Petroleum and natural gas industries. Offshore production installations. Techniques and methods for hazard identification and risk assessment. Basic principles
Дата введения - 1 сентября 2013 г.
Взамен ГОСТ Р ИСО 17776-2010
Предисловие
1 Подготовлен Открытым акционерным обществом "Газпром" (ОАО "Газпром") и Обществом с ограниченной ответственностью "Научно-исследовательский институт природных газов и газовых технологий - Газпром ВНИИГАЗ" (ООО "Газпром ВНИИГАЗ") на основе собственного аутентичного перевода на русский язык международного стандарта, указанного в пункте 4
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 23 "Техника и технологии добычи и переработки нефти и газа"
3 Утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 ноября 2012 г. N 1262-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 17776:2000 "Нефтяная и газовая промышленность. Морские добычные установки. Руководящие указания по выбору методов и средств идентификации опасностей и оценки риска" (ISO 17776:2000 "Petroleum and natural gas industries - Offshore production installations - Guidelines on tools and techniques for hazard identification and risk assessment"). Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного международного стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5 (подраздел 3.5)
5 Взамен ГОСТ Р ИСО 17776-2010
6 Некоторые элементы настоящего стандарта могут быть объектом патентного права. ИСО не берет на себя ответственность за идентификацию какого-либо отдельного или всех патентных прав
Введение
Проведение поисково-разведочных работ и непосредственно добыча нефти и газа сопряжены со многими опасностями и связанными с ними опасными событиями.
Для идентификации опасных событий и оценки соответствующих рисков могут применяться различные способы и методы, при этом необходимо, чтобы выбранный подход соответствовал конкретным условиям.
В настоящем стандарте определены некоторые способы и методы, используемые для оценки риска при проведении поисково-разведочных работ и в процессе добычи на шельфе с помощью морских добычных установок (далее морские установки), а также даны общие рекомендации по их применению в различных ситуациях. Нормативные документы, ссылки на которые имеются в настоящем стандарте, приведены в библиографии.
Стандарт не содержит детальных указаний по практическому использованию тех или иных способов и методов, так как при их разработке должны быть учтены конкретные особенности. Во многих случаях для эффективного применения рекомендаций настоящего стандарта необходимо привлечение экспертов в рассматриваемой области.
При использовании настоящего стандарта анализ пожарной опасности и оценку пожарного риска для конкретного объекта защиты необходимо выполнять в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов Российской Федерации в области обеспечения пожарной безопасности, а также методик определения расчетных величин пожарного риска, утвержденных МЧС России.
При оформлении национального стандарта Российской Федерации, идентичного по отношению к международному стандарту ИСО 17776:2000, некоторые терминологические статьи приведены в иной редакции. Для выделения этих статей в тексте настоящего национального стандарта применена вертикальная полужирная линия, расположенная на полях измененного текста. Исходные терминологические статьи указаны в дополнительном справочном приложении ДА.
В настоящий стандарт включена дополнительная терминологическая статья для термина, использованного в нем, но не установленного в ИСО 17776:2000. Эта статья выделена рамкой из тонких линий.
Применяемый в настоящем стандарте международный стандарт разработан техническим комитетом ИСО/ТК 67 "Материалы, оборудование и морские платформы для нефтяной, нефтехимической и газовой промышленности".
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает способы и методы, которые использованы при выявлении и оценке опасностей, связанных с проведением работ по разведке и разработке морских месторождений нефти и газа. Указанные работы включают сейсморазведку, топографическую съемку, разведочное и эксплуатационное бурение, эксплуатацию месторождений, вывод из нее и ликвидацию, а также материально-техническое обеспечение каждого из этих видов деятельности. В разделе 6 и приложениях настоящего стандарта приведены рекомендации по применению этих методов при разработке стратегий предупреждения возможных опасных событий, а также для контроля и снижения их последствий.
Настоящий стандарт распространяется на следующие установки, используемые в нефтяной и газовой промышленности:
- стационарные морские сооружения;
- плавучие сооружения для разведки, добычи, хранения и отгрузки продукции.
Настоящий стандарт не распространяется на проектирование и строительство морских передвижных установок, подпадающих под юрисдикцию Международной морской организации.
Положения настоящего стандарта не предназначены для применения в качестве критериев оценки соответствия. Если какой-либо из установленных настоящим стандартом методов управления риском неприменим к конкретной морской установке, то это не может являться основанием считать используемую систему управления рисками неполной.
2 Термины, определения и сокращения
2.1 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.
2.1.1 барьер (barrier): Мероприятия, направленные на снижение вероятности реализации потенциальной опасности и уменьшение ее последствий.
Примечание - Барьеры могут быть физическими (материалы, защитные устройства, экраны, перегородки и т.д.) или нефизическими (процедуры, инспекции, обучение, тренировки и т.д.).
2.1.2 управление (опасностью) (control <of hazards>): Действия, направленные на ограничение степени и/или продолжительности опасного события с целью предотвращения его эскалации.
