В целях реализации пункта 3 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (приложение N 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) и в соответствии с пунктом 39 приложения N 1 к Регламенту работы Евразийской экономической комиссии, утвержденному Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 г. N 98, Совет Евразийской экономической комиссии решил:
1. Утвердить прилагаемые Рекомендации по содержанию и типовой структуре технического регламента Евразийского экономического союза.
2. Установить, что в отношении проектов технических регламентов Евразийского экономического союза, разработка которых начата до вступления в силу настоящего Решения, утвержденные настоящим Решением Рекомендации применяются при условии, что процедуры внутригосударственного согласования, предусмотренные Положением о порядке разработки, принятия, внесения изменений и отмены технического регламента Таможенного союза, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 июня 2012 г. N 48, на дату вступления в силу настоящего Решения не завершены.
3. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Члены Совета Евразийской экономической комиссии:
От Республики Армения
В. Габриелян
От Республики Беларусь
В. Матюшевский
От Республики Казахстан
Б. Сагинтаев
От Кыргызской Республики
В. Диль
От Российской Федерации
И. Шувалов
Рекомендации
по содержанию и типовой структуре технического регламента Евразийского экономического союза
(утв. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 21 августа 2015 г. N 50)
1. Настоящие Рекомендации разработаны в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор), Регламентом работы Евразийской экономической комиссии, утвержденным Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 г. N 98, определяют содержание и типовую структуру технического регламента Евразийского экономического союза (далее соответственно - технический регламент Союза, Союз) и учитываются при разработке технических регламентов Союза.
2. В целях определения содержания технического регламента Союза в наименовании технического регламента Союза целесообразно указывать наименование основной продукции, в отношении которой этим техническим регламентом Союза устанавливаются обязательные требования. Наименование технического регламента Союза рекомендуется начинать словами "О безопасности".
3. Структурными элементами технического регламента Союза могут быть разделы, пункты, подпункты и абзацы. Технический регламент Союза может содержать такой структурный элемент, как приложение.
Разделы рекомендуется обозначать римскими цифрами с точкой. Рекомендуется указывать наименования разделов, отражающие содержание соответствующих частей текста. Разделы могут включать в себя пункты. Указывать наименования пунктов не следует. Пункты могут нумероваться арабскими цифрами с точкой и подразделяться на подпункты. Подпункты могут обозначаться буквами или арабскими цифрами с закрывающей круглой скобкой. Пункты и подпункты могут подразделяться на абзацы.
4. Технический регламент Союза может содержать следующие разделы:
"Область применения";
"Основные понятия";
"Правила идентификации продукции";
"Правила обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза и (или) правила ввода в эксплуатацию";
"Требования к объектам технического регулирования";
"Обеспечение соответствия объектов технического регулирования требованиям технического регламента Евразийского экономического союза";
"Оценка соответствия объектов технического регулирования";
"Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза";
"Порядок введения в действие технического регламента Евразийского экономического союза и переходные положения".
5. Содержание положений технического регламента Союза должно быть логичным, юридически грамотным, без стилистических и грамматических ошибок. Обязательные требования должны быть изложены в техническом регламенте Союза четко и ясно, чтобы исключить возможность их различного толкования.
В техническом регламенте Союза не следует дублировать положения, уже установленные Договором, а также другими международными договорами, заключенными в рамках Союза.
В техническом регламенте Союза допускается приводить ссылки на международные договоры или соглашения в случае, если все государства - члены Союза являются участниками таких международных договоров или соглашений.
6. В разделе "Область применения" технического регламента Союза следует определить объекты технического регулирования и сферу действия технического регламента Союза, а также целесообразно указывать цели разработки технического регламента Союза.
Объектами технического регулирования являются продукция, включенная в единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Союза (далее - единый перечень), или продукция, включенная в единый перечень, и связанные с требованиями к такой продукции процессы проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
Объекты технического регулирования целесообразно определять на основе анализа характерных для них рисков с учетом предполагаемой сферы действия технического регламента Союза.
Продукция, на которую распространяются требования технического регламента Союза, определяется в техническом регламенте Союза посредством указания идентифицирующих признаков, включая характерные свойства продукции (в том числе характеристики свойств, физические величины, параметры и показатели, характеризующие продукцию, и др.), и (или) приведения перечня продукции, на которую распространяются (не распространяются) требования технического регламента Союза.
