Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 16 июля 2015 г. N 03-01-10/41039
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики совместно с ФНС России рассмотрел обращение, и сообщает следующее.
В обращении изложены предложения по внесению изменений в приказ ФНС России от 25 января 2012 г. N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" (далее - приказ ФНС России) в части обеспечения возврата документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации, и государственной пошлины в случае отказа в государственной регистрации, а также в части отмены обязательности подтверждения подлинности подписи заявителя на заявлении о государственной регистрации в нотариальном порядке.
Вместе с тем, предлагаемые изменения не могут быть внесены в вышеуказанный приказ ФНС России, поскольку не соответствуют следующим положениям Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон N 129-ФЗ) и Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
1. В части учета и хранения документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации.
Согласно пункту 6 статьи 5 Федерального закона N 129-ФЗ документы, представленные в регистрирующий орган при государственной регистрации, являются частью соответственно Единого государственного реестра юридических лиц и Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, Федеральным законом N 129-ФЗ не предусмотрен возврат документов, представленных при государственной регистрации, в том числе в случаях, если по результатам рассмотрения указанных документов принято решение об отказе в государственной регистрации.
Все представленные при государственной регистрации документы подлежат учету и хранению ФНС России и ее территориальными органами в порядке, установленном приказом Минфина России от 31 января 2013 г. N 15н "Об утверждении Порядка учета и хранения регистрирующим органом всех представленных в регистрирующий орган документов, а также порядка и сроков хранения регистрирующим органом содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей документов и порядка их передачи на постоянное хранение в государственные архивы".
2. В части возврата уплаченной государственной пошлины.
Статьей 3 Федерального закона N 129-ФЗ установлено, что за государственную регистрацию юридических лиц уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату полностью или частично в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 333.40 Кодекса. При этом возврат государственной пошлины при отказе в государственной регистрации юридического лица указанными положениями Кодекса не предусмотрен.
Правомерность изложенной позиции подтверждается судебной практикой (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 5 мая 2012 г. N ВАС-5062/12).
Кроме того, такая позиция по рассматриваемому вопросу соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 23 мая 2013 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Встреча".
3. В части подтверждения подлинности подписи заявителя на заявлении о государственной регистрации в нотариальном порядке.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона N 129-ФЗ необходимые для государственной регистрации заявление (уведомление, сообщение) удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.
При этом свидетельствование в нотариальном порядке подписи заявителя на вышеуказанных заявлении, уведомлении или сообщении не требуется в случаях, предусмотренных пунктом 1.2 указанной статьи (в частности, в случаях представления документов при государственной регистрации создаваемого юридического лица непосредственно в регистрирующий орган лично заявителем с представлением одновременно документа, удостоверяющего его личность).
Одновременно обращаем внимание, что утвержденные приказом ФНС России формы заявлений (уведомлений, сообщений), представляемых в регистрирующий орган, являются машинно-ориентированными и предназначены для внесения подлежащих отражению в соответствующем государственном реестре сведений, указанных в представленном при регистрации заявлении (уведомлении, сообщении), с использованием технических средств, в том числе с применением технологии сканирования.
В связи с чем Требованиями к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденными приказом ФНС России, установлены требования к печати знаков при заполнении формы с использованием программного обеспечения, а также к написанию букв, цифр и символов при заполнении формы.
Необходимо также отметить, что обжалование решений о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации осуществляется в порядке, установленном главой VIII.1 Федерального закона N 129-ФЗ.
В соответствии с положениями указанной главы решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящий регистрирующий орган. При этом решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в суд и (или) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 Федерального закона N 129-ФЗ, только после его обжалования в вышестоящий регистрирующий орган (статья 25.2 указанного Федерального закона).
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснены некоторые положения Закона о госрегистрации юрлиц и ИП.
Так, законом не предусмотрен возврат предоставленных документов, в т. ч. в случаях, если по результатам их рассмотрения принято решение об отказе в госрегистрации. Все материалы подлежат учету и хранению ФНС России и ее территориальными органами.
Кроме того, не возвращается госпошлина при отказе в госрегистрации.
Указано, в каких случаях не нужно подтверждать подлинность подписи на заявлении о госрегистрации.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 16 июля 2015 г. N 03-01-10/41039
Текст письма официально опубликован не был