бизнеса,
- повышение инвестиционной привлекательности активов.
На практике развитие по такому сценарию для ДЖД будет означать высокий риск поглощения их основной функции (профессиональная ориентация, предпрофессиональная подготовка, социальная адаптация детей и подростков) коммерческими видами деятельности. Сама же коммерческая деятельность в силу перечисленных выше особенностей функционирования и сложившегося финансово-экономического состояния ДЖД оказывается подверженной чрезмерным финансовым и деловым рискам.
Таким образом, такой сценарий развития ДЖД оказывается неприемлемым, прежде всего, в силу высокой вероятности утраты ДЖД их целевого предназначения.
В таблице N 3 приведены основные характеристики сопоставления двух рассмотренных моделей деятельности ДЖД.
Таблица N 3
Основные характеристики сопоставления двух рассмотренных моделей деятельности ДЖД
Направления деятельности |
Сценарий 1. Сохранение существующего положения |
Сценарий 2. Обособление ДЖД, переход на самостоятельную коммерческую деятельность |
Организационно-правовой статус и имущество |
Структурные подразделения железных дорог |
Отдельные юридические лица на базе ДЖД с полной передачей имущества |
Организация управления ДЖД |
Низкоэффективная непрозрачная деятельность и система управления Отсутствие адекватного информационного обеспечения |
Основная цель - обеспечение коммерческой эффективности Обеспечение управляемости бизнеса за счет полной информационной системы |
Организация текущей образовательной и дополнительной деятельности |
Концентрация на учебной деятельности (бесплатное дополнительное образование) Преобладающий источник финансирования текущих затрат - железные дороги Преобладающий источник финансирования капитальных затрат - ОАО "РЖД" |
Опережающее развитие неосновных видов деятельности Перевод учебной работы на коммерческую основу Преобладающий источник финансирования текущих затрат - платные услуги Преобладающий источник финансирования капитальных затрат - коммерчески эффективные проекты |
Организация взаимодействий ДЖД с внешней средой |
Низкая активность в сфере связей с общественностью |
Реклама коммерческих услуг Снижение социальной значимости |
Организация инвестиционной деятельности |
Инвестиции в обновление и развитие материально- технической и учебной базы со стороны ОАО "РЖД" Отсутствие объекта для внешнего инвестирования |
ДЖД могут стать потенциально привлекательными объектами для инвестирования в коммерческих целях |
Как можно видеть, оба граничных сценария не могут быть признаны приемлемыми для обеспечения дальнейшего развития ДЖД. Существует необходимость качественных изменений, способных объединить положительные возможности обоих сценариев при приемлемых рисках для ОАО "РЖД".
2.2. Цели и задачи обновления материально-технической базы и развития ДЖД
В рамках настоящей концепции предлагается вариант организации деятельности ДЖД, направленный на максимизацию конечных результатов и повышение эффективности деятельности ДЖД на основе оптимального использования сложившейся материально-технической базы и сочетания компетенций в области дополнительного обучения детей и подростков железнодорожным специальностям.
Настоящая концепция исходит из необходимости гармонизации целей основного бизнеса ОАО "РЖД" применительно к ДЖД и социальных задач, реализуемых ДЖД.
Общими целями деятельности и развития ДЖД как объекта управления принимаются:
1. Удовлетворение потребностей ОАО "РЖД" в кадровом обеспечении.
2. Повышение эффективности деятельности ДЖД.
3. Формирование имиджа ОАО "РЖД" как социально ответственной и активной компании.
4. Социальная адаптация детей и подростков.
При этом эффективность деятельности ДЖД как комплексного объекта, выполняющего образовательные, социальные и имиджевые функции, рассматривается в следующих направлениях:
- результативность деятельности как требование соответствия деятельности конечным целям организации,
- эффективность деятельности как требование максимизации результатов деятельности на единицу используемых ресурсов,
- экономичность деятельности как требование минимизации стоимости привлекаемых ресурсов.
Реализация указанных целей обеспечивается путем оптимальной организации основных направлений деятельности ДЖД, а именно:
- ведение текущей деятельности,
- развитие материально-технической базы ДЖД,
- организация взаимодействий с органами государственной власти и местного самоуправления,
- организация взаимодействий с образовательными учреждениями среднего и высшего профессионального образования железнодорожного транспорта,
- организация взаимодействий с коммерческими структурами,
- организация работы с населением, детьми и подростками.
Для формирования задач деятельности ДЖД необходимо соотнести эти направления деятельности с поставленными целями.