При значительном объеме перечней продукции, на которую распространяются (не распространяются) требования технического регламента Союза, допускается приведение таких перечней в приложении к техническому регламенту Союза.
При определении сферы действия технического регламента Союза в разделе "Область применения" технического регламента Союза может устанавливаться, что действие технического регламента Союза распространяется (не распространяется) на выпускаемую в обращение (вводимую в эксплуатацию) на рынке Союза новую продукцию, продукцию, ранее не выпускавшуюся в обращение (не вводившуюся в эксплуатацию), продукцию, находящуюся в эксплуатации при ее модернизации, продукцию, бывшую в эксплуатации, а также в обоснованных случаях могут указываться опасные факторы, характеризующие объекты технического регулирования.
При определении сферы действия технического регламента в разделе "Область применения" технического регламента Союза также целесообразно указывать, что действие технического регламента Союза распространяется на требования к упаковке, маркировке, этикеткам и правилам их нанесения, на санитарные требования и процедуры, а также ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные требования, имеющие общий характер, и специфические требования к объектам технического регулирования, в случае если указанные требования и процедуры приведены в иных разделах технического регламента Союза.
При необходимости в разделе "Область применения" технического регламента Союза может быть указана взаимосвязь разрабатываемого технического регламента Союза с другими техническими регламентами Союза.
7. В разделе "Основные понятия" технического регламента Союза следует приводить определения основных понятий, используемых в техническом регламенте Союза.
Приводимые в указанном разделе технического регламента Союза определения понятий должны быть изложены точно и ясно, чтобы исключить возможность расхождений в толковании понятий и обеспечить однозначное понимание и единообразное применение положений технического регламента Союза.
При этом при раскрытии содержания понятия следует перечислять не все его признаки, а лишь существенные, формулируя логическую конструкцию емко и четко.
Понятия с соответствующими определениями приводятся в алфавитном порядке.
8. В разделе "Правила идентификации продукции" технического регламента Союза целесообразно устанавливать правила идентификации продукции для целей ее отнесения к продукции, в отношении которой техническим регламентом Союза установлены обязательные требования и приведены идентифицирующие признаки.
К идентифицирующим признакам относятся наименование продукции, вида продукции или группы продукции, характерные свойства продукции, включающие характеристики свойств (в том числе органолептические свойства), физические величины, параметры, показатели (в том числе их числовые значения), характеризующие продукцию, и другие признаки, обеспечивающие возможность однозначного отнесения продукции к продукции, в отношении которой техническим регламентом Союза установлены обязательные требования.
В разделе "Правила идентификации продукции" технического регламента Союза может устанавливаться круг лиц, проводящих идентификацию продукции, а также могут быть указаны способы и (или) методы проведения идентификации продукции. К способам проведения идентификации можно отнести в том числе способ идентификации по документации, способы проведения идентификации опробованием или испытаниями, к методам проведения идентификации - инструментальный, органолептический, визуальный методы.
9. В разделе "Правила обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза и (или) правила ввода в эксплуатацию" технического регламента Союза следует устанавливать правила выпуска продукции в обращение на рынок Союза, правила обращения и (или) ввода в эксплуатацию продукции, на которую распространяется действие технического регламента Союза.
Правила обращения продукции на рынке Союза и (или) правила ввода в эксплуатацию, устанавливаемые в указанном разделе, могут содержать условия выпуска продукции в обращение на рынок Союза, обязанности лиц, выпускающих продукцию в обращение или вводящих ее в эксплуатацию, в том числе в части обеспечения безопасности продукции и ее соответствия требованиям технического регламента Союза, предоставления заинтересованным лицам информации о соответствии продукции требованиям технического регламента Союза, информирования о вносимых в конструкцию (рецептуру) продукции изменениях, приостановлении или прекращении производства, выпуска в обращение и обращения продукции, не соответствующей требованиям технического регламента Союза, а также продукции, в отношении которой действие документов об оценке соответствия требованиям технического регламента Союза приостановлено или прекращено, и др.
