Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 22 июля 2015 г. N 03-07-06/42271
В связи с письмом о применении Федерального закона от 8 июня 2015 г. N 150-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)" (далее - Федеральный закон) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона внесены изменения в статью 184 главы 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), согласно которым данная статья дополнена пунктом 2.1.
В соответствии с абзацем первым пункта 2.1 статьи 184 Кодекса право на освобождение от уплаты акциза при совершении операций, предусмотренных подпунктом 4 пункта 1 статьи 183 Кодекса, без представления банковской гарантии имеют налогоплательщики - организации, у которых совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная за три календарных года, предшествующих налоговому периоду, на который приходится дата совершения освобождаемых от налогообложения акцизами операций, без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации и в качестве налогового агента, составляет не менее 10 миллиардов рублей, если со дня создания соответствующей организации до дня подачи налоговой декларации по акцизам прошло не менее трех лет.
Следует учитывать, что подпунктом 4 пункта 1 статьи 183 Кодекса предусмотрены операции как по реализации подакцизных товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, за пределы территории Российской Федерации, так и по передаче подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, собственнику или по его указанию другим лицам в случае реализации указанных товаров за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта.
На основании абзаца второго пункта 2.1 статьи 184 Кодекса банковская гарантия не представляется налогоплательщиками - организациями, которые осуществляют производство подакцизных товаров по договору переработки давальческого сырья (материалов), в случае, если у собственника сырья (материалов) совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, уплаченная за три календарных года, предшествующих налоговому периоду, на который приходится дата совершения освобождаемых от налогообложения акцизами операций, без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации и в качестве налогового агента, составляет не менее 10 миллиардов рублей. Такие налогоплательщики не представляют банковскую гарантию при условии представления в налоговый орган документа, выданного собственнику сырья (материалов) налоговым органом и подтверждающего уплату собственником сырья (материалов) налогов в сумме не менее 10 миллиардов рублей за указанный период. При этом в соответствии с абзацем третьим пункта 2.1 статьи 184 Кодекса освобождение от уплаты акцизов без представления банковской гарантии предоставляется только в части количества подакцизных товаров, принадлежащих собственникам сырья (материалов), отвечающим указанному в настоящем абзаце критерию по сумме уплаченных налогов.
Учитывая, что критерии по сумме уплаченных налогов в отношении собственников сырья (материалов) установлены абзацем вторым пункта 2.1 статьи 184 Кодекса, в целях определения налогоплательщиков - организаций, которые осуществляют производство подакцизных товаров на основании договора переработки давальческого сырья, имеющих право на освобождение от уплаты акцизов без представления банковской гарантии, следует руководствоваться вышеприведенными критериями, установленными в указанном абзаце втором, с учетом нормы абзаца первого пункта 2.1 статьи 184 Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона нормы пункта 2.1 статьи 183 Кодекса в редакции Федерального закона вступили в силу с 1 июля 2015 года.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "пункта 2.1 статьи 183" имеется в виду "пункта 2.1 статьи 184"
Таким образом, право на освобождение от уплаты акцизов при реализации произведенных подакцизных товаров на экспорт без представления в налоговый орган банковской гарантии распространяется на операции, предусмотренные подпунктом 4 пункта 1 статьи 183 Кодекса, осуществляемые с 1 июля 2015 года.
Что касается представления документа, подтверждающего уплату собственником сырья (материалов) налогов в сумме не менее 10 миллиардов рублей, то на основании Федерального закона от 3 июня 2011 г. N 107-ФЗ "Об исчислении времени" календарным годом является период времени с 1 января по 31 декабря. В связи с этим документ, выданный собственнику сырья (материалов) налоговым органом однократно в текущем календарном году, может быть представлен налогоплательщиком в налоговый орган в целях освобождения от уплаты акцизов без банковской гарантии однократно в отношении всех налоговых периодов текущего календарного года, в которых совершаются освобождаемые от налогообложения акцизами операции.
По вопросу документального подтверждения права на освобождение от уплаты акциза при вывозе подакцизных товаров за пределы территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта сообщаем, что Федеральным законом внесены также изменения в статью 198 Кодекса, вступившие в силу с 1 июля 2015 года, согласно которым из перечня документов, обосновывающих указанное право, исключены документы, подтверждающие оплату товаров.
Таким образом, с 1 июля 2015 года представлять в налоговые органы платежные документы и выписки банков в пакете документов, подтверждающих право на применение освобождения от уплаты акцизов по экспортируемым товарам, не требуется.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, направленные налогоплательщикам и (или) налоговым агентам, имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым органам и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснено, что право на освобождение от уплаты акцизов при реализации произведенных подакцизных товаров на экспорт без представления в налоговый орган банковской гарантии распространяется на операции, осуществляемые с 1 июля 2015 г.
Также сообщается, что с 1 июля 2015 г. представлять в налоговые органы платежные документы и выписки банков в пакете документов, подтверждающих право на применение освобождения от уплаты акцизов по экспортируемым товарам, не требуется.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 22 июля 2015 г. N 03-07-06/42271
Текст письма официально опубликован не был