Таким образом, получаем следующую систему задач программы обновления материально-технической базы и развития ДЖД.
Цели Направления деятельности |
Кадровое обеспечение ОАО "РЖД" |
Социальная адаптация детей и подростков |
Формирование положительного имиджа ОАО "РЖД" |
Повышение эффективности деятельности ДЖД |
Ведение текущей деятельности |
Стандартизация образовательной деятельности Обеспечение взаимодействия с образовательными учреждениями среднего и высшего профессионального образования железнодорожного транспорта |
Профессиональная ориентация детей и подростков Организация регулярных учебных занятий детей и подростков Организация досуга детей и подростков |
Повышение привлекательности ДЖД для детей, подростков и их родителей за счет сочетания образовательной и досуговой деятельности |
Увеличение количества обучающихся Повышение эффективности использования имеющихся ресурсов Повышение доходов от оказания дополнительных услуг |
Развитие материально-технической базы ДЖД |
Развитие материально-технической базы образования с учетом требований современных и перспективных технологий на железнодорожном транспорте Расширение сети образовательных центров |
Развитие функций ДЖД по организации детского и семейного досуга Формирование на базе ДЖД центров культурного и технического творчества |
Обеспечение социальной направленности использования инфраструктуры ДЖД |
Оптимизация сети ДЖД Обеспечение результативности инвестиций в развитие материально-технической базы ДЖД Привлечение заинтересованных инвесторов к развитию ДЖД |
Организация взаимодействий с органами государственной власти и местного самоуправления |
Привлечение органов государственной власти и местного самоуправления к финансированию обновления и развития материально-технической базы учебного процесса Государственное лицензирование образовательной деятельности Организация совместного контроля над качеством образовательного процесса и квалификацией преподавательского состава |
Реализация совместных инициатив в области выполнения социальной функции ДЖД как средства организации учебной и досуговой деятельности детей и подростков |
Пропаганда социальной роли ДЖД Формирование положительного отношения к ДЖД как социально значимым и инвестиционно привлекательным объектам путем проведения совместных акций в области связей с общественностью |
Обеспечение бюджетного финансирования части капитальных затрат и субсидирования части текущих затрат Получение налоговых льгот, предусмотренных для образовательных учреждений Формирование системы планирования и контроля реализации социальных проектов, осуществляемых на базе ДЖД с участием местных администраций |
Организация взаимодействий внутри ОАО "РЖД" |
Обеспечение единой образовательной политики и единых стандартов обучения, Привлечение работающих специалистов к образовательному процессу и передаче передового опыта Организация производственной и ознакомительной практики для учащихся |
Расширение участия в деятельности ДЖД детей железнодорожников Создание базы для семейного досуга железнодорожников |
Использование базы ДЖД для проведения мероприятий социальной направленности |
Использование существующей производственной инфраструктуры железных дорог в образовательном процессе Формирование системы управления деятельностью ДЖД Совершенствование механизмов финансирования деятельности ДЖД |
Организация взаимодействий со средними и высшими железнодорожными учебными заведениями |
Формирование системы непрерывного железнодорожного образования Организация взаимодействий в сфере совершенствования методологии дополнительного образования |
Совместная деятельность по профессиональной ориентации выпускников средних школ Совместная деятельность по подготовке поступающих в железнодорожные учебные заведения |
Формирование положительного восприятия деятельности по профессиональной ориентации, подготовке абитуриентов Формирование положительного восприятия системы непрерывного железнодорожного образования |
Повышение качества дополнительного железнодорожного образования для детей и подростков |
Организация взаимодействий с коммерческими структурами |
Привлечение инвестиций в развитие досуговой инфраструктуры со стороны негосударственного сектора |
Выполнение роли базы для реализации социальных программ коммерческих структур региона |
Организация совместных социальных программ |
Повышение инвестиционной привлекательности ДЖД в части развития конкретных бизнес- проектов Формирование доходной базы за счет аренды земли и помещений в целях частичного покрытия затрат ОАО "РЖД" Увеличение доходов от рекламной деятельности |
Работа с населением |
Стимулирование интереса к деятельности ОАО "РЖД" Стимулирование интереса детей к получению дополнительного железнодорожного образования Расширение зоны охвата сети дополнительного детского образования и профессиональной ориентации |
Привлечение детей и подростков в ДЖД как альтернатива асоциальным формам проведения свободного времени Привлечение детей и подростков из малоимущих и неблагополучных семей к получению дополнительного образования, Формирование центров для развития детского творчества Организация проведения летних каникул Увеличение числа детей и подростков посещающих ДЖД Организация совместного отдыха взрослых, детей и подростков (семейного досуга) |
Позиционирование ДЖД, как социально ориентированной структуры Повышение посещаемости и массовости проводимых мероприятий Повышение привлекательности ДЖД среди детей, подростков и родителей Повышение престижа железнодорожных профессий, продолжения образования по железнодорожным специальностям, работы в ОАО "РЖД" |
Повышение посещаемости ДЖД с целью обеспечения привлекательности для развития дополнительных услуг и повышения доходов от рекламной деятельности |
2.3. Потенциал развития ДЖД
Условием решения указанных задач является максимальное использование имеющегося потенциала ДЖД как крупных имущественных и учебных комплексов. Этот потенциал включает:
1) сложившуюся материально-техническую базу,
2) сложившуюся учебно-методическую базу.