2.1.3 окружающая среда (environment): Совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. [Данный термин определен в соответствии с Федеральным законом N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"] |
Примечание - Исходная терминологическая статья приведена в ДА.1 (приложение ДА).
2.1.4 воздействие на окружающую среду (environmental impact): Любое изменение окружающей среды, благоприятное или неблагоприятное, полностью или частично произошедшее вследствие деятельности предприятия, воздействия его продукции или оказываемых услуг.
2.1.5 эскалация (опасности) (escalation): Распространение воздействия опасного события на оборудование или на другие площади, вызывающее увеличение его последствий.
2.1.6 дерево событий (анализ дерева событий); ETA (event tree, event tree analysis, ETA): Древовидная диаграмма, отображающая возможные альтернативные сценарии эскалации опасности, которые могут реализоваться в результате конкретного опасного события.
Примечание - Анализ дерева событий может быть использован для определения вероятности или частоты возникновения последствий, вызванных опасным событием.
2.1.7 дерево отказов (анализ дерева отказов); FTA (fault tree, fault tree analysis, FTA): Древовидная диаграмма, основанная на логическом построении "и/или", обычно применяемая для идентификации альтернативных последовательностей отказов оборудования и ошибок человека-оператора, которые приводят к отказам системы или возникновению опасных событий.
Примечание - Если известны вероятности отказов и ошибок на уровне элементов, то дерево отказов позволяет вычислить вероятность или частоту отказов системы.
2.1.8 функциональные требования (functional requirements): Минимальная совокупность критериев, которые должны быть выполнены, чтобы рассматриваемая система соответствовала установленным целевым требованиям в области безопасности, охраны труда и окружающей среды.
Примечание - Дополнительная информация приведена в 5.4.2.
2.1.9 опасность (hazard): Потенциальный источник вреда.
Примечание - В контексте настоящего стандарта потенциальный вред может соотноситься с вредом здоровью человека, нанесением ущерба окружающей среде, повреждением имущества, а также с их любой комбинацией.
2.1.10 реестр опасностей (hazards register): Документ, содержащий лаконично изложенный полный перечень всех идентифицированных опасностей и необходимых мер по их контролю.
Примечание - В этом реестре обычно приводятся ссылки на документы, содержащие подробную информацию о конкретных опасностях.
2.1.11 опасное событие (hazardous event): Инцидент (авария, катастрофа), происходящий при реализации опасности.
Пример - Выброс газа, возгорание, потеря плавучести.
2.1.12 авария (accident): Разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ. [Данный термин определен в соответствии с Федеральным законом N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"] |
Примечание - Исходная терминологическая статья приведена в ДА.2 (приложение ДА).
2.1.13 инцидент (incident): Отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а так же нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте. [Данный термин определен в соответствии с Федеральным законом N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"] |
Примечание - Исходная терминологическая статья приведена в ДА.2 (приложение ДА).
2.1.14 ограничение последствий (mitigation): Ограничение нежелательного воздействия опасного события.
2.1.15 процедура (procedure): Последовательность действий, которые должны быть выполнены в заданном логическом порядке, либо для осуществления определенной производственной операции, либо в условиях данной ситуации.
2.1.16 риск (risk): Сочетание возможности или вероятности события и его последствий.
2.1.17 анализ риска (risk analysis): Систематическое использование информации для определения опасностей и оценки риска.
2.1.18 оценка риска (risk assessment): Общий процесс анализа и оценивания риска.
2.1.19 оценивание риска (risk evaluation): Заключение о допустимости риска, сделанное на основе его анализа.
2.1.20 отсеивающий критерий (screening criterion): Целевой параметр или нормативное требование, используемые для принятия решения о допустимости идентифицированной опасности или ее последствий.
Примечание - Дополнительная информация приведена в 5.3.2.
2.1.21 допустимый риск (tolerable risk): Риск, который в данной ситуации считают приемлемым при существующих общественных ценностях. [ГОСТ Р 51898-2002, статья 3.7] |
Примечание - Исходная терминологическая статья приведена в ДА.3 (приложение ДА).
2.1.22 конечное (завершающее) событие (top event): Основное событие, для которого разрабатывают дерево событий и дерево отказов.
2.2 Сокращения
В настоящем стандарте применены следующие сокращения.
EERA (escape, evacuation and rescue analysis) - анализ процессов покидания, эвакуации и спасания;
ETA (event tree analysis) - анализ дерева событий;
FMEA (failure modes and effects analysis) - анализ видов и последствий отказов;
FTA (fault tree analysis) - анализ дерева отказов;
HAZAN (hazard analysis) - анализ опасности;
HAZID (hazard identification) - идентификация опасности;
HAZOP (hazard and operability study) - исследование опасности и работоспособности;
HEMP (hazard effect and management process) - действие опасности и процесс управления ею;
HRA (health risk assessment) - оценка риска для здоровья;
JHA (job hazard analysis) - анализ безопасности работ;
PHA (preliminary hazard analysis) - предварительный анализ опасностей;
РЕМ (physical effects modelling) - моделирование физических процессов;
QRA (quantitative risk assessment) - количественная оценка риска;
SIL (safety integrity level) - уровень полноты безопасности;
ГСН (LPG) - сжиженный нефтяной газ;
СПГ (LNG) - сжиженный природный газ.
