Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 31 июля 2015 г. N 03-02-07/1/44504
В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики совместно с ФНС России рассмотрены обращения по вопросам о применении статей 46 и 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к специальному банковскому счету N 40821 по налоговым обязательствам платежного агента, банковского платежного агента и сообщается следующее.
В соответствии со статьей 46 Кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога, сбора, пеней, штрафа в установленный срок обязанность по уплате этих платежей исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
При взыскании налога налоговым органом может быть применено в порядке и на условиях, которые установлены статьей 76 Кодекса, приостановление операций по счетам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) в банках (пункт 8 статьи 46 Кодекса).
Согласно пункту 2 статьи 11 Кодекса для целей Кодекса счетами признаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета.
Полагаем, что указанные признаки характерны для специального банковского счета N 40821.
Платежный агент, банковский платежный агент при приеме платежей обязаны использовать специальные банковские счета для осуществления расчетов (пункт 14 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами").
Согласно части 15 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ и пункту 3 части 3 статьи 14 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" платежные агенты и банковские платежные агенты обязаны сдавать в кредитные организации полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления их в полном объеме на свои специальные банковские счета.
В соответствии с частью 4 статьи 8 Федерального закона от 03.06 2009 N 103-ФЗ и частью 8 статьи 38 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ деятельность платежных агентов, банковских платежных агентов без использования специальных банковских счетов для зачисления в полном объеме полученных от плательщиков денежных средств не допускается.
Таким образом, на специальные банковские счета зачисляются денежные средства плательщиков, включая в том числе, вознаграждение платежного агента, банковского платежного агента в случае его взимания.
Полагаем, что статьи 46 и 76 Кодекса могут быть применены по обязательствам налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), являющегося платежным агентом или банковским платежным агентом, ко всем счетам, указанным в пункте 2 статьи 11 Кодекса, включая специальный банковский счет N 40821, в части денежных средств, принадлежащих этим лицам.
В настоящее время сложилась арбитражная практика, в соответствии с которой решение о приостановлении операций по счетам применяется в отношении специального банковского счета N 40821 (постановления ФАС Центрального округа от 04.02.2013 по делу N А64-2691/2012, Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.05.2015 по делу N А54-3538/2014).
Кроме того, имеется судебная практика по отдельным вопросам принудительного взыскания задолженности должника за счет денежных средств, находящихся на специальном банковском счете N 40821. Так в определении от 27.06.2014 N ВАС-5673/14 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации пришел к выводу о правомерности действий судебного пристава-исполнителя по обращению взыскания на денежные средства, находящиеся на указанном счете.
Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
И.о. директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.