Существующая материально-техническая база ДЖД была в целом охарактеризована выше. С точки зрения ее потенциала для реализации целей развития ДЖД необходимо указать на следующие моменты:
- значительное количество объектов технической оснащенности на ДЖД, обеспечивающих учебные функции ДЖД в летний период;
- наличие на большинстве ДЖД достаточного количества зданий и помещений, способных обеспечить как учебный процесс, так и организацию досуга детей и подростков;
- выгодное расположение ДЖД, чаще всего в границах парков и зон отдыха, что способно превратить их в привлекательные объекты организации досуговой и развлекательной деятельности;
- наличие на большинстве ДЖД значительных земельных участков, разумная эксплуатация которых может значительно повысить их инвестиционную привлекательность как объектов недвижимости, в случае коммерческого использования для развлекательных целей;
- наличие квалифицированного обучающего персонала;
- близость предприятий ОАО "РЖД" для организации производственных и ознакомительных практик;
- широкая сеть образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования железнодорожного транспорта для продолжения обучения выпускниками ДЖД;
- социальная значимость деятельности, позволяющая привлекать внимание органов местной власти к ДЖД.
В то же время, реализации этого потенциала могут препятствовать следующие обстоятельства:
- для ДЖД характерен высокий уровень износа эксплуатируемых основных фондов, что снижает их инвестиционную привлекательность,
- для ДЖД характерен низкий уровень развития инфраструктуры, необходимой для реализации досуговых функций,
- ДЖД не обособлены от коммерческой деятельности ОАО "РЖД", что не позволяет их однозначно классифицировать как социально значимые объекты, а значит, и реализовать преференции, предусмотренные законодательством для таких объектов.
Приоритетной задачей является повышение эффективности использования основных средств ДЖД, поскольку высокая фондоемкость ДЖД, как указывалось выше, является одним из основных факторов формирования устойчивых негативных тенденций их развития.
Необходимо:
- использовать существующую материально-техническую базу для развития сопутствующих видов деятельности, дополняющих основную образовательную деятельность ДЖД и способных повысить ее привлекательность для целевой подростковой аудитории, и тем самым ее социальную значимость;
- использовать существующую материально-техническую базу для повышения инвестиционной привлекательности ДЖД, эксплуатируемых ими земельных участков и иных объектов недвижимости в целях обеспечения развития этих объектов собственности и обеспечения их более эффективного использования.
ДЖД имеют учебно-методическую базу, обеспечивающую процесс ознакомления детей и подростков в возрасте 11-15 лет с железнодорожными профессиями. Потенциал ее дальнейшего развития обеспечивается:
- соответствующей потребностям образовательного процесса численностью преподавательского состава;
- наличием значительного количества технических средств обучения;
- сложившимися многолетними традициями работы по подготовке детей и подростков к профессиональному овладению железнодорожными профессиями.
При этом существуют значительные препятствия к его дальнейшем развитию, в частности:
- отсутствие единых стандартов обучения железнодорожным профессиям;
- отсутствие государственных лицензий на используемые программы и учебные материалы;
- недостаточный уровень совместной деятельности со средними специальными и высшими железнодорожными учебными заведениями.
