1. По вопросу установления надлежащего порядка оценки заявок на участие в конкурсе на строительство объектов капитального строительства.
В комиссию ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в действиях Заказчика при проведении открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение комплекса работ по строительству объекта водоочистных сооружений.
Комиссией проведена внеплановая проверка и установлено следующее.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В показателе качество работ Конкурсной документации указано, что от 1 до 25 баллов дается за наличие предложений о качественных характеристиках объекта с частичным описанием технологии производства работ, контроля качества выполнения работ, с использованием транспортных средств и механизмов, необходимых трудовых ресурсов без учета специфики объекта.
Предметом оценки по показателю "опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" является количество выполненных за последние три года в суммарном денежном выражении контрактов и/или договоров на выполнения работ, характер которых аналогичен предмету контракта.
По данному показателю оценивается содержание представленного участником конкурса в составе заявки предложения о качественных характеристиках объекта закупки и степени его проработки.
Комиссия приходит к выводу, что не может быть показателя оценки по критерию "Качество работ", поскольку невозможно оценить качество.
Таким образом, действия Уполномоченного органа включившего в критерий оценки заявок на участие в Конкурсе "Качество работ" нарушает пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с пунктом 14.2 проекта контракта Конкурсной документации N 1: "Подрядчик обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее 15% от цены контракта в пределах выделенных Заказчику-застройщику лимитов бюджетных обязательств в пределах финансирования".
Следовательно, проект государственного контракта Конкурсной документации N 1 не содержит конкретного значения объема привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства.
Таким образом, действиями Заказчика, не установившего конкретный объем привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, нарушена часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
(решение Федеральной антимонопольной службы от 10.07.2015 N П-453/15)
2. По вопросу надлежащего размещения разъяснений документации о закупке и сведений о контракте на ООС.
В комиссию ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, в действиях Заказчика при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения контракта на комплексное обеспечение продуктами пищеблока.
Комиссией проведена внеплановая проверка и установлено следующее.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона от контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
На заседании Комиссии установлено, что извещение о проведении Конкурса содержит следующие сведения о сроке поставки товара: "сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг указаны в конкурсной документации".
Таким образом, действия Заказчика не установившего надлежащим образом в извещении о проведении Конкурса сроки поставки товара (оказания услуг) нарушают пункт 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
Пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
На заседании Комиссии установлено, что Конкурсная документация N 1 содержит показатель оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки": критерий "качество товаров (качество работ, качество услуг)", "соответствие товара экологическим нормам".
Согласно Конкурсной документации N 1 "оценивается качество поставляемого Товара на основе обоснованной и релевантной информации о Товаре, представленной в заявке. Требования к качеству установлены в Техническом задании в составе Конкурсной документации. Оценка заявок: Отсутствие в заявке информации о качестве Товаров - 0 баллов. Присутствие в заявке обоснованной и релевантной информации о качестве Товара, которая позволяет сделать вывод об относительно высоком качестве Товара (в сравнении с требованиями Технической части и нормативных документов, регулирующих качество Товара) - 50 баллов. Присутствие в заявке обоснованной и релевантной информации, позволяющей оценить качество Товара, но не позволяющая сделать вывод об относительно высоком качестве Товара - 10 баллов. В случае представления (не представления) информации не по всей номенклатуре Товара по предмету закупки присвоение баллов осуществляется пропорционально с учётом объёма и содержания информации по той номенклатуре Товара, которая представлена. Оценка информации осуществляется членами конкурсной (единой) комиссии Заказчика экспертно (с использованием собственных знаний и опыта в соответствующей сфере). Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) данному показателю, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии, присуждаемых заявке (предложению) по данному показателю. По критерию "соответствие товара экологическим нормам" оценивается степень экологичности Товара на основе обоснованной и релевантной информации о Товаре, представленной в заявке. Требования о соответствии экологическим нормам установлены в Техническом задании. Оценка заявок: Отсутствие в заявке информации об экологичности Товаров - 0 баллов. Присутствие в заявке обоснованной и релевантной информации об экологичности Товара, которая позволяет сделать вывод об относительно высоком уровне экологичности Товара (в сравнении с требованиями Технической части и нормативных документов, регулирующих степень экологичности Товара) - 50 баллов. Присутствии в заявке обоснованной и релевантной информации, позволяющей оценить экологичность Товара, но не позволяющая сделать вывод об относительно высоком уровне экологичности Товара - 10 баллов. В случае представления (не представления) информации не по всей номенклатуре Товара по предмету закупки присвоение баллов осуществляется пропорционально с учётом объёма и содержания информации по той номенклатуре Товара, которая представлена. Оценка информации осуществляется членами конкурсной (единой) комиссии Заказчика экспертно (с использованием собственных знаний и опыта в соответствующей сфере). Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) данному показателю, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии, присуждаемых заявке (предложению) по данному показателю".