10. В разделе "Требования к объектам технического регулирования" технического регламента Союза следует устанавливать требования к объектам технического регулирования на основании состава и общей характеристики объектов технического регулирования технического регламента Союза с учетом результатов анализа международных стандартов (правил, директив, рекомендаций и иных документов, принятых международными организациями по стандартизации), а в случае их отсутствия или несоответствия целям принятия технического регламента Союза, в том числе вследствие климатических и географических факторов или технологических и других особенностей, - региональных документов (регламентов, директив, решений, стандартов, правил и иных документов), национальных (государственных) стандартов, национальных технических регламентов и их проектов, на основе которых разрабатывается проект технического регламента Союза.
В указанном разделе могут быть установлены требования только в отношении тех объектов технического регулирования, на которые распространяется действие разрабатываемого технического регламента Союза в соответствии с разделом "Область применения" этого технического регламента Союза.
В разделе "Требования к объектам технического регулирования" технического регламента Союза также могут быть установлены:
требования к упаковке, маркировке, этикеткам и правилам их нанесения;
санитарные требования и процедуры;
ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные требования, имеющие общий характер;
специфические требования, отражающие особенности, связанные с характерными для государств - членов Союза климатическими и географическими факторами или технологическими особенностями, и действующие только на территориях государств - членов Союза;
специальные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, требования к терминологии, упаковке, маркировке, этикеткам и правилам их нанесения, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан (несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов), с учетом степени риска причинения вреда.
В зависимости от подхода к изложению требований с учетом анализа рисков, характерных для объектов технического регулирования, раздел "Требования к объектам технического регулирования" технического регламента Союза может содержать перечень и описание характерных опасных факторов объектов технического регулирования, а также требования к объектам технического регулирования технического регламента Союза, которые могут быть установлены в общем виде и (или) содержать конкретные значения показателей, включая числовые значения.
При установлении в разделе "Требования к объектам технического регулирования" технического регламента Союза конкретных значений показателей, включая числовые значения, следует применять единицы величин в соответствии с Международной системой единиц (СИ) или единицы величин в соответствии с перечнем внесистемных единиц величин, применяемых при разработке технических регламентов Союза, включая их соотношения с Международной системой единиц (СИ), утверждаемым Комиссией.
В раздел "Требования к объектам технического регулирования" технического регламента Союза при установлении требований к процессу эксплуатации могут быть также включены требования к содержанию эксплуатационной документации.
Раздел "Требования к объектам технического регулирования" технического регламента Союза может содержать подразделы, в которых устанавливаются требования к отдельным объектам технического регулирования технического регламента Союза.
При значительном объеме требований к объектам технического регулирования технического регламента Союза допускается их приведение в приложениях к техническому регламенту Союза.
В разделе "Требования к объектам технического регулирования" технического регламента Союза могут быть также указаны ссылки на принятые технические регламенты Союза, в которых уже установлены требования к объектам технического регулирования технического регламента Союза.
В разделе "Требования к объектам технического регулирования" технического регламента Союза рекомендуется не использовать ссылки на законодательство государств - членов Союза, где это возможно.
Технический регламент Союза не должен содержать требования к конструкции продукции, являющейся объектом технического регулирования технического регламента Союза, за исключением случаев, если установление таких требований необходимо для защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
В случае если установление в техническом регламенте Союза требований к конструкции продукции, являющейся объектом технического регулирования технического регламента Союза, необходимо для защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и (или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения, в разделе "Требования к объектам технического регулирования" допускается приведение таких требований непосредственно.
11. В разделе "Обеспечение соответствия объектов технического регулирования требованиям технического регламента Евразийского экономического союза" технического регламента Союза целесообразно устанавливать условия обеспечения соответствия объектов технического регулирования требованиям технического регламента Союза, в том числе положения о том, что обеспечение соответствия может осуществляться в обоснованных случаях путем применения на добровольной основе стандартов, включенных в перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Союза, или иным способом с учетом специфики объектов технического регулирования.
В разделе "Обеспечение соответствия объектов технического регулирования требованиям технического регламента Евразийского экономического союза" технического регламента Союза также может быть указано, что методы исследований (испытаний) и измерений, проводимых при оценке соответствия объектов технического регулирования требованиям технического регламента Союза, устанавливаются в стандартах, включенных в перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Союза и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования.
