Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к распоряжению Департамента
информационных технологий г. Москвы
от 27 августа 2015 г. N 64-16-290/15
Технические требования
к электронным учебным курсам по дистанционному обучению с использованием автоматизированной информационной системы "Система дистанционного обучения"
1. Общие требования к курсам
1.1. Название курса должно нести смысловую нагрузку, соответствовать содержанию, быть емким и кратким. Количество символов в названии (включая пробелы) не должно превышать 92 символов.
1.2. При разработке ЭК следует соблюдать методические, технические требования, а также требования к верстке и текстовому содержанию.
2. Методика подготовки курса
2.1. Для создания электронного курса необходимо определить:
2.1.1. структуру и логику курса;
2.1.2. дизайн и верстку типовых экранов;
2.1.3. визуальный ряд;
2.1.4. стилистику текстов;
2.1.5. виды контрольных мероприятий.
2.2. Отображение структуры должно давать Слушателю однозначное представление о входящих в состав курса модулей/ частей/ разделов/ глав и последовательности прохождения обучения.
2.3. Дизайн и верстка типовых экранов. Дизайн электронного курса должен отражать четкую структуру, логику и понятный Слушателю визуальный ряд. Шаблон верстки должен включать требования к цветовому оформлению, используемым шрифтам, к расположению текстов и/или фрагментов текстов, требования к изображениям, пиктограммам, кнопкам, буллетам, стрелкам и другим используемым в курсе элементам. Важно придерживаться стилистического единства во всех элементах электронного курса.
2.4. Курс должен быть структурирован отдельными модулями, в которые включены отдельные темы курса. Каждый обособленный модуль должен включать в себя:
2.4.1. название модуля;
2.4.2. краткое содержание;
2.4.3. материал модуля;
2.4.4. заключение.
2.5. Организация информации на слайдах. Слайдовость и страничность курса.
2.5.1. Слайдовость курса подразумевает, что окно курса не должно иметь полосу прокрутки браузера, и вся информация должна быть исчерпывающе предоставлена на слайде.
2.5.2. Страничность. При использовании данного способа организации контент может выходить за рамки экрана курса, и для полного прочтения материала может быть использована полоса прокрутки.
2.5.3. Электронный курс не может содержать более чем 5% слайдов, организованных по принципу страничности.
3. Требования к визуализации
3.1. Для электронных курсов со статическими изображениями недопустимы следующие дефекты:
3.1.1. искажение геометрии изображений;
3.1.2. низкая четкость (потеря важных деталей изображения);
3.1.3. посторонние цветные точки (цифровой шум), возникающие при недостаточной освещенности в цифровой фотосъемке;
3.1.4. артефакты - посторонние детали, возникающие на изображении при чрезмерной компрессии;
3.1.5. муар, растровая сетка, кольца Ньютона (концентрические элементы), возникающие в результате некачественного сканирования полиграфических материалов.
3.2. При использовании динамического визуального ряда недопустимы следующие дефекты:
3.2.1. выпадение строк и срыв синхронизации;
3.2.2. черные и сбойные полосы по периметру изображения;
3.2.3. низкая четкость (потеря важных деталей изображения);
3.2.4. рывки в динамике движения (результат изменения частоты кадров исходного видео);
3.2.5. зубчатость границ деталей изображения (результат ошибок при изменении размера кадра);
3.2.6. недосвеченность или пересвеченность;
3.2.7. нарушение границ (смазывание) цветовых переходов;
3.2.8. нарушение цветового баланса, искажение цвета;
3.2.9. недостаточная или чрезмерная цветовая насыщенность;
3.2.10. цифровой шум;
3.2.11. артефакты компрессии.
Если динамический визуальный ряд реализован в комбинации со звуковым, недопустимо несовпадение звука с изображением.
3.3. Общим требованием является использование частоты кодирования (записи) видео в 30 кадров в секунду (frame rate). Снижение частоты воспроизведения допускается только при малой динамике отображаемых событий. Кроме того, для 2D/3D синтезированного визуального ряда необходимо:
3.3.1. при выборе размера кадра руководствоваться смысловым содержанием, избегать "мигания";
3.3.2. при намеренном использовании режима мигания элементов частоту задавать в пределах 1-3 Гц;
3.3.3. тщательно контролировать качество текстур для 3D-изображений.
3.4. В звуковых фрагментах электронных учебных модулей недопустимыми являются следующие дефекты:
3.4.1. фоновый шум, гул, реверберация, скрипы и стуки, щелчки и другие посторонние звуки;
3.4.2. эффект "перегрузки" сигнала (clip) в результате ошибок обработки или записи;
3.4.3. неравномерный спектр - преобладание низких или высоких частот в конечной записи;
3.4.4. прямые дефекты дикторской речи (картавость, шепелявость, заикание и т.п.);
3.4.5. чрезмерно широкий динамический диапазон - большая разность уровней громкости между тихим и громким фрагментами речи.