Вместе с тем, Конкурсная документация не раскрывает понятие "обоснованной и релевантной информации о качестве, экологичности Товара", что не позволяет определить, какие именно сведения подлежат описанию и предоставлению участниками Конкурса для оценки Единой комиссией Заказчика. Также на заседании Комиссии установлено, что протокол рассмотрения оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием от 04.04.2014 N ПРО1 не содержит обоснования порядка присвоения баллов Единой комиссией Заказчика каждой заявке на участие в Конкурсе.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе N 1, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 8 статьи 50 Закона о контрактной системе в течение одного рабочего дня с даты направления разъяснений положений конкурсной документации такие разъяснения должны быть размещены заказчиком в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания лица, от которого поступил запрос. Разъяснения положений конкурсной документации не должны изменять ее суть.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком 21.03.2014 размещен ответ на запрос разъяснений положений Конкурсной документации. При этом разъяснения положений документации не содержат предмета запроса разъяснений.
Таким образом, действия Заказчика, разместившего ответ на запрос разъяснений без указания предмета запроса, нарушают часть 8 статьи 50 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Согласно части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с Законом о контрактной системе были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 статьи 103 Закона о контрактной системе и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение трех рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе направляется заказчиками в указанный орган в течение трех рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком не размещены на Официальном сайте сведения о контракте, заключенном по результатам проведения Конкурса.
Таким образом, действия Заказчика, не разместившего на Официальном сайте сведения о контракте, заключенном по результатам проведения Конкурса N 1, нарушают часть 3 статьи 103 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ.
(решение Федеральной антимонопольной службы от 14.07.2015 N П-455/15)
3. По вопросу применения пункта 2 части 10 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В комиссию ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях заказчика при проведении электронных аукционов на право заключения контрактов на поставку лекарственных средств, тормозящих свертывание крови, препаратов для лечения злокачественных новообразований.
Проведя внеплановую проверку действий заказчика, комиссия установила следующее.
В соответствии с частью 9 статьи 31 Закона о контрактной системе отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупок лекарственных препаратов, которые включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в дополнение к основанию, предусмотренному частью 9 статьи 31 Закона о контрактной системе, отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что предлагаемая таким участником закупки цена закупаемых лекарственных препаратов превышает их предельную отпускную цену и от снижения предлагаемой цены при заключении контракта участник закупки отказывается.
По результатам рассмотрения материалов дел установлено, что объектом закупки по Аукциону N 1 является поставка лекарственных препаратов "алтеплаза", объектом закупки по Аукциону N 2 является поставка лекарственных препаратов "эноксапарин натрия", объектом закупки по Аукциону N 3 является поставка лекарственных препаратов, в том числе "паклитаксел".
Указанные лекарственные препараты, согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 07.12.2011 N 2199-р, включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Согласно Контракту N 1 предложенная ЗАО N 1 цена закупаемых лекарственных препаратов "алтеплаза" с торговым наименованием "Актилизе" превышает их предельную отпускную цену, установленную в Государственном реестре предельных отпускных цен.
Согласно Контракту N 2 предложенные ООО цены закупаемых лекарственных препаратов "эноксапарин натрия" с торговыми наименованиями "Эниксум", "Клексан" превышают их предельные отпускные цены, установленные в Государственном реестре предельных отпускных цен.
Согласно Контракту N 3 предложенная ЗАО N 2 цена закупаемых лекарственных препаратов "паклитаксел" с торговым наименованием "Таксакад" превышает их предельную отпускную цену, установленную в Государственном реестре предельных отпускных цен.
На основании вышеизложенного, действия Заказчика, не отказавшегося от заключения Контракта N 1, Контракта N 2, Контракта N 3, с ЗАО N 1, ООО, ЗАО N 2, соответственно, нарушают пункт 2 части 10 статьи 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.32 КоАП РФ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе .
Объектом закупки по Аукциону N 1, Аукциону N 2, Аукциону N 3 является поставка лекарственных препаратов.
Согласно пункту 33 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон об обращении лекарственных средств) фармацевтическая деятельность - деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов
В соответствии с частью 1 статьи 52 Закона об обращении лекарственных средств фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
Вместе с тем, Заказчиком в документации об Аукционе N 1, Аукционе N 2, Аукционе N 3 не установлены требования о наличии у участников Аукциона N 1, Аукциона N 2, Аукциона N 3 лицензии на фармацевтическую деятельность.
Таким образом, действия Заказчика, неустановившего надлежащим образом в документации об Аукционе N 1, Аукционе N 2, Аукционе N 3 требования к участникам Аукциона N 1, Аукциона N 2, Аукциона N 3, нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Из материалов дела следует, что разъяснения, размещенные Заказчиком на Официальном сайте от 26.09.2014, 30.09.2014 не содержат предмета запроса о разъяснениях положений документации об Аукционе N 3.