3 Концепции оценки риска и опасностей
Для всестороннего решения вопросов охраны труда в процессе деятельности на шельфе нефтегазодобывающие компании должны иметь эффективные системы управления*, охватывающие все стадии жизненного цикла морской установки и все виды работ на этих стадиях. Подобная система управления, которая разработана для решения вопросов охраны окружающей среды, описана в стандарте ИСО 14001 [3], а содержащиеся в нем принципы применимы также к вопросам охраны труда.
Одним из ключевых элементов эффективной системы управления является системный подход к идентификации опасностей и оценке риска, который необходим для предоставления информации, существенной при принятии решений и выполнении действий, направленных на снижение риска.
Такие мероприятия должны включать действия, направленные на предупреждение инцидентов (т.е. снижение вероятности их возникновения), сдерживание (т.е. снижение степени и продолжительности воздействия опасного события) и уменьшение воздействия инцидента (т.е. ограничение его последствий). Превентивные меры, такие как использование безопасных проектных решений и обеспечение целостности объектов, могут быть приняты везде, где возможно. На основе результатов оценки риска должны быть разработаны мероприятия по восстановлению после произошедшего инцидента с учетом того, что меры по сдерживанию и уменьшению последствий опасных событий могут не достичь поставленной цели. На основе результатов оценки риска необходимо определить задачи и функциональные требования в области безопасности, охраны труда и окружающей среды.
В ИСО 13702 [2] введено понятие стратегии и указано, что она не должна оформляться в виде отдельного документа, так как значимая информация может быть включена вместе с другой информацией в области безопасности, охраны труда и окружающей среды применительно к морской установке или содержаться в правилах и стандартах. Поскольку может возникнуть совпадение данных стратегии и других мер в области безопасности, охраны труда и окружающей среды, целесообразно объединить эту информацию в единый источник, что поможет персоналу лучше понимать комплексный характер различных мер.
В стратегии должны быть отражены результаты деятельности по идентификации опасности и оценке риска, а также решения о необходимости и роли мер, направленных на его уменьшение. Идентификация опасностей и оценка риска включают следующие этапы:
a) Этап 1: Идентификация опасностей на основе анализа различных факторов, таких как физические и химические свойства обрабатываемых флюидов, схема расположения, эксплуатация и техническое обслуживание оборудования, технологические режимы. Внешние опасности: столкновение с судами, падение вертолета, экстремальные условия окружающей среды и т.д. также должны быть рассмотрены на данном этапе.
b) Этап 2: Оценка риска идентифицированных опасностей и анализ его допустимости применительно к персоналу, оборудованию и окружающей среде обычно включают идентификацию исходных событий и возможного сценария развития аварии, количественную оценку вероятности возникновения несчастного случая или аварии и оценку их последствий. Допустимость риска должна быть определена на основе критериев, устанавливаемых применительно к конкретной идентифицированной опасности.
c) Этап 3: Устранение или снижение риска там, где необходимо, когда используются сведения о возможности снижения вероятности и/или последствий опасных событий (аварии, несчастного случая и т.д.).
Эти три основных этапа являются неотъемлемой частью всех методов, описанных в настоящем стандарте.
При выборе методов идентификации опасностей и оценки риска должны быть учтены особенности и сложность морской установки, стадии жизненного цикла и опыт работы аналогичных установок. Усилия по идентификации опасностей и оценке риска должны соответствовать ожидаемому риску и учитывать новизну принимаемых мер и ограниченность информации.
При применении более сложных методов структурированного анализа принимают во внимание неопределенность допущений при оценке мер по снижению риска, которую отражают в документах и доводят до сведения персонала, использующего результаты оценки опасностей и риска при принятии решений.
Для новых установок или видов деятельности важно идентифицировать опасности как можно раньше. Следует выделить достаточно времени на их исследование и оценку для принятия наиболее подходящего решения по контролю. Проще внести изменения в проект морской установки на ранних стадиях ее разработки с минимальным влиянием на стоимость и сроки работ.
Методы идентификации опасностей и оценки риска также могут быть применены к действующему оборудованию. Однако в некоторых случаях изменения, оправданные на стадии проектирования, оказываются неприемлемыми для действующего оборудования. Работы по его модернизации ведут к дополнительному риску возникновения аварий или несчастных случаев, который также должен быть учтен.
На рисунке 1 приведена схема подходов различного уровня сложности к идентификации опасностей и оценке риска.
"Рисунок 1 - Подходы к идентификации опасностей и оценке риска"
Во многих случаях знаний и опыта специалистов, применяющих структурированный подход, может быть достаточно для управления рисками.