Отсутствие стандартизации, и на ее основе, государственного лицензирования образовательной и иной деятельности ДЖД, является фундаментальным препятствием к нормальному развитию сложившегося материально-технического и учебно-методического потенциала ДЖД, так как не позволяет решать указанные ранее задачи, а именно:
- обеспечение качества и повышение престижа дополнительного железнодорожного образования,
- развитие взаимодействий с железнодорожными учебными заведениями, в целях формирования методологической базы учебного процесса и системы непрерывного железнодорожного образования,
- привлечение органов государственной власти и местного самоуправления к совместным программам и проектам, включая финансирование текущих затрат и инвестиционных потребностей ДЖД,
- привлечение предприятий и организаций негосударственного сектора самоуправления к совместным программам и проектам, включая финансирование текущих затрат и инвестиционных потребностей ДЖД,
- использование налоговых льгот при финансировании ДЖД,
- повышение социального статуса и инвестиционной привлекательности ДЖД.
В результате воздействия указанных факторов, число выпускников ДЖД, продолжающих образование в железнодорожных учебных заведениях, оказывается незначительным, число обучаемых также не соответствует потенциальной потребности со стороны ОАО "РЖД", наконец, падает престиж ДЖД как образовательных учреждений. Поэтому существует необходимость значительного расширения и повышения образовательной деятельности ДЖД за счет:
- внедрения и использования единых для всех ДЖД стандартов дополнительного образования;
- государственного лицензирования образовательных программ и стандартов ДЖД;
- привлечение органов государственной власти и местного самоуправления к организации совместного контроля за качеством образовательной деятельности и квалификационным уровнем преподавательского состава;
- создания системы комплексного железнодорожного образования по цепочке начальное профессиональное - среднее специальное - высшее образование;
- расширения масштабов образовательной деятельности, по программам допрофессиональной подготовке, за счет увеличения числа обучающихся без непосредственной привязки к месту расположения ДЖД, например, в населенных пунктах размещения отделений железных дорог;
- расширения масштабов образовательной деятельности за счет увеличения возраста обучаемых до 17 лет, что позволило бы организовать в рамках ДЖД подготовку к поступлению в высшие учебные заведения.
2.4. Целевая модель развития ДЖД
На основании указанных выше целей и задач реорганизации ДЖД, а также с учетом анализа их существующего материально-технического и учебно-методического потенциала развития, целевая модель их функционирования описывается следующим образом.
В соответствии с целевой программой ОАО "РЖД" "Молодежь ОАО "Российские железные дороги" (2006-2010 гг.)" в рамках корпоративной системы сопровождения молодых специалистов с этапа их профориентации предлагается создание единой корпоративной сети центров дополнительного образования детей и подростков (далее - Центров), охватывающей крупные населенные пункты, в которых расположены предприятия ОАО "РЖД".
Создание Центров предполагается на базе существующих ДЖД и секций юных железнодорожников, позволит значительно (в 4-5 раз) увеличить количество детей и подростков, проходящих дополнительное образование и включенных в процесс профессиональной ориентации. Увеличение количества учащихся создаст условия эффективного достижения цели по кадровому обеспечению деятельности ОАО "РЖД". В качестве базы для проведения ознакомительных и производственных практик предполагается использовать как инфраструктуру ДЖД, так и инфраструктуру линейных предприятий ОАО "РЖД".
Одной из основных задач будет перевод всех Центров на единые стандарты обучения, разработка программ обучения, единых методических материалов и учебных пособий. Необходимо также разработать нормативную базу по техническому оснащению процесса обучения.
Стандартизация и лицензирование процесса дополнительного образования позволит обеспечить придание официального статуса аттестатам о получении дополнительного образования выпускниками Центров и организовать взаимодействие с образовательными учреждениями среднего и высшего профессионального образования железнодорожного транспорта по продолжению обучения будущих специалистов. Создание системы непрерывного профессионального образования позволит не только увеличить число выпускников Центров, продолживших свое образование по выбранной специальности, но и повысить престижность дополнительного образования в Центрах.
Развитие существующих ДЖД и создание новых предполагается в двух направлениях, это формирование базы для проведения летней практики учениками Центров и создание "детских технопарков".
ДЖД, расположенные в крупных городах и имеющие потенциал для привлечения значительного числа посетителей должны быть преобразованы в "детские технопарки". С целью привлечения дополнительных посетителей целесообразно открытие на базе ДЖД других детских и культурных учреждений, а также развитие сети коммерческих объектов по предоставлению услуг в сфере организации досуга и общественного питания. При этом выполнение функций организации производственной практики для учащихся Центров останется одной из основных задач "детских технопарков".
Увеличение числа детей и их родителей, посещающих ДЖД, позволит с одной стороны, повысить эффективность выполнения социальных задач и положительного воздействия на имидж ОАО "РЖД", с другой стороны, позволит получить дополнительный доход от предоставления услуг, в том числе от рекламной деятельности, без дополнительных инвестиций со стороны ОАО "РЖД". Кроме того, придание социального статуса объекта ДЖД позволит рассматривать вопрос об участии местных бюджетов в частичном финансировании его деятельности.