Таким образом, действия Заказчика, не разместившего надлежащим образом на Официальном сайте разъяснения о положениях документации об Аукционе N 3, нарушают часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, В связи с вышеизложенным, должностное лицо заказчика подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Частью 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, указанной в Правилах.
Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок.
Вместе с тем, согласно пункту 6.3 проекта контракта документации об Аукционе N 1: "В случае просрочки исполнения поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, Заказчик направляет поставщику требование об уплате неустойки (пени). Пени начисляются за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного Контрактом, в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 25.11.2013г. N 1063".
Согласно пункту 6.3 проекта контракта документации об Аукционе N 2, Аукционе N 3: "В случае просрочки исполнения поставщиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику требование об уплате неустойки (пени). Пени начисляются за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной десятой, действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком".
Таким образом, Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе N 1, Аукционе N 2, Аукционе N 3 не установлен соответствующий требованиям Правил размер пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, а также порядок начисления пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом.
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 7 статьи 34 Закона о контрактной системе.
(решение Федеральной антимонопольной службы от 07.07.2015 N П-449/15)
4. По вопросу установления требований к объекту закупки, ограничивающих число участников (порядка формирования лота) при проведении электронного аукциона по содержанию автодорог.
В комиссию ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений на них на территории 14 районов области.
Проведя внеплановую проверку действий заказчика, комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер.
В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе предметом контракта является выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений на них на территории 14 районов области.
Согласно приложению N 1 к проекту государственного контракта документации об Аукционе установлен перечень автомобильных дорог, передаваемых подрядчику для выполнения работ по содержанию, который содержит 574 наименования автомобильных дорог, расположенных в 14 районах области.
Согласно приложению N 2 к проекту государственного контракта документации об Аукционе установлен перечень мостовых сооружений, передаваемых подрядчику для выполнения работ по содержанию, который содержит 358 наименований мостовых сооружений, расположенных в 14 районах области.
Объединение в один объект закупки (один лот) выполнения работ по содержанию 574 автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, 358 мостовых сооружений, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, расположенных в 14 районах области, влечет ограничение количества участников закупки.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представителями Заказчика, Уполномоченного органа доказательств обратного не представлено.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе требования по содержанию 574 автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, 358 мостовых сооружений, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, расположенных в 14 районах области, влекут за собой ограничение количества участников закупки, что не соответствует пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушает пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании комиссии установлено, что документацией об Аукционе для выполнения работ, являющихся объектом закупки по Аукциону предусмотрено использование товаров.
Согласно пункту 24 Информационной карты документации об Аукционе "первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию: согласие участника аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара".
Согласно пункту 8 Информационной карты документации об Аукционе "максимальные и (или) минимальные значения показателей товара, а также значения его показателей, которые не могут изменяться, установлены в приложении "Показатели товара". Указанное приложение является неотъемлемой частью документации об аукционе в электронной форме и размещается отдельным файлом с наименованием "Показатели товара". Вместе с тем, в приложении "Показатели товара" показатели отсутствуют.
На основании вышеизложенного, документация об Аукционе не содержит показателей, позволяющих определить соответствие товаров, используемых для выполнения работ, являющихся объектом закупки по Аукциону, установленным заказчиком требованиям, а именно документация об Аукционе не содержит максимальных и (или) минимальных значения таких показателей.
Таким образом, Заказчиком в документации об Аукционе установлено описание объекта закупки с нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Вышеуказанные действия Заказчика, нарушают пункт 1 часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
В соответствии с пунктом 5.1.3 проекта государственного контракта документации об Аукционе "Для выполнения работ по Контракту Подрядчик принимает на себя обязательства: привлекать субподрядные организации, соответствующие требованиям действующего законодательства РФ, обладающие необходимым опытом, оборудованием и персоналом, в том числе обладающие документами, подтверждающими их право на выполнение работ по Контракту (в случае, если действующим законодательством РФ предъявляются такие требования к лицам, осуществляющим выполнение работ, предусмотренных Контрактом) из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее 25 % цены Контракта".
Следовательно, проект государственного контракта не содержит конкретного значения объема привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего объем привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, нарушают часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
(решение Федеральной антимонопольной службы от 10.07.2015 N П-452/15)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подготовлен обзор практики проведения внеплановых проверок участников закупочной деятельности.
В частности, указано, что заказчик должен установить конкретный объем привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей. Нарушение этого правила влечет административную ответственность.
Отмечены нарушения по вопросу надлежащего размещения разъяснений документации о закупке и сведений о контракте. Например, заказчик должен установить надлежащим образом в извещении о проведении конкурса сроки поставки товара.
В проекте контракта документации об аукционе заказчик должен установить соответствующий требованиям размер пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, а также порядок начисления пени.
Проверки проводились также по вопросу установления требований к объекту закупки, ограничивающих число участников (порядка формирования лота) при проведении электронного аукциона по содержанию автодорог.
Обзор практики проведения внеплановых проверок действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, сентябрь 2015)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Башировой Д.М.