В соответствии со статьями 21, 23 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 50, ст. 7344, 2013, N 44, ст. 5631), подпунктом 5.2.21(1) пункта 5.2. Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3258; 2012, N 44, ст. 6027), приказываю:
1. Утвердить федеральный стандарт бухгалтерского учета "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора".
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2017 года.
3. Настоящий приказ распространяется на государственные (муниципальные) учреждения, государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов.
Министр |
А.Г. Силуанов |
Федеральный стандарт
бухгалтерского учета и отчетности в государственном секторе
"Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора"
(утв. приказом Минфина России от "__" __________ 201_ г. N _____)
I. Общие положения
1. Настоящий федеральный стандарт "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора" (далее - Стандарт) устанавливает единые принципы ведения бухгалтерского учета, формирования информации об объектах учета, составления бухгалтерской (финансовой) отчетности организациями государственного сектора.
2. В целях настоящего Стандарта в состав государственного сектора Российской Федерации не включаются и не являются субъектами отчетности (за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации): государственные (муниципальные) унитарные предприятия; другие коммерческие предприятия, находящиеся полностью или частично в государственной (муниципальной) собственности (коммерческие организации с государственным участием); государственные корпорации.
3. Настоящий Стандарт распространяется на государственные (муниципальные) унитарные предприятия в части ведения бухгалтерского (бюджетного) учета фактов хозяйственной жизни, возникающих при осуществлении полномочий получателя бюджетных средств, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности Российской Федерации.
Настоящий Стандарт распространяется на государственные корпорации и иные организации в части ведения бухгалтерского (бюджетного) учета фактов хозяйственной жизни, возникающих при осуществлении полномочий главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета и администратора доходов бюджета, а также при осуществлении на основании соглашений полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов, в соответствии с положениями Бюджетного Кодекса Российской Федерации.
4. Настоящий Стандарт определяет: цели составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - бухгалтерской (финансовой) отчетности) организациями государственного сектора, объекты бухгалтерского учета, методы оценки активов и обязательств субъектов учета; основные правила ведения бухгалтерского учета; требования к инвентаризации активов и обязательств; характеристики субъекта отчетности; требования к информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также качественные характеристики такой информации; определения и порядок признания в учете объектов бухгалтерского учета; оценку (измерение) объектов бухгалтерского учета; основные принципы и правила подготовки, представления и раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности общего назначения.
5. В целях настоящего Стандарта под субъектами учета понимаются органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления, органы управления государственными внебюджетными фондами, государственные (муниципальные) учреждения, в том числе находящиеся за пределами Российской Федерации, иные юридические лица, осуществляющие согласно законодательству Российской Федерации бюджетные полномочия получателя бюджетных средств (далее - учреждения); финансовые органы соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами; органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также органы Федерального казначейства, финансовые органы субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), осуществляющие открытие и ведение лицевых счетов государственных (муниципальных) бюджетных учреждений, автономных учреждений (далее - органы, осуществляющие кассовое обслуживание).
6. В целях настоящего Стандарта под субъектами отчетности понимаются:
субъекты учета, составляющие индивидуальную бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
распорядители бюджетных средств, главные распорядители бюджетных средств, главные администраторы доходов бюджета, главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета, органы казначейства, органы, осуществляющие кассовое обслуживание, финансовые органы, органы управления государственными внебюджетными фондами и территориальными государственными внебюджетными фондами, составляющие сводную (консолидированную) бюджетную отчетность.
7. По степени обобщения отчетной информации отчетность подразделяется на индивидуальную и консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
8. Индивидуальная бухгалтерская (финансовая) отчетность предназначена для отражения финансового результата деятельности, результатов выполнения бюджета, бюджетной сметы, плана финансово-хозяйственной деятельности, для представления в органы государственного (муниципального) финансового контроля, налоговые органы, для целей управления учреждением и иных аналогичных целей.
9. Консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность предназначена для представления информации о финансовом положении и финансовом результате деятельности группы взаимосвязанных субъектов учета, основанного на принадлежности к одному публично-правовому образованию, группе публично-правовых образований, подведомственности (подконтрольности). Консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность раскрывает информацию, таким образом, как если бы она была подготовлена одним субъектом отчетности: показатели консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности формируются путем суммирования одноименных показателей и исключения взаимосвязанных оборотов, подлежащих консолидации.
10. Индивидуальная и консолидированная финансовая отчетность составляется и представляется пользователям на русском языке с отражением ее показателей в валюте Российской Федерации. Дополнительно к основной отчетности в случае необходимости представление информации о результатах деятельности может осуществляться с использованием других языков и валют.