ДЖД, имеющие объективные ограничения для привлечения значительного числа посетителей, предполагается развивать по принципу летних детских лагерей. Основной функцией данных ДЖД должно стать обеспечение проведение летней практики для учеников Центров, расположенных в территориальной близости от ДЖД. В качестве базы для практики может использоваться как инфраструктура самих ДЖД, так и инфраструктура ближайших железнодорожных предприятий. Основное внимание при развитии летних детских лагерей необходимо уделять созданию нормальных бытовых условий для учеников, проходящих практику.
Дифференцированный подход к развитию ДЖД позволит четко определить критерии эффективности финансовых вложений со стороны ОАО "РЖД", избежать затрат на создание избыточной инфраструктуры на ДЖД, не имеющих перспектив увеличения посещаемости, и следовательно повысить эффективность целевых инвестиций ОАО "РЖД".
Техническое обслуживание и эксплуатацию инфраструктуры как "детских технопарков", так и летних детских лагерей будут осуществлять железные дороги на основании договоров. Фактическое сохранение схемы технического обслуживания ДЖД позволит обеспечить необходимый уровень технической безопасности работы инфраструктуры. Перевод обслуживания на договорную основу позволит обеспечить прозрачность расходов на содержание инфраструктуры ДЖД и необходимый уровень контроля объемов затрат.
Для реализации поставленных целей, требующих концентрации значительных финансовых и организационных ресурсов, необходима централизация ряда функций управления Центрами на уровне ОАО "РЖД".
Таким образом, концептуальная модель системы дополнительного детского образования и профориентации будет включать:
1. Орган управления Центрами;
2. Центры - структурные подразделения филиалов ОАО "РЖД";
3. "детские технопарки";
4. Летние детские лагеря.
Функции, возлагаемые на орган управления Центрами:
- обеспечение взаимодействия со структурными подразделениями ОАО "РЖД", органами государственной власти и местного самоуправления, средними и высшими учебными заведениями;
- реализация политики ОАО "РЖД" в области подготовки кадров, социальной политики и политики в области формирования имиджа Компании;
- разработка единых образовательных стандартов и обучающих методик;
- планирование текущей деятельности и развития;
- реализация сетевых программ и проектов;
- контроль за эффективностью деятельности всех субъектов.
Функции, возлагаемые на Центры:
- профориентация детей и подростков;
- предоставление начальных знаний по будущей специальности;
- подготовка детей и подростков для поступления в средние и высшие учебные заведения.
Функции, возлагаемые на "детские технопартки":
- предоставление базы для проведения занятий Центрам созданным на базе ДЖД;
- предоставление базы для проведения летней практики ученикам Центров расположенных в зоне тяготения ДЖД;
- организация досуга детей, подростков, а также семейного отдыха;
- предоставление базы для проведения массовых мероприятий социального характера;
- повышение престижа железнодорожных специальностей;
- формирование имиджа ОАО "РЖД", как социально ответственной компании.
Функцией, возлагаемой на летние детские лагеря, является предоставление базы для проведения летней практики ученикам Центров расположенных в зоне тяготения ДЖД.
В результате сочетания образовательных и досуговых функций, достигается социальная роль и инвестиционная привлекательность этих центров, которые способствуют активизации участия бюджетов всех уровней, а также предприятий и организаций негосударственного сектора в финансировании их инвестиционных потребностей. Дополнительным стимулом привлечения инвестиций со стороны негосударственного сектора служат налоговые льготы, предоставляемые на региональном уровне.
В соответствии с концептуальной моделью организация взаимодействия системы дополнительного образования и профориентации с внешней средой будет выглядеть следующим образом.
Результативная деятельность Центров в социальной, образовательной и досуговой сферах, вклад ОАО "РЖД" в развитие этих объектов, формирование кадрового резерва ОАО "РЖД", - формируют положительное восприятие Центров, как со стороны работников ОАО "РЖД", так и во внешних целевых аудиториях.
2.5. Организационная структура
В соответствии с действующим законодательством отдельные лицензии на осуществление деятельности по дополнительному образованию детей необходимо получать в каждом субъекте Российской Федерации вне зависимости от организационной структуры. Поэтому вопросы, связанные с лицензированием, не влияют на выбор схемы организации управления системой дополнительного образования детей и профориентации.