Проверочные листы просты в использовании и могут помочь при анализе соответствия стандартам и практике проектирования, а также определить, насколько правильно учтены ранее выявленные опасности.
Когда опыт, приобретенный в промышленности, отражен в правилах и стандартах, высокий уровень безопасности может быть достигнут за счет проверки соответствия им на этапах проектирования, строительства, эксплуатации и технического обслуживания.
Методы структурированного анализа могут быть также использованы для идентификации и оценки ранее неустановленных опасностей и событий, которые адекватно не исследованы прежними методами.
Более подробное описание данного подхода приведено в приложении А.
4 Методы идентификации опасностей и оценки риска
4.1 Выбор методов
Уровень идентификации опасностей и оценки риска зависит от сложности технологических процессов на морской установке и стадии ее жизненного цикла, на которой эта оценка проводится:
- для сложных морских установок, например, больших добычных платформ, включающих сложное оборудование, буровой комплекс и большой жилой модуль, вероятно, потребуются детальные исследования таких возможных опасных событий, как пожары, взрывы, столкновения с судами, повреждения конструкций и т.д.;
- для более простых морских установок, например платформ с ограниченной технологией промысловой подготовки, возможно применение общепринятых правил и стандартов в качестве базы, отражающей опыт эксплуатации сооружений подобного типа;
- для морских установок, построенных по ранее разработанным проектам, оценка, проведенная для исходного проекта, может считаться достаточной для принятия решения о необходимых мерах для контроля опасных событий;
- для морских установок, находящихся на ранних стадиях проектирования, оценки обычно менее детализированы, чем на более поздних стадиях проекта, и в большей мере охватывают вопросы непосредственно проектирования по сравнению с аспектами эксплуатации и управления. Критерии проектирования, разработанные на ранних стадиях проекта морской установки, должны быть верифицированы при ее вводе в эксплуатацию.
Может возникнуть необходимость пересмотра или внесения изменений в результаты проведенных исследований по идентификации опасностей и оценке рисков, если будут выявлены новые важные проблемы или выполнены значимые изменения на самой установке.
4.2 Роль опыта и оценок
Часто эффективным подходом к решению проблемы является использование знаний и опыта специалистов для идентификации опасностей и оценки риска, что особенно полезно, когда рассматриваемая деятельность аналогична проводимой ранее в этом же или ином месте эксплуатации. Весьма значимым является практический опыт персонала, приобретенный им на месторождении, а также анализ последствий опасных событий.
Однако этого подхода недостаточно для применения новых или инновационных систем и оборудования, а также там, где с учетом местных условий предыдущий опыт не является показательным. Например, опыт морской нефтегазодобычи в условиях тропического климата, как правило, не следует считать основой для оценок арктических установок.
4.3 Проверочные листы
Проверочные листы являются удобным способом идентификации и исследования опасностей, однако их использование не должно приводить к ограничению области применения какого-либо иного метода анализа. Такие листы обычно составляют на основе требований стандартов и опыта эксплуатации и поэтому их содержание обычно охватывает области, где существует высокая вероятность ошибок или ранее были проблемы. Проверочные листы могут быть использованы на всех стадиях жизненного цикла проекта.
Проверочный лист должен быть подготовлен опытными специалистами, осведомленными о конструкции и функционировании оборудования, требованиях стандартов и методик, применяемых в компании и промышленности. Такие листы могут быть подготовлены менее опытным персоналом, но эффективность их использования будет существенно зависеть от опыта авторов и внимательности пользователей. Данные листы не обеспечивают творческого подхода к идентификации и оценке новых опасностей, когда имеющийся опыт является недостаточным.
Следует регулярно проводить анализ и актуализацию проверочных листов, чтобы учесть новый опыт организации и отрасли в целом, включая результаты расследований любых несчастных случаев или инцидентов на подобных объектах.
Реестр опасностей, подготовленный в процессе выполненных ранее аналогичных работ и содержащий сведения об идентифицированных опасностях для подобной морской установки, полезен в качестве основы при создании таких листов.
Проверочный лист может быть общим или детальным в зависимости от конкретной ситуации и должен использоваться для оценки выполнения стандартных норм и правил и идентификации аспектов, требующих дальнейшей детальной проработки. Проверочный лист - самый быстрый и простой метод идентификации опасностей и оценки риска.
4.4 Правила и стандарты
Правила и стандарты отражают знания и опыт компании, а также национальной или международной деятельности. Эти документы включают опыт предыдущих проектов в вопросах идентификации опасностей и оценки риска, исследований инцидентов, аварий и несчастных случаев. Они также содержат оценки опасностей и риска, включая ранее идентифицированные опасности и стандартные методы их контроля и уменьшения последствий.