11. Для внешних пользователей, которые не обладают правом требовать предоставления отчетности в соответствии со своими потребностями в информации о деятельности субъектов отчетности, формируется бухгалтерская (финансовая) отчетность общего назначения.
12. Цель бухгалтерской (финансовой) отчетности общего назначения - представить пользователям информацию о финансовом положении субъекта отчетности (находящихся в его распоряжении активах и принятых им обязательствах), финансовых результатах деятельности (доходах и расходах) и движении денежных средств за отчетный период, а также об использовании денежных средств, государственного (муниципального) имущества при достижении им поставленных целей деятельности по оказанию услуг (выполнению функций, для осуществления которых субъект создан).
13. Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности общего назначения устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
14. Пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности общего назначения являются граждане Российской Федерации, получатели государственных услуг, поставщики ресурсов организациям государственного сектора, кредиторы, инвесторы, заемщики, представители международного сообщества, работники организаций государственного сектора и другие заинтересованные пользователи.
15. При анализе показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности общего назначения ее показатели необходимо рассматривать в контексте другой информации, предоставляемой субъектами отчетности в отношении своей текущей и планируемой деятельности, а также факторов, которые влияют на такую деятельность.
16. Для пользователей, которые обладают правом требовать предоставления отчетности в соответствии со своими потребностями в информации о деятельности субъектов отчетности, дополнительно может формироваться отчетность специального назначения.
17. К пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности специального назначения относятся Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации, главы муниципальных образований, законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления, исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований), органы государственного (муниципального) финансового контроля Российской Федерации, налоговые органы, органы государственной статистики, руководители организаций государственного сектора и другие заинтересованные пользователи.
18. Показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности используются для целей подготовки статистической отчетности в качестве исходной информации, в том числе для формирования статистических моделей, для оценки влияния государственной политики на экономическую деятельность и других видов экономического анализа.
19. Субъекты отчетности обязаны публиковать бухгалтерскую (финансовую) отчетность в порядке и сроки, установленные федеральными законами, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
II. Основные правила ведения бухгалтерского учета
20. Субъекты учета ведут бухгалтерский учет в соответствии с положениями настоящего Стандарта, иных применимых федеральных стандартов, других нормативных правовых актов, регулирующих бухгалтерский учет и отчетность в государственном секторе Российской Федерации.
21. Субъекты учета ведут бухгалтерский учет с использованием метода начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций, и двойной записи (кроме учета на забалансовых счетах, где учет ведется по простой системе) в стоимостном выражении на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета.
22. Рабочий план счетов утверждается субъектами учета на основе планов счетов, утвержденных Министерством финансов Российской Федерации:
плана счетов бюджетного учета,
плана счетов казначейского учета,
плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений,
плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений.
23. Объекты учета, а также изменяющие их факты хозяйственной жизни отражаются в бухгалтерском учете на основании первичных (сводных) учетных документов.
24. Первичные (сводные) учетные документы должны составляться в момент совершения фактов хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после окончания факта хозяйственной жизни.
25. Документирование фактов хозяйственной жизни, ведение регистров бухгалтерского учета осуществляется на русском языке.
Первичные (сводные) учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык. Порядок перевода таких документов на русский язык устанавливается в учетной политике.
26. Систематизация и накопление информации, содержащейся в принятых к бухгалтерскому учету первичных (сводных) учетных документах, осуществляется в регистрах бухгалтерского учета.
27. Факты хозяйственной жизни должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета.
28. Записи в регистры бухгалтерского учета производятся по мере осуществления соответствующих операций и принятия первичных (сводных) учетных документов к бухгалтерскому учету, но не позднее следующего дня после получения первичных (сводных) учетных документов.
29. Не допускаются пропуски или изъятия при отражении фактов хозяйственной жизни в регистрах бухгалтерского учета. Правильность, полноту и своевременность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.
30. Первичные (сводные) учетные документы, регистры бухгалтерского учета составляются в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, или на бумажном носителе в случае отсутствия возможности их формирования и хранения в виде электронных документов, а также в случае, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления (хранения) документа исключительно на бумажном носителе.
31. Субъект учета обязан обеспечить хранение первичных (сводных) учетных документов, регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности в течение сроков, установленных в соответствии с правилами организации государственного архивного дела в Российской Федерации, но не менее пяти лет после окончания отчетного года, в котором (за который) они составлены.
32. Учет активов и обязательств осуществляется в валюте Российской Федерации - в рублях. Стоимость объектов учета, выраженная в иностранной валюте, подлежит пересчету в валюту Российской Федерации.
