1. Должностное лицо, утверждая документацию о закупке, должно утвердить и инструкцию по заполнению заявки на участие в закупке.
Заказчиком, Уполномоченным органом проведен электронный аукцион на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги (далее - Аукцион).
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки, Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Техническое задание документации об Аукционе содержит подробное изложение требований к составу веществ, используемых при изготовлении товаров, используемых при выполнении работ, в том числе по пункту "Металлическая урна" и по пункту "Болты с гайками и шайбами строительные".
В связи с тем, что Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации об Аукционе, изложение в документации об Аукционе требований к описанию участниками закупок состава веществ, используемых при изготовлении товаров, используемых при выполнении работ ограничивают возможность участников закупок предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего требования к составу материалов, из которых, изготавливается товар, используемый при выполнении работ по контракту, не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Техническим заданием документации об Аукционе, в том числе пункту смеси "Асфальтобетонная", установлено: "Зерновой состав минеральной части смеси должен соответствовать требованиям ГОСТ смесь горячая пористая крупнозернистая марки I" Заказчиком установлено в том числе, требование к указанию значения полного остатка на ситах.
Вместе с тем, инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе не содержит порядок заполнения заявки на участие в Аукционе в части указания значений полного остатка на ситах.
Таким образом, действия Заказчика не установившего в документации об Аукционе надлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие в Аукционе, позволяющую сформировать участникам закупки заявку на участие в Аукционе в соответствии с требованиями документации об Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4.2 статьи 7.30 КоАП, за утверждение документации об аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 22.07.2015 г. по делу N К-1455/14/АК305-15)
2. В документации о закупке объем оказываемых услуг должен быть установлен.
Заказчиком размещен электронный аукцион на право заключения государственного контракта на оказание услуг по перевозке сотрудников и приглашенных лиц (далее - Аукцион).
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки, Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В пункте 1.6, пункте 2.14.11 пункте 2.14 части 2 Технического задания документации об Аукционе Заказчиком установлены требования по количеству транспортных средств у исполнителя: "должна быть возможность одновременного предоставления не менее 20 транспортных средств; за каждым Транспортным средством должно быть закреплено не менее 2-х постоянных водителей".
Согласно материалам настоящего дела, за каждым транспортным средством должно быть закреплено не менее чем по два постоянных водителя. Вместе с тем, график работы водителей транспортного средства устанавливается самим Исполнителем в рамках действующего законодательства. График работы будет согласовываться сторонами после заключения контракта.
Следовательно, Заказчик не установил объем оказываемых услуг в техническом задании документации об Аукционе.
Таким образом, действия Заказчика не установившего надлежащим образом объем оказываемых услуг в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе нарушают положения пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в нарушение части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе Заказчиком в проекте государственного контракта не установлен соответствующий требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 размер пени, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом.
Согласно части 4.2 статьи 7.30 КоАП, за утверждение документации об аукционе, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 07.07.2015 г. по делу N К-1606/14/АК288-15)
3. В случае, если комиссия заказчика отказывает организации в допуске к участию в закупке, члены комиссии должны внести в протокол рассмотрения заявок указание на основания отказа в допуске такой организации.
Заказчиком осуществлена закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по автотранспортному обслуживанию (далее - Аукцион).
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки, Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.
Как следует из материалов дела, в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 16.06.2014 N 017 отсутствует обоснование решения об отказе участникам закупки в допуске к участию в Аукционе, в том числе не указаны положения документации об Аукционе, которым не соответствуют заявки участников закупки, а также положения заявок на участие в Аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией об Аукционе.
Таким образом, действия Единой комиссии, оформившей протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 16.06.2014 N 017, не содержащий обоснования решения об отказе участникам закупки в допуске к участию в Аукционе, нарушают пункт 2 части 6 статьи 67 Закона контрактной системе.
Согласно части 2.1 статьи 7.30 КоАП, за нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок требований к содержанию протокола, составленного в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении члена комиссии Заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 09.06.2015 г. по делу N К-989/14/АК070-14)
4. Несвоевременное направление информации о заключении контракта в орган, уполномоченный на ведение реестра контрактов, влечет привлечение должностного лица заказчика к административной ответственности.
Заказчиком размещен запрос котировок на техническое обследование состояния строительных конструкций прекращенных строительством корпусов (далее - Запрос котировок).
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки, Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
По результатам проведения Запроса котировок 07.07.2014 Заказчиком был заключен контракт с ООО "П".
Согласно части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет информацию о заключении контракта в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, документы, подлежащие включению в реестр контрактов размещены на официальном сайте в сети "Интернет" 17.07.2014.
Согласно части 2 статьи 7.31 КоАП, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на ведение реестра контрактов, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 18.06.2015 г. по делу N АК251-15)
5. В конкурсной документации должен быть утвержден порядок оценки, позволяющий отобрать победителя, предложившего лучшие условия исполнения контракта.
Заказчиком, Уполномоченным органом размещен открытый конкурс на право заключения государственного контракта на выполнение остатков подрядных работ по строительству объекта капитального строительства (далее - Конкурс).
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки, Аукциона.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлен, в том числе критерий оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок".