3.5. Общие требования по озвучиванию:
3.5.1. применение нормализации - выравнивание уровня громкости всех звуковых фрагментов модуля;
3.5.2. использование единого формата сжатия;
3.5.3. использование исходных фонограмм в цифровом виде;
3.5.4. применение прямой коммутация при оцифровке звукового фрагмента с аналогового носителя, пиковый уровень записи от -6dB до -3dB.
3.6. В соответствии с шаблоном на протяжении всего курса должно быть использовано минимальное количество шрифтов в минимальном количестве размеров.
4. Технические требования
4.1. Структура курса. Курс представляет собой набор файлов, с помощью которых браузером реализуется воспроизведения контента.
4.2. Стандарты разработки курса. Курс должен использовать современные технологии представления информации HTML5 или HTML + JavaScript.
4.3. Файл манифеста должен называться "imsmanifest.xml" и располагаться в корневой папке модуля. В таблице 2 приведены основные элементы, используемые в рамках подготовки курсов. Атрибуты элементов приведены в колонке "Описание", их названия подчеркнуты. Все элементы должны присутствовать в файле манифеста. Основные элементы файла манифеста и пример содержимого файла манифеста приведены в приложении 1 и приложении 2 к настоящим Требованиям соответственно.
Пример манифеста, приведенный в приложении 2 к настоящим Требованиям, содержит один электронный курс (описан элементом resource) и обеспечивает его запуск в SCORM-совместимых системах. Атрибут adlcp:scormType="sco" у элемента resource указывает, что данный объект обеспечивает передачу данных по SCORM RTE API. В случае, если в учебном объекте не предусмотрено взаимодействие по SCORM RTE API, значение данного атрибута должно быть "asset". Атрибут href элемента resource должен указывать на стартовый файл учебного объекта. В данном случае это index.html. В элементе resource должны быть перечислены все файлы, относящиеся к данному учебному объекту, включая стартовый файл (элементы file в приведенном примере).
Для обеспечения корректного запуска в совместимых системах учебного объекта необходимо, чтобы в манифесте был заполнен элемент organization, как указано в примере. В значение атрибута default элемента organizations должен быть прописан идентификатор элемента organization. В простейшем случае у элемента organization должен быть прописан всего один дочерний элемент item, значение атрибута identifierref которого должно содержать значение идентификатора элемента resource. В случае, когда манифест содержит всего один учебный объект (как в приведенном примере), необходимо в подэлементах title элементов organization и item прописывать название электронного учебного модуля.
Часть файла, заключенная в тэги <organization> </organization>, служит для описания структуры последовательности электронного курса. Каждый элемент в этой структуре должен быть описан между тегами <item> </item>. Внутри тегов <resources> </resources> заключены ссылки на конкретные файлы, которые используются в электронном образовательном модуле. Каждый ресурс должен иметь уникальный идентификатор, по которому и производится привязка к конкретной позиции в последовательности.
4.4. Электронный курс и автоматизированная информационная система "Система дистанционного обучения" на протяжении сессии обучения должны передавать друг другу данные согласно приложению 3 к настоящим Требованиям.
4.4.1. Элемент модели данных "Идентификатор учащегося" (cmi.learner_id) определяет уникальный идентификатор зарегистрированного в СДО учащегося, от имени которого был запущен электронный учебный модуль. Элемент модели данных доступен в электронном курсе только для чтения.
4.4.2. Элемент модели данных "Имя учащегося" (cmi.learner_name) определяет имя зарегистрированного в СДО учащегося, от имени которого был запущен электронный курс. Элемент модели данных доступен в электронном курсе только для чтения.
4.4.3. Элемент модели данных "Статус завершения" (cmi.completion_status) определяет статус завершения работы учащегося с образовательным объектом:
4.4.3.1. completed (завершен) учащийся достаточно изучил образовательный объект, чтобы считать его завершенным;
4.4.3.2. incomplete (не завершен) учащийся не достаточно изучил образовательный объект, чтобы считать его завершенным;
4.4.3.3. not attempted (не приступал) учащийся не работал с образовательным объектом соль либо значимым образом;
4.4.3.4. unknown (неизвестно) - статус завершения неизвестен. Элемент модели данных доступен в электронном курсе для чтения и записи.
4.4.4. Элемент модели данных "Статус прохождения" (cmi.progress_measure) определяет степень завершения по работе с электронным курсом.
4.4.4.1. Тип данных: вещественное число (с точностью до семи значимых знаков) в пределах от 0.0 до 1.0. Элемент модели данных доступен для чтения и записи.