Информация об опасностях, которая указывается в правилах и стандартах, обычно применяется к определенному типу операций. Например, проектировщик системы сброса давления для сосудов, находящихся под давлением, может использовать стандарт для прогнозирования опасных ситуаций, возникающих при данной операции. В некоторых случаях обеспечение соответствия требованиям предписанных стандартов уменьшает величину риска до допустимого уровня. Подобным образом приемлемость выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду может быть оценена в соответствии со стандартами в области экологии и охраны труда.
Применение проверочных листов, разработанных на основе требований правил и стандартов, является часто используемым эффективным методом проверки соответствия требованиям стандартов и выявления аспектов деятельности, требующих дальнейшего исследования.
4.5 Выбор методов структурированного анализа
В процессе идентификации опасностей и оценки риска, основанном на методах структурированного анализа, описанных в приложении В, для выбора соответствующего метода могут быть применены следующие руководящие принципы.
Идентификация основных опасностей важна на начальных стадиях проектирования, поскольку позволяет выбирать проектные решения, обеспечивающие снижение риска. Для достижения этой цели могут быть использованы методы HAZID и РНА. Если доступна соответствующая информация, то на данном этапе возможно применение метода QRA, что полезно при оптимизации планирования морской установки. Анализ чувствительности, позволяющий идентифицировать параметры, оказывающие существенное влияние на риск, обычно является частью общей оценки риска.
На более поздних стадиях проектирования могут быть полезны такие методы оценки, как FMEA, FTA (2.1.7) и ЕТА (2.1.6), QRA и HAZOP. Приложение В содержит информацию о необходимых исходных данных для этих методов.
Эффективность идентификации опасностей и оценки риска на этапах проектирования и эксплуатации, включая инспекцию, проведение испытаний и техническое обслуживание, может быть повышена за счет использования методов JHA и HAZOP. Иногда при идентификации последовательности действий или событий, которые могут стать причиной опасной ситуации, полезно применение метода FTA.
Метод QRA должен быть использован только при наличии адекватных входных данных, обеспечивающих получение достоверных и устойчивых к ошибкам результатов. В большинстве случаев при практическом применении будет присутствовать неопределенность и для ключевых используемых параметров и для самой модели QRA. Необходимо выполнить оценку неопределенности для подтверждения того, что ее наличие не изменит полученных результатов. Ограничения на входные данные, вероятно, будут менее значимыми при применении метода QRA для оценки различных вариантов, например при выборе концепции.
Количественную оценку риска должен выполнять персонал, обладающий соответствующими навыками и уровнем компетентности. Наиболее важным моментом является то, что модель QRA должна эффективно отражать действительность, и поэтому к оценке должен быть привлечен персонал, хорошо знающий оборудование и особенности его эксплуатации. Это справедливо в отношении подготовки входных данных, допущений и анализа полученных результатов.
Все методы оценки дают результаты, обладающие неопределенностью, поэтому такие данные следует сопоставить с заключениями опытных экспертов. При выявлении потенциальной возможности возникновения неопределенности для ключевых элементов и подтверждении полученных результатов следует использовать альтернативные методы оценки.
Идентификацию опасностей и оценку риска обычно проводят для отображения ситуации в определенный момент времени (например, при строительстве, вводе в эксплуатацию или ликвидации). Условия работы на морских установках, как правило, со временем меняются. Изменения эксплуатационных или рабочих параметров, таких как давление, температура и состав пластовой продукции, часто приводят к изменению технологического процесса и замене оборудования. Поэтому важно точно определить условия, для которых проведены идентификация опасностей и оценка риска, и определить критерии, обусловливающие необходимость повторной оценки.
5 Управление рисками
5.1 Общие положения
5.1.1 Краткий обзор процесса управления риском
Процесс идентификации опасностей, оценки и управления риском схематично показан на рисунке 2, который также иллюстрирует три этапа, описанных в разделе 3.
"Рисунок 2 - Схема процесса управления риском"
После идентификации существенных опасностей должна быть выполнена соответствующая качественная или, если это возможно, количественная оценка риска. Если его величина превышает отсеивающие критерии или имеются другие обоснованные причины, то необходимо провести мероприятия по снижению риска, после чего для них должны быть установлены функциональные требования.
Далее в разделе 5 приведены рекомендации по некоторым важным аспектам управления риском.
5.1.2 Организация и персонал
Идентификацию опасностей и оценку риска выполняет специальная группа, однако для некоторых видов оборудования и операций они могут быть проведены одним человеком. Эффективность этой деятельности зависит от навыков, знаний и внимательности персонала.
Количество необходимых для этой работы специалистов и требования к их опыту должны быть определены в соответствии с количеством и сложностью исследуемого оборудования и процессов. Идентификация опасностей и последующая оценка риска выполняются одной или несколькими группами специалистов, которые имеют навыки применения подобных методик и обладают знаниями в области проектирования, эксплуатации и технического обслуживания оборудования.
Как показывает практика, для достижения необходимых результатов очень важно с начальных стадий анализа привлекать к работе персонал, обладающий практическим опытом.