Для организации ведения данного вида деятельности предполагается создание сети негосударственных учреждений дополнительного образования детей (далее - НУДО) и передача им в оперативное управление имущества существующих ДЖД всего или его части.
Передача имущества НУДО позволит рассчитывать на получение значительных налоговых льгот как в части уплаты налогов в Федеральный бюджет, так и в части уплаты налогов в бюджеты субъектов РФ и местных органов власти. С учетом планов по обновлению основных фондов ДЖД ежегодная сумма таких льгот может составлять от 100 до 200 млн. рублей, что сопоставимо с существующими на сегодняшний момент годовыми затратами ОАО "РЖД" на содержание всех ДЖД по официальной отчетности. Кроме того, передача имущества НУДО, в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ, позволит облегчить получение финансирования из местных бюджетов на реализацию социально значимых проектов.
Функции органа управления системой дополнительного образования детей и профориентации будет выполнять Департамент социального развития ОАО "РЖД" и специализированные структуры, привлекаемые для методического обеспечения образовательного процесса. С целью учета сложившихся отношений в организации управления деятельностью ДЖД, а также с целью координации деятельности подразделений НУДО на региональном уровне и обеспечения более тесных контактов с региональными органами власти предполагается создание сети НУДО, географически повторяющей сеть железных дорог ОАО "РЖД". Региональные НУДО будут объединять все действующие структуры по профессиональной ориентации детей и подростков по территориальному признаку.
Создание НУДО и обособление деятельности по дополнительному обучению детей и профориентации полностью соответствует планам по реформированию железнодорожной отрасли. НУДО будет являться инструментом реализации социальной и кадровой политики ОАО "РЖД", а полное выделение данного вида деятельности и задействованных в нем активов невозможно в силу его дотационного характера.
2.6. Показатели деятельности и развития Центров
Правильное определение критериев эффективности текущей деятельности и развития позволяют сформировать не только систему контроля, но обеспечить внутреннюю мотивацию системы дополнительного образования детей и профориентации для эффективного развития.
В целях обеспечения эффективного управления деятельностью Центров предусматривается система ключевых показателей их деятельности, выполняющая функции:
- оценки текущего состояния объектов и результатов деятельности,
- планирования и контроля деятельности по основным направлениям,
- формирования системы мотивации руководства Центров.
Помимо этого, такая система показателей позволит сформировать критерии оценки целесообразности развития отдельных ДЖД и эффективности инвестиций в развитие.
В соответствии со своим назначением, система показателей включает характеристики следующих основных видов деятельности Центров:
1. образовательная деятельность,
2. проведение летней практики,
3. организация досуга.
Система ключевых показателей:
1. Образовательная деятельность.
а. доля выпускников ДЖД, поступивших в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования железнодорожного транспорта, характеризует эффективность образовательной деятельности (чем выше показатель, тем выше эффективность деятельности);
б. объем инвестиций ОАО "РЖД" в развитие материально-технической базы Центра на одного обучаемого характеризует эффективность инвестиционной деятельности ОАО "РЖД" (чем ниже показатель, тем выше эффективность инвестиционной деятельности, при этом целесообразно определить норматив);
в. объем привлеченных инвестиций из внешних источников на один рубль вложений ОАО "РЖД", характеризует эффективность деятельности по привлечению внешних инвестиций (чем выше показатель, тем выше эффективность деятельности);
г. величина эксплуатационных расходов на содержание основных средств в расчете на одного обучаемого, характеризует эффективность эксплуатации основных средств (чем ниже показатель, тем выше эффективность эксплуатации, при этом целесообразно определить норматив);
д. удельные текущие затраты на одного обучаемого, характеризуют эффективность текущей деятельности (чем ниже показатель, тем выше эффективность текущей деятельности, при этом целесообразно определить норматив);
е. объем бюджетного финансирования текущих затрат на одного обучаемого, характеризует эффективность деятельности по привлечению внешнего (бюджетного) финансирования текущей деятельности (чем выше показатель, тем выше эффективность деятельности);
ж. количество обучаемых на одного преподавателя, характеризует эффективность использования трудовых ресурсов (чем выше показатель, тем выше эффективность использования ресурсов, при этом целесообразно определить норматив);
з. количество обучаемых на единицу технических средств обучения (по типам), характеризует эффективность использования материально-технической базы учебного процесса (технические средства обучения) (чем выше показатель, тем выше эффективность использования материально-технической базы, при этом целесообразно определить норматив);
и. площадь учебных помещений на одного обучаемого, характеризует эффективность использования материально-технической базы учебного процесса (здания и помещения, используемые в учебных целях) (чем ниже показатель, тем выше эффективность использования материально-технической базы, при этом целесообразно определить норматив).