4.4.5. Элемент модели данных "Статус успешности" (cmi.success_status) определяет, усвоен ли учащимся материал образовательного объекта:
4.4.5.1. passed (усвоен) учащийся достаточно усвоил материал образовательного объекта, чтобы считать цели, поставленные в изучении объекта, достигнутыми;
4.4.5.2. failed (не усвоен) - учащийся не достаточно усвоил материал образовательного объекта, чтобы считать цели, поставленные в изучении объекта, достигнутыми;
4.4.5.3. unknown (неизвестно) - статус успешности неизвестен.
Элемент модели данных доступен для чтения и записи.
4.4.6. Элемент модели данных "Нормализованная оценка" (cmi.score.scaled) определяет нормализованное значение оценки.
4.4.6.1. Тип данных: вещественное число (с точностью до семи значимых знаков) в пределах от -1.0 до 1.0.
Элемент модели данных доступен для чтения и записи.
4.4.7. Элемент модели данных "Переменная для хранения произвольной информации" (cmi.suspend_data) сохраняет данные, созданные в процессе взаимодействия учащегося с образовательным объектом. Данный элемент необходимо использовать для хранения произвольных данных о взаимодействии учащегося с образовательным объектом, чтобы восстановить состояние при последующем возобновлении сессии изучения модуля.
4.4.7.1. Тип данных: строковый. Максимальная длина строки 64 000 символов.
Элемент модели данных доступен для чтения и записи.
4.4.8. Элемент модели данных "Информация о статусе начала сессии прохождения" (cmi.entry) указывает, является ли сессия прохождении образовательного объекта возобновленной или нет.
4.4.8.1. ab-initio - новая сессия;
4.4.8.2. resume - сессия возобновлена;
4.4.8.3. "(пустая строка) - статус неизвестен.
Элемент модели данных доступен только для чтения.
4.4.9. Элемент модели данных "Информация о статусе завершения сессии прохождения" (cmi.exit) определяет, усвоен ли учащимся материал образовательного объекта:
4.4.9.1. time-out - превышено время, отведенное на изучение образовательного объекта;
4.4.9.2. suspend - изучение приостановлено. При последующем запуске данного объекта СОУП проинициализирует текущие значения модели данных RTE, а значение cmi.entry будет установлено в "resume";
4.4.9.3. normal - завершение осуществлено в нормальном режиме;
4.4.9.4. "(пустая строка) - статус неизвестен;
4.4.9.5. значение logout согласно спецификации SCORM 2004 не используется и в дальнейшем будет удален в последующих версиях спецификации.
Элемент модели данных доступен только для записи.
4.4.10. В электронном курсе не обязательно должны применяться все перечисленные выше элементы модели данных, однако необходимо использовать максимальное количество элементов, чтобы наиболее полно представить результаты работы учащегося с электронным курсом.
4.5. Захват траектории обучения. На протяжении курса перемещения слушателя по курсу должны фиксироваться переменными внутри курса и передаваться в СДО посредством переменной для хранения произвольной информации (cmi.suspend_data). Если СДО имеет соответствующие возможности, эти данные должны быть доступны руководителю обучения для оценки эффективности прохождения обучения.
4.6. Требования к качеству файлов, составляющих курс, приведены в приложении 4 к настоящим Требованиям.
По согласованию с Заказчиком допустимо применять иные форматы файлов, если этого требуют архитектурно-программные решения.
4.7. Требование к весу/размеру курса.
4.7.1. При просмотре курса может быть использовано не только локальное соединение (Интранет), но и глобальная компьютерная сеть (Интернет).
4.7.2. Вес каждого отдельно взятого слайда курса не должен превышать 300 kb, исключая случаи, когда на слайде отображается видео или проигрывается аудио. В таком случае вес страницы должен быть доведен до минимума путем оптимизации и перекодирования видео и аудио материалов вплоть до приемлемого качества.
4.8. Для обеспечения отслеживания оптимального размера страницы необходимо использовать дополнительный скрипт на странице, который в процессе разработки будет выводить данные о весе страницы.
4.9. Общий вес курса или теста не должен превышать 50 mb.
4.10. Требования к универсальности электронного курса.
4.10.1. Электронный курс должен соответствовать стандартам W3C и поддерживать работу на следующих платформах:
4.10.1.1. Windows ХР/7/8;
4.10.1.2. iOS;
4.10.1.3. Linux;
4.10.1.4. Android.
4.10.2. Курс должен корректно отображаться в следующих браузерах:
4.10.2.1. Internet Explorer 9.0 или выше;
4.10.2.2. Mozilla FireFox 3.0 или выше (рекомендуется 4.0 и выше);
4.10.2.3. Google Chrome 1.0 или выше (рекомендуется 7.0 и выше);
4.10.2.4. Apple Safari 4.0 или выше (рекомендуется 5.1 и выше);
4.10.2.5. Opera 11.0 или выше (рекомендуется 12.0 и выше);
4.10.2.6. использование в браузере JavaScript должно быть разрешено;
4.10.2.7. браузер должен поддерживать работу с XML.