Эффективность идентификации опасностей и оценки риска зависит от тщательного планирования и выполнения различных задач, что должно быть начато на ранних стадиях проектирования при наличии необходимой для анализа информации, позволяя сэкономить средства и сократить время на дополнительные работы.
5.1.3 Документация
Ключевая информация и принятые при идентификации опасных событий и оценке риска решения должны быть задокументированы в установленном порядке для использования эксплуатирующим морскую установку и привлеченным для внесения изменений в ее работу персоналом.
Документация должна содержать не только записи решений, принятых при оценке процесса, но и их подробные обоснования. Следует привести применяемые для оценки основные данные и допущения и/или дать ссылки на содержащие их первоисточники (при необходимости).
Примечание - Использование структурированных таблиц или форм ведения записей полезно в ситуации, когда применяют несколько методов оценки.
5.2 Идентификация
Перед оценкой риска конкретного вида деятельности необходимо провести идентификацию опасностей, которые сопутствуют ей или могут появиться в результате ее осуществления. Должна быть проведена оценка воздействия каждой опасности для определения ее значимости и необходимости дальнейших исследований.
Различные системные подходы в общем виде представлены в разделе 4. В приложении D приведен контрольный перечень опасностей, который можно применять при их идентификации.
5.3 Оценка риска
5.3.1 Опасности и оценка риска
После идентификации опасностей необходимо провести оценку соответствующего риска для персонала, окружающей среды и оборудования.
Для разрабатываемого проекта анализ опасностей и оценка риска обычно представляют собой последовательный процесс, который начинается с оценки общих концепций и методов, а затем по мере получения необходимой информации в ходе эксплуатации морской установки становится более детальным. Для простых установок могут быть использованы одни и те же методы, однако достоверность данных для анализа более высока на поздних стадиях проектирования. Для более сложных установок на начальной стадии разработки проекта могут быть применены простые аналитические методы, однако по мере доступности большего количества данных анализ может быть дополнен более сложными методами.
Для оценки рисков на существующих морских установках можно использовать последовательный метод, предусматривающий сначала рассмотрение общих проблем с последующим приближением к областям особого внимания и применением при необходимости более подробных оценочных методик.
При оценке риска следует уделять внимание как вероятности возникновения опасности (или частоте ее повторения), так и тяжести последствий от инициирующего опасного события.
На основе анализа опасностей и оценки риска должны быть разработаны рекомендации, которые основаны на заключении эксперта или на установленных критериях, адаптированных к условиям организации и используемых для принятия решений, направленных на снижение риска до допустимого уровня.
5.3.2 Отсеивающие критерии
Отсеивающие критерии - требования, в соответствии с которыми оценивают приемлемость идентифицированной опасности или ее последствий и применяют для оценки значимости опасностей и их воздействия. Вместе с результатами оценки риска они являются основой для принятия решений в области управления рисками. Такие критерии могут включать требования, принятые в правилах и стандартах.
Отсеивающие критерии обычно устанавливают значения параметров, соответствующие допустимому пределу, определяемому на основе современного развития науки и техники и общих представлений общества. Разработанные организацией критерии максимально допустимого риска также являются отсеивающими.
Подходящие критерии следует выбирать после выявления опасностей, чтобы в последующем использовать их для сравнения с результатами оценки опасностей и рисков. Несоответствие отсеивающему критерию показывает неприемлемость условий, кроме случаев, когда может быть показана неприменимость данного критерия в конкретной ситуации. Параметры, выходящие за пределы допустимого диапазона отсеивающих критериев, необходимо повторно рассмотреть с привлечением высшего руководства компании, их принятие возможно только при его одобрении.
5.4 Снижение риска
5.4.1 Оценка мер по снижению риска
Во многих случаях мероприятия по контролю и ограничению последствий опасностей и снижению рисков очевидны и включают меры, направленные на достижение соответствия общепризнанной практике. В других случаях необходимо рассматривать дополнительные меры по снижению рисков для достижения лучшего результата. Следует учитывать широкий диапазон возможных решений применительно к выявленным опасностям, а не считать, что модернизация оборудования является наиболее подходящим методом контроля и снижения риска. В качестве примера таких решений можно отметить меры, направленные на уменьшение частоты и времени, в течение которого персонал подвергается риску.
Последовательность мероприятий по снижению риска включает:
a) предупреждение;
b) обнаружение;
c) контроль;
d) снижение последствий;
e) действия при чрезвычайной ситуации.
Всегда следует уделять внимание сначала мерам по снижению риска, которые позволяют устранять или уменьшать вероятность возникновения опасных событий. Предпочтительным для управления рисками является использование принципов проектирования, изначально направленных на обеспечение безопасности, что подразумевает следующие подходы:
- сокращение опасностей, например, уменьшение перечня и частоты их возникновения и/или продолжительности воздействия;
- замена, например, опасных веществ (материалов) на менее опасные (должен быть достигнут компромисс между безопасностью производства и обеспечением более широкого ассортимента продукции и более длительного срока службы оборудования);
- ослабление воздействия, например использование опасных веществ (материалов) или процессов, чтобы ограничить их потенциальную опасность: разделение технологической линии на меньшие секции за счет применения клапанов аварийного останова или проведение технологического процесса при более низких значениях температуры или давления;
- упрощение, например использование более простого с точки зрения проектирования, строительства и эксплуатации оборудования и технологического процесса, менее подверженного выходу из строя вследствие отказа, нарушений управления и влияния человеческого фактора.
