Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение по вопросу представления разъяснений о порядке ознакомления налогоплательщика с материалами выездной налоговой проверки, и сообщает следующее.
Пунктом 6 статьи 100 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлено право лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих на представление письменных возражений по указанному акту. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 101 Кодекса лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Кроме того, лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе до вынесения предусмотренного пунктом 7 статьи 101 Кодекса решения знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля.
Перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен разъяснить лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности (подпункт 4 пункта 3 статьи 101 Кодекса).
При рассмотрении материалов налоговой проверки согласно пункту 4 статьи 101 Кодекса может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. Отсутствие письменных возражений не лишает это лицо (его представителя) права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов налоговой проверки.
В силу абзаца 2 пункта 4 статьи 101 Кодекса при рассмотрении материалов налоговой проверки исследуются представленные доказательства, в том числе документы, ранее истребованные у лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, документы, представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного лица, и иные документы, имеющиеся у налогового органа.
Таким образом, полное отражение в акте налоговой проверки выявленных нарушений, участие налогоплательщика в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки служат гарантией соблюдения прав налогоплательщика.
При этом Кодекс не содержит указаний на порядок ознакомления налогоплательщика с материалами выездной налоговой проверки.
Таким образом, предусмотренное абзацем 2 пункта 2 статьи 101 Кодекса право на ознакомление налогоплательщика с материалами проведенной налоговой проверки может включать снятие копий соответствующих материалов.
Действительный |
Д.В. Егоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно НК РФ налогоплательщики вправе знакомиться с материалами налоговой проверки.
ФНС России пояснил, что данное право может включать снятие копий соответствующих материалов.
Письмо Федеральной налоговой службы от 7 августа 2015 г. N ЕД-4-2/13890 "О предоставлении налоговым органом налогоплательщику возможности снятия копий материалов выездной налоговой проверки"
Текст письма опубликован в приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 25 - 31 августа 2015 г. N 31, в журнале "Документы и комментарии", сентябрь 2015 г., N 17