4.10.3. Кодировка для всех текстовых файлов (включая файлы баз данных, таблицы стилей и программные коды) - UTF-8.
4.10.4. Для обеспечения возможности передачи через сеть Интернет модуль должен быть упакован в архив формата ZIP, соответствующий стандарту IETF RFC 1951. Имя контейнера выбирает разработчик, расширение имени - "zip".
4.10.5. Распакованный в любую папку на жестком диске архив с модулем должен быть полностью работоспособен после открытия в браузере файла index.html или иного файла, являющегося файлом запуска модуля.
4.10.6. Разработчик может создавать по своему усмотрению папки внутри набора файлов, обозначенных в п. 4.1 настоящих Требований.
4.10.7. Недопустимо наличие в пакете электронного учебного модуля файлов, не используемых при его воспроизведении (по всем возможным траекториям), кроме файлов манифеста и метаданных.
4.10.8. Для воспроизведения курса на мобильных устройствах и планшетах необходимо разработать упрощенную версию курса. Упрощенность подразумевает снижение качества изображений и видео, оптимизацию навигации и текста. Эффективность прохождения на мобильном устройстве должна быть идентична прохождению курса в СДО.
4.11. Использование электронного курса на мобильных устройствах.
4.11.1. Курс должен корректно отображать на мобильных устройствах:
4.11.1.1. операционная система iOS (iPhone, iPad) 4.0 и выше;
4.11.1.2. операционная система Android 2.3 и выше;
4.11.1.3. Windows Phone 7.5 и выше.
4.11.2. При использовании электронного курса на мобильном устройстве допускаются ограничения в части проигрывания анимации слайдов. При невозможности проигрывания анимации она должна автоматически заменяться на статичный или текстовый контент соответствующей тематики. Навигационные функции, функции тестирования и самостоятельной работы должны быть представлены в объеме, аналогичном проигрыванию на персональном компьютере.
4.12. Требования к навигации курса.
4.12.1. Навигация в электронном курсе должна быть максимально эргономична и понятна слушателю. Если навигация отличается от стандартного набора и дополнительного набора навигационных элементов, в курсе должна быть включена информация о пользовании усовершенствованной навигацией. Стандартная навигация должна присутствовать во всех курсах, дополнительная - если это необходимо, в соответствии с требованиями Функционального заказчика обучения.
4.12.2. Стандартный набор навигационных элементов:
4.12.2.1. содержание. В виде древовидной структуры или списка тем/модулей/разделов/слайдов.
4.12.2.2. кнопки Навигации ("Вперед"/"Назад" для перехода по слайдам и вариации для линейного перемещения по ЭК);
4.12.2.3. кнопка "Выход" (для закрытия окна курса, может быть выполнена в виде пиктограммы);
4.12.2.4. кнопка "Помощь" (или кнопка "Управление курсом" для отображения информации как следует работать с курсом); '
4.12.2.5. счетчик слайдов (формата Слайд N из М или Страница N из М);
4.12.2.6. название курса;
4.12.2.7. название модуля (части/урока/главы/раздела);
4.12.2.8. название текущего слайда или подзаголовка к соответствующему модулю/уроку/главу/разделу, к которой он относится.
4.12.3. Набор дополнительных навигационных элементов:
4.12.3.1. кнопки Навигации ("В начало курса"/"В конец курса" для перехода к началу и концу курса);
4.12.3.2. кнопка "Глоссарий" (для запуска глоссария (словаря) курса, с целью показать определения, используемых в курсе терминов и понятий);
4.12.3.3. кнопка "Скачать материалы" (для открытия файла с текстом текущего модуля);
4.12.3.4. кнопка "Звук" (для включения/отключения звукового сопровождения, при наличии такового);
4.12.3.5. кнопка "Субтитры" (для включения/отключения субтитров, при наличии звукового сопровождения).
5. Требования к сохранению данных курса
5.1. Электронный курс в процессе прохождения его пользователем должен сохранять в системе свое промежуточное состояние способом, достаточным для точного восстановления этого состояния при повторном входе в прерванную сессию этого курса (независимо от способа прерывания сессии - закрытие окна курса пользователем, потеря связи и иным способом).
5.2. Сохранение и восстановление состояния курса должно быть обеспечено через стандартные вызовы SCORM API, предоставляемого системой (стандарт SCORM 2004).
6. Требования к сохранению идентификатора данных курса
6.1. Разработчик при модернизации электронного курса должен использовать тот же идентификатор курса, который был использован в первоначальной версии электронного курса.
6.2. Исключением из правила, описанного в п. 6.1, является случай, когда по согласованию с Заказчиком в системе дистанционного обучения необходимо сохранить как первоначальную, так и модернизированную версию курса.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.