По данному критерию Заявителем установлены показатели "предложение по методам производства работ", "предложение по охране труда", "предложение по технике безопасности", "предложение по охране окружающей среды" в соответствии с которыми:
"По показателю "Предложение по методам производства работ" оценивается предложение участника по технологии и методам выполнения работ. Также рассматривается наличие каких-либо стандартов организации, представленных в составе заявки.
Порядок оценки заявок по показателю:
Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе по данному показателю осуществляется в соответствии с пунктами 11, 25, 26, 29 Правил:
Оценка в 0 баллов по показателю, присваивается заявке участника, в составе которой не представлено предложение по методам производства работ.
Предложение по методам производства работ оценивается по степени детализации проработки подхода к выполнению работ, максимальное значение оценки по данному критерию равно 25 баллов.
Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по данному критерию, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, скорректированное с учетом коэффициента значимости показателя.
По показателю "Предложение по охране труда" оценивается предложение участника по организации охраны труда во время выполнения работ. Также рассматривается наличие каких-либо стандартов организации, представленных в составе заявки.
Порядок оценки заявок по показателю:
Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе по данному показателю осуществляется в соответствии с пунктами 11, 25, 26, 29 Правил:
Оценка в 0 баллов по показателю, присваивается заявке участника, в составе которой не представлено предложение по охране труда.
Предложение по охране труда оценивается по степени детализации проработки подхода к охране труда во время выполнению работ, максимальное значение оценки по данному критерию равно 25 баллов.
Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по данному критерию, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, скорректированное с учетом коэффициента значимости показателя.
По показателю "Предложение по технике безопасности" оценивается предложение участника по технике безопасности во время выполнения работ. Также рассматривается наличие каких-либо стандартов организации, представленных в составе заявки.
Порядок оценки заявок по показателю:
Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе по данному показателю осуществляется в соответствии с пунктами 11, 25, 26, 29 Правил:
Оценка в 0 баллов по показателю, присваивается заявке участника, в составе которой не представлено предложение по технике безопасности.
Предложение по технике безопасности оценивается по степени детализации проработки подхода к технике безопасности во время выполнению работ, максимальное значение оценки по данному критерию равно 25 баллов.
Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по данному критерию, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, скорректированное с учетом коэффициента значимости показателя.
По показателю "Предложение по охране окружающей среды" оценивается предложение участника по охране окружающей среды во время выполнения работ. Также рассматривается наличие каких-либо стандартов организации, представленных в составе заявки.
Порядок оценки заявок по показателю:
Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе по данному показателю осуществляется в соответствии с пунктами 11, 25, 26, 29 Правил:
Оценка в 0 баллов по показателю, присваивается заявке участника, в составе которой не представлено предложение по охране окружающей среды.
Предложение по охране окружающей среды оценивается по степени детализации проработки подхода к охране окружающей среды во время выполнению работ, максимальное значение оценки по данному критерию равно 25 баллов.
Количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по данному критерию, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, скорректированное с учетом коэффициента значимости показателя".
Вместе с тем, указанный порядок оценки по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" не позволяет выявить лучшее предложение об исполнении контракта, в связи с отсутствием установленной пропорциональной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по показателям, входящим в указанный критерий.
Таким образом, действия Заявителя, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Вместе с тем, в смете 2-8А-8, входящей в состав Конкурсной документации к информационной карте Конкурса "перечень оборудования и других материальных ресурсов необходимых для выполнения работ по контракту" содержит указание на товарный знак без сопровождения слов "или эквивалент" например: "Автокран Grove GBT 35 или аналог; Кран башенный Mitsuber MCT 8FR или аналог; Бульдозер KOMATSU D275AX- 5 или аналог; прокладки резиновые "Гернит"; дренажная система "Triton".
Таким образом, действия Заказчика указавшего в Конкурсной документации товарный знак без сопровождения слов "или эквивалент" не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4.2 статьи 7.30 КоАП, за утверждение конкурсной документации, не соответствующей требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок предусмотрена административная ответственность.
Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России передала материалы дела должностному лицу ФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, возбудило дело об административном правонарушении и провело административное расследование.
По итогам рассмотрения дела, должностное лицо ФАС России приняло решение о привлечении должностного лица Заказчика к административной ответственности в виде штрафа.
(см. постановление Федеральной антимонопольной службы от 01.07.2015 г. по делу N К-1677/14/АК289-15)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приводится обзор отдельных решений ФАС России о привлечении к административной ответственности за правонарушения в сфере закупок.
Так, действия заказчика признаются неправомерными в следующих ситуациях. Во-первых, если он не установил в документации об аукционе надлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие в закупке или объем оказываемых услуг. Во-вторых, если в конкурсной документации утвержден ненадлежащий или не утвержден вовсе порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке.
За несвоевременное направление информации о заключении контракта в орган, уполномоченный на ведение реестра контрактов, заказчик также будет привлечен к административной ответственности.
Если комиссия заказчика отказывает организации в допуске к участию в закупке, члены комиссии должны указать в протоколе рассмотрения заявок основания такого отказа. В противном случае член комиссии должен будет заплатить штраф.
Обзор административной практики (практики применения КоАП РФ) в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, сентябрь 2015)
Материал подготовлен для компании "Гарант" заместителем начальника Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Лобовым А.Ю.