12. В разделе "Оценка соответствия объектов технического регулирования" технического регламента Союза целесообразно устанавливать:
формы, схемы и процедуры оценки соответствия объектов технического регулирования требованиям технического регламента Союза;
круг заявителей при оценке соответствия объектов технического регулирования требованиям технического регламента Союза;
комплект доказательственных материалов, формируемый заявителем при проведении оценки соответствия;
сроки действия документов об оценке соответствия;
положения, касающиеся регистрации и оформления документов об оценке соответствия в соответствии с актами Евразийской экономической комиссии (при необходимости);
процедуры и условия продления, приостановления или прекращения действия документов об оценке соответствия (при необходимости).
В разделе "Оценка соответствия объектов технического регулирования" технического регламента Союза формы, схемы и процедуры оценки соответствия устанавливаются на основе типовых схем оценки соответствия, утверждаемых Евразийской экономической комиссией в соответствии с пунктом 5 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (приложение N 9 к Договору).
Выбор форм и схем оценки соответствия осуществляется с учетом опасных факторов и на основе анализа рисков, характерных для объектов технического регулирования технического регламента Союза.
В случае если в ранее принятых технических регламентах Союза в отношении объектов технического регулирования технического регламента Союза уже установлены формы, схемы и процедуры оценки соответствия, в разделе "Оценка соответствия объектов технического регулирования" технического регламента Союза целесообразно устанавливать аналогичные формы, схемы и процедуры оценки соответствия.
13. В разделе "Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза" технического регламента Союза могут быть приведены правила, условия и способы нанесения единого знака обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза, а также может указываться этап, на котором осуществляется маркировка единым знаком обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза.
При необходимости в разделе "Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза" технического регламента Союза также указывается, что маркировка продукции, являющейся объектом технического регулирования технического регламента Союза, единым знаком обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза свидетельствует о ее соответствии всем техническим регламентам Союза, действие которых на нее распространяется.
14. В разделе "Порядок введения в действие технического регламента Евразийского экономического союза и переходные положения" технического регламента Союза определяются порядок введения в действие требований технического регламента Союза и переходные положения.
Порядок введения в действие требований технического регламента Союза и переходные положения, которые устанавливаются в указанном разделе, могут содержать:
сроки действия документов об оценке соответствия обязательным требованиям, установленным актами, входящими в право Союза, или законодательством государства - члена Союза, выданных или принятых в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования технического регламента Союза, до дня вступления в силу технического регламента Союза;
сроки и условия производства и выпуска в обращение продукции, являющейся объектом технического регулирования технического регламента Союза, в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными актами, входящими в право Союза, или законодательством государства - члена Союза;
сроки и условия производства и выпуска в обращение продукции, являющейся объектом технического регулирования технического регламента Союза, не подлежавшей до дня вступления в силу технического регламента Союза обязательной оценке соответствия согласно актам, входящим в право Союза, или законодательству государств - членов Союза;
иные положения.
15. В приложениях к техническому регламенту Союза в случае значительного объема могут приводиться:
перечень объектов технического регулирования, на которые распространяется (не распространяется) действие технического регламента Союза;
требования к объектам технического регулирования технического регламента Союза;
перечень опасных факторов, характерных для объектов технического регулирования технического регламента Союза;
иные положения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подготовлены рекомендации по содержанию и типовой структуре техрегламента Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Так, указано, как следует именовать документ, какие структурные элементы необходимо включать.
Содержание положений техрегламента должно быть логичным, юридически грамотным, без стилистических и грамматических ошибок. Необходимо исключить двойное толкование правил.
Рассмотрено содержание отдельных разделов.
Установлено, что в отношении проектов, разработка которых начата до вступления в силу рекомендаций, последние применяются, если процедуры внутригосударственного согласования на дату вступления в силу не завершены.
Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 21 августа 2015 г. N 50 "О Рекомендациях по содержанию и типовой структуре технического регламента Евразийского экономического союза"
Настоящее решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования
Текст решения опубликован на Правовом портале Евразийского экономического союза (https://docs.eaeunion.org) 27 августа 2015 г., в журнале "Бюллетень строительной техники", 2015 г., N 10, в журнале "Вестник технического регулирования", август 2015 г., N 8