Защитные меры должны быть определены после оценки возможных превентивных мер и направлены на снижение воздействия опасного события после его наступления. Также могут быть рассмотрены меры по ограничению эскалации такого события, защите персонала, устранению последствий и т.д. Примерами защитных мер являются: системы пожарной и газовой сигнализации, пожарного водоснабжения, активные и пассивные противопожарные системы, организация временного убежища, система эвакуации, оборудование и методы для ликвидации нефтяных загрязнений, применение защитной одежды и т.д.
Факторы, влияющие на выбор мероприятий по снижению риска, включают:
- техническую выполнимость;
- вклад;
- затраты и риски, связанные с реализацией;
- неопределенность, включая человеческий фактор.
Следует использовать прогрессивный подход, уделяя внимание прежде всего мероприятиям, позволяющим существенно снизить риск при минимальных усилиях. Последовательную оценку таких мер необходимо проводить до тех пор, пока не будут удовлетворены необходимые отсеивающие критерии или дальнейшие действия по снижению риска будут признаны нецелесообразными.
Эти мероприятия должны быть проанализированы в отношении технической реализуемости и эффективности. Во многих ситуациях такой анализ может быть проведен специалистом, ответственным за принятие решений по управлению риском, и основан на опыте и принятой практике работы.
В других ситуациях необходимо сопоставлять усилия, требуемые для осуществления мероприятий с точки зрения стоимости, времени, сложности и имеющихся ресурсов, с тем вкладом, который эти меры вносят в уменьшение риска.
Широко используется подход, когда оценивают объем и стоимость работ для реализации мер по снижению риска и эффект от каждого мероприятия отдельно. При оценке объема и стоимости работ в целом идентифицируют наиболее эффективные меры по снижению риска. Кроме того, при анализе эффективности затрат для оценки влияния неопределенности следует применять анализ чувствительности.
Неопределенность, связанная с анализом эффективности затрат, предусматривает использование его результатов только вместе с техническим обоснованием принятого решения.
Оценка действий, направленных на снижение риска, всегда должна опираться на технические принципы и здравый смысл. Кроме того, необходимо рассмотреть следующие аспекты: местные условия, уровень научно-технических знаний относительно конкретной ситуации, затраты и ожидаемую выгоду от реализации мероприятий по снижению риска.
5.4.2 Стратегии и функциональные требования
Результаты оценки опасностей и рисков, а также решения о необходимости и роли мер по их уменьшению следует задокументировать, чтобы они были доступны тем, кто эксплуатирует морскую установку и может участвовать в ее последующих изменениях. В ИСО 13702 [2] для такого документа использован термин "стратегия", уровень детализации которой должен соответствовать стадии проекта. На начальных стадиях стратегия может быть изложена относительно кратко, охватывая общие принципы и обязательные требования, однако по мере разработки проекта должна становиться более конкретной.
Для определенной морской установки может потребоваться несколько стратегий. Уровень детализации зависит от размера и стадии ее жизненного цикла. Стратегия должна описывать роль и функциональные требования для каждой из систем, необходимых для управления возможными опасными событиями на морской установке. В ИСО 13702 [2] приведены рекомендации по выбору соответствующего уровня детализации стратегии.
Особое внимание должно быть уделено подготовке функциональных требований к определению состава и проведению последующего мониторинга параметров основного оборудования, систем и технических процедур. Функциональные требования должны контролироваться на всех этапах эксплуатации, периодически анализироваться для подтверждения их значимости, быть реалистичными и достижимыми. При необходимости функциональные требования следует корректировать.
Важный принцип определения функциональных требований заключается в том, что их количество и уровень детализации должны быть соразмерны величине контролируемых рисков. Необходимо избегать ситуации, при которой установленный уровень детализации функциональных требований вносит незначительный вклад в управление риском.
При идентификации выбранных систем, для которых разрабатываются функциональные требования, рекомендуется принимать во внимание следующие факторы:
- системы должны вносить существенный вклад в управление рисками;
- параметры должны быть напрямую связаны с достижением поставленных целей;
- должна быть обеспечена возможность проверки параметров.
Функциональные требования для мер по снижению риска должны включать:
- точно установленные параметры, играющие важную роль в снижении риска;
- методические или эксплуатационные критерии, являющиеся существенными для управления риском;
- критерии, для контроля которых не требуется проведение сложных расчетов;
- регистрируемые данные, подтверждающие соответствие функциональным требованиям.
Где возможно, применение функциональных требований должно стать частью процесса эксплуатации и регистрации, связанного с выполнением конкретной деятельности. Такой подход снижает возможность дублирования принимаемых мер и повышает эффективность решения задач.