2. Проведение летней практики.
а. объем инвестиций ОАО "РЖД" в развитие материально-технической базы на одного прошедшего практику, характеризует эффективность инвестиционной деятельности ОАО "РЖД" ( чем ниже показатель, тем выше эффективность инвестиционной деятельности, при этом целесообразно определить норматив);
б. объем привлеченных инвестиций из внешних источников на один рубль вложений ОАО "РЖД" характеризует эффективность деятельности по привлечению внешних инвестиций (чем выше показатель, тем выше эффективность деятельности);
в. восстановительная стоимость основных средств на одного прошедшего практику характеризует эффективность эксплуатации основных средств (чем ниже показатель, тем выше эффективность эксплуатации, при этом целесообразно определить норматив);
г. удельные текущие затраты на одного прошедшего практику, характеризуют эффективность текущей деятельности (чем ниже показатель, тем выше эффективность текущей деятельности, при этом целесообразно определить норматив);
д. объем бюджетного финансирования текущих затрат на одного прошедшего практику, характеризует эффективность деятельности по привлечению внешнего (бюджетного) финансирования текущей деятельности (чем выше показатель, тем выше эффективность деятельности);
е. количество обучающихся прошедших практику на одного преподавателя, характеризует эффективность использования трудовых ресурсов (чем выше показатель, тем выше эффективность использования ресурсов, при этом целесообразно определить норматив);
ж. количество обучающихся прошедших практику на единицу объектов технической оснащенности (по типам: локомотивы, подвижной состав и т.д.), характеризует эффективность использования материально-технической базы учебного процесса, т.е. объектов технической оснащенности (чем выше показатель, тем выше эффективность использования материально-технической базы, при этом целесообразно определить норматив);
з. площадь жилых помещений летних лагерей на одного обучаемого, характеризует эффективность использования материально-технической базы учебного процесса (жилые помещения летних лагерей) (чем ниже показатель, тем выше эффективность использования материально-технической базы, при этом целесообразно определить норматив).
3. Организация досуга.
а. объем инвестиций ОАО "РЖД" в развитие материально-технической базы на одного посетителя, характеризует эффективность инвестиционной деятельности ОАО "РЖД" (чем ниже показатель, тем выше эффективность инвестиционной деятельности, при этом целесообразно определить норматив);
б. объем привлеченных инвестиций из внешних источников на один рубль вложений ОАО "РЖД" (по источникам: бюджетные, частные), характеризует эффективность деятельности по привлечению внешних инвестиций (чем выше показатель, тем выше эффективность деятельности);
в. соотношение доходов от основной деятельности и произведенных капиталовложений), характеризует коммерческая эффективность инвестиций (чем выше показатель, тем выше эффективность инвестиций);
г. количество посетителей на один объект "детского технопарка" (по типам), характеризует эффективность использования развлекательных объектов "детского технопарка" (чем выше показатель, тем выше эффективность деятельности);
д. количество посетителей, обслуживаемых на ДЖД в составе "детского технопарка", на одного прошедшего практику, характеризует эффективность использования ДЖД в качестве центрального объекта "детского технопарка" (чем выше показатель, тем выше эффективность использования ДЖД);
е. доходы от основной деятельности на одного посетителя, характеризуют коммерческую эффективность основной деятельности "детского технопарка" (чем выше показатель, тем выше эффективность деятельности);
ж. доходы на единицу площади земельного участка, характеризуют эффективность использования земельного участка "детского технопарка" (чем выше показатель, тем выше эффективность использования земельного участка);
з. доходы на единицу площади зданий и сооружений, характеризуют эффективность использования зданий и сооружений "детского технопарка" (чем выше показатель, тем выше эффективность использования зданий и сооружений)
Указанные показатели позволяют оценить как полученные результаты, так и эффективность деятельности Центров.
3. Этапы реализации
Принимая во внимание существующее состояние инфраструктуры ДЖД, а также единой образовательной программы необходимо обеспечить поэтапный переход от текущей деятельности к целевой модели.
На первом этапе, реализация которого начнется с 2008 года, предусматривается параллельное решение вопросов реконструкции, укрепления и развития материально-технической и учебно-методической баз детских железных дорог.
В среднесрочной перспективе 2008-2009 гг. планируется, полная замена морально и физически устаревшего подвижного состава приобретение 14 локомотивов и 129 вагонов на сумму 799,74 млн. рублей.
Приобретение учебно-методического оборудования для учебных помещений ДЖД и организация типовой кружковой деятельности в негосударственных общеобразовательных учреждениях ОАО "РЖД" и муниципальных общеобразовательных учреждениях с выделением средств на оплату труда педагогов, ведущих кружки. Вывод образовательной деятельности в муниципальные и негосударственные общеобразовательные учреждения ОАО "РЖД", позволит не только сократить возможность возникновения рисков (правового, налогового и лицензионного порядка), но и решить вопрос о соответствии образовательной деятельности требованиям законодательства Российской Федерации в области образования. На этом этапе лицензия на право ведения образовательной деятельности по дополнительному образованию детей ДЖД не потребуется, так как она уже имеется или будет получена общеобразовательными учреждениями, на базе которых планируется организовать обучение юных железнодорожников.
На втором этапе завершается реконструкция материально-технической и учебной баз ДЖД и осуществляется перевод образовательной деятельности на единую учебную программу.
Данным этапом предусматривается реализация следующих мероприятий:
- Реконструкция путевого хозяйства с заменой стрелочных переводов, установкой автоматических систем безопасности.
- Реконструкция зданий и сооружений.
- Приведение учебных помещений ДЖД в соответствие с требованиями норм, установленных СанПин, с целью возможности получения лицензии на ведение образовательного вида деятельности в форме дополнительного образования.
- Разработка единой образовательной программы ДЖД, корреспондирующейся с образовательными программами учреждений среднего и высшего профессионального образования железнодорожного транспорта.
Основной вид деятельности ДЖД, это профессиональная ориентация и социальная поддержка детей и подростков, который по объективным причинам убыточный. Однако одной из задач реформы ОАО "РЖД" является обособление непрофильных видов деятельности, к которым относится и деятельность ДЖД.
Наиболее подходящей организационно-правовой структурой для обособления заведомо убыточного вида деятельности является НУДО. Создание НУДО позволит осуществить выбор варианта распоряжения имуществом. Обеспечит получение права на ведение образовательной деятельности в форме дополнительного образования, в сочетании с развитием отдельных направлений коммерческой деятельности.
Учитывая, что ДЖД очень важный, чувствительный к ошибкам объект образовательной и профориентационной работы, следует начать переход в НУДО с пилотного проекта, при условии сохранения имущественного комплекса в составе железных дорог.
4. Заключение
Таким образом, ДЖД как имущественный и учебно-методический комплекс, располагают значительным потенциалом развития, эффективность использования которого может быть значительно повышена на основе развития двух основных видов деятельности: образовательной и досуговой.
Эти направления реализуются путем создания обособленной системы по профессиональной ориентации детей и подростков, выполняющей социальные и имиджевые функции, и обеспечиваются за счет развития сети Центров и "детских технопарков", летних детских лагерей на базе ДЖД.
Создание такой сети позволит повысить социальную значимость и инвестиционную привлекательность существующих и вновь создаваемых ДЖД и Центров, и тем самым привлечь дополнительное к выделяемому ОАО "РЖД" финансирование инвестиционных потребностей, а также обеспечить частичное покрытие затрат ОАО "РЖД" на финансирование текущей деятельности.
Одним из главных результатов для ОАО "РЖД" от реализации настоящей Концепции должна стать возможность оценки эффективности (экономической, социальной, имиджевой) деятельности ДЖД и вновь создаваемых НУДО, а также эффективности затрат на их развитие и содержание.
Предлагаемая целевая модель функционирования ДЖД стимулирует их устойчивое экономическое развитие. При этом существенным моментом является выполнение условия обеспечения основной социальной функции ДЖД как средства профессиональной ориентации и начальной профессиональной подготовки детей и подростков.
Такая роль ДЖД будет способствовать созданию и укреплению имиджа ОАО "РЖД" как социально ответственной компании, выполняющей заметную роль в решении проблем социальной адаптации и профессионального развития детей и подростков.
Конкретные задачи и мероприятия для каждого регионального НУДО и ДЖД в рамках переходного периода ставятся в зависимости от сложившегося состояния их материально-технической базы и результатов текущей деятельности, в соответствии с приведенной системой показателей, и на основании отдельных бизнес-планов и инвестиционных проектов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Концепция развития деятельности детских железных дорог ОАО "РЖД" (утв. распоряжением ОАО "РЖД" от 30 января 2008 г. N 177р)
Текст концепции официально опубликован не был