6 Рекомендации по применению на отдельных этапах проектов освоения месторождений
Приведенные в разделе 4 методы, используемые при идентификации опасностей и оценке риска, могут быть применены к различным типам деятельности при разведке и добыче углеводородов. Хотя в общем виде подход одинаков, методы его реализации и детали будут различаться для конкретных работ.
Несмотря на то, что для них могут применяться разные виды оценки, важно, что эти работы являются частью общей деятельности. Для независимо эксплуатируемых установок совокупность действий по идентификации опасности и оценке риска часто выражается в виде модели их жизненного цикла.
В таблицах приложения С приведены примеры использования процесса управления на различных этапах жизненного цикла морской установки.
_____________________________
* Например, компании-операторы должны осуществлять деятельность в соответствии с эффективной системой управления, подрядчики - иметь собственную эффективную систему или осуществлять деятельность в соответствии с системой управления компании-оператора.
_____________________________
* Наличие символа "-" означает соответствие всем аспектам в смежных колонках.
Библиография
[1] |
ISO 1999:1990, Acoustics - Determination of occupational noise exposure and estimation of noise induced hearing impairment |
[2] |
ISO 13702:1999, Petroleum and natural gas industries - Control and mitigation of fires and explosions on offshore production installations - Requirements and guidelines |
[3] |
ISO 14001:1996, Environmental management systems - Specification with guidance for use. (ИСО 14001:1996 Системы экологического менеджмента. Технические условия и руководство по применению)* |
[4] |
ISO 14004:1996, Environmental management systems - General guidelines on principtes, systems and supporting techniques (ИСО 14004:-1996 Системы экологического менеджмента. Общие руководящие указания по принципам, системам и способам обеспечения)* |
[5] |
ISO 15544, Petroleum and natural gas industries - Offshore production installations - Requirements and guidelines for emergency response. (ИСО 15544 Промышленность нефтяная и газовая. Морские добычные установки. Реагирование на чрезвычайные ситуации. Основные требования)* |
[6] |
IEC 61508, Functional safety of electrical/electronic/programmable electronic safety-related systems, Parts 1 to 7, to be replaced by IEC 61511-3, Functional safety: Safety instrumented for the process industry sector - Part 3: Guidelines in the application of hazard and risk analysis |
[7] |
IEC 61882, Dependability management - Hazard and Operability (HAZOP) Studies |
[8] |
API RP 14G, Recommended practice for fire prevention and control on open type offshore production platforms |
[9] |
API RP 14J, Recommended practice for design and hazards analysis for offshore production facilities |
[10] |
API RP 75, Recommended practice for development of a safety and environmental management program for outer continental shelf (ocs) operation and facilities |
[11] |
Chemical Industries Association A Guide to Hazard and Operability Studies, UK, 1987 |
[12] |
E & P Forum Report No. 6.36/210, Guidelines for the development and application of health, safety and environmental management systems |
[13] |
E & P Forum Report No. 6.34/206 Health, safety and environmental schedules for marine geophysical operations |
[14] |
E & P Forum/IAGC Report No. 6.27/1831993: Safety training guidelines for geophysical personnel |
[15] |
Institution of Chemical Engineers Loss prevention in the process industries, 2nd edn., F.P.Lees |
[16] |
International Maritime Organization Guidelines and standards for removal of offshore installations and structures, October 1989 |
[17] |
NORSOKZ-013 Risk and emergency preparedness analysis, Revision 1, March 1998 |
[18] |
VINNEM, J.E. Offshore risk assessment - Principles, modelling and applications of QRA studies, ISBN 0-7923-5860-0, Kluwer, 1999 |
[19] |
Oslo Commission for the 12 June 1991 Disposal of Offshore installations at Sea |
[20] |
HS(G) 65, HMSO, 1991, Successful health and safety management, UK Health and Safety Executive |
[21] |
UK HSE EH40, Occupational exposure limits (Published annually.) |
[22] |
UK HSE HS(G)97,1993, A Step by Step Guide to COSHH Assessment |
[23] |
UK Offshore Operators Association, February 1999, Industry guidelines on a framework for risk related decision support, Rev 3 |
[24] |
UK, Statutory Instrument 1992/2885, The Offshore Installations (Safety Case) Regulations 1992 and Guidance on Regulations |
[25] |
UK, Statutory Instrument 1995/743, The Offshore Installations (Prevention of Fire and Explosion, and Emergency Response) Regulations 1995 and Approved Code of Practice and Guidance |
[26] |
UK HSE,1992, The tolerability of risk from nuclear power stations |
_____________________________
* Официальный перевод этого стандарта находится в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 17776-2012 "Нефтяная и газовая промышленность. Морские добычные установки. Способы и методы идентификации опасностей и оценки риска. Основные положения" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 ноября 2012 г. N 1262-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2014 г.
Дата введения - 1 сентября 2013 г.