Объекты учета, стоимость которых выражена в иностранной валюте, принимаются к бухгалтерскому учету в рублевом эквиваленте, исчисленном на дату совершения операции (в случаях, предусмотренных настоящим Стандартом, - на отчетную дату) путем пересчета суммы в иностранной валюте по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации соответствующих иностранных валют по отношению к рублю, при отсутствии официального курса - по курсу, рассчитанному по котировкам иностранной валюты на международных валютных рынках или по устанавливаемым центральными (национальными) банками соответствующих государств курсам к любой третьей валюте, официальный курс которой по отношению к рублю устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
Особенности пересчета для целей бухгалтерского учета стоимости объектов учета, выраженной в иностранной валюте, в рублевый эквивалент субъектами учета, постоянно осуществляющими свою деятельность вне территории Российской Федерации, устанавливаются главным распорядителем бюджетных средств субъекта учета по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Порядок переоценки активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, устанавливается соответствующими федеральными стандартами. В случае отсутствия соответствующего федерального стандарта субъект учета руководствуется настоящим Стандартом, а также положениями утвержденной Учетной политики.
III. Качественные характеристики информации, содержащейся в бухгалтерской (финансовой) отчетности
33. Информация, содержащаяся в бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов отчетности, включая Пояснения, должна отвечать следующим требованиям: уместность (релевантность), существенность, достоверное представление, сопоставимость, возможность проверки и (или) подтверждения достоверности данных (далее - верификация), своевременность, понятность.
34. Информация является уместной (релевантной), если она обладает прогностической и (или) подтверждающей ценностью и может повлиять на решения, принимаемые ее пользователями.
Информация обладает прогностической ценностью, если она может использоваться для оценки будущих событий.
Информация обладает подтверждающей ценностью, если она может быть использована для подтверждения или корректировки ранее сделанных выводов.
35. Информация является существенной, если ее отсутствие или искажение могут оказать влияние на решения пользователей.
Существенность информации определяется в зависимости от характера и величины анализируемого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности и его возможного влияния на решения пользователей в случае отсутствия или искажения. Единый количественный критерий существенности информации для всех субъектов отчетности не устанавливается.
36. Достоверность информации означает ее полноту, нейтральность и отсутствие ошибок.
36.1. Полной считается информация, которая включает все необходимые для принятия решений данные и пояснения.
36.2. Информация считается нейтральной, если ее отбор для представления в бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется без предвзятости.
36.3. Отсутствие ошибок означает, что при описании фактов и событий выбор и применение процессов и процедур для формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществлены в соответствии с применимыми федеральными стандартами, а также положениями утвержденной учетной политики.
Достоверность не означает абсолютной точности в отношении всей информации, раскрываемой в отчетности.
36.4. В целях достоверного раскрытия информация о фактах хозяйственной жизни должна быть представлена в соответствии с экономической сущностью операций и других фактов хозяйственной жизни, а не только их правовой формой.
37. Информация в бухгалтерской (финансовой) отчетности является сопоставимой, если позволяет идентифицировать сходства и различия между данной информацией и информацией в других отчетах.
Сопоставимость обеспечивается при сравнении: бухгалтерской (финансовой) отчетности разных субъектов отчетности; бухгалтерской (финансовой) отчетности одного и того же субъекта за различные периоды времени.
Сопоставимость бухгалтерской (финансовой) отчетности одного и того же субъекта отчетности за разные периоды времени достигается путем последовательного применения способов формирования, оценки и представления информации в отношении одних и тех же показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности организации от одного финансового периода к другому финансовому периоду.
Сопоставимость бухгалтерской (финансовой) отчетности разных субъектов отчетности достигается путем раскрытия применяемых ими методов оценки отдельных объектов учета (активов и обязательств), а также способов формирования и представления информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности и в публикуемой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
38. Верификация информации включает непосредственное и косвенное подтверждение. Непосредственное подтверждение информации осуществляется путем прямого подсчета, например, при проведении инвентаризации. Для косвенного подтверждения информации используются формулы, модели и иные аналогичные способы.
В случаях когда подтвердить или опровергнуть достоверность пояснительной и прогнозной информации не представляется возможным, субъект отчетности раскрывает методы формирования такой информации и другие факторы и обстоятельства, повлиявшие на формирование информации.
39. Своевременность информации означает, что информация должна быть доступна пользователям, когда она может повлиять на принимаемые ими решения.
40. Информация считается понятной, если можно обоснованно предполагать, что пользователи, обладающие необходимыми знаниями о деятельности субъекта отчетности, условиях, в которых он функционирует, а также имеющие желание изучать представленную информацию и прилагающие усилия для ее изучения, в состоянии понять ее смысл.
На понятность информации влияют способы ее классификации, описания и представления в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Информация не должна исключаться из бухгалтерской (финансовой) отчетности только на том основании, что она может быть слишком трудна для понимания некоторыми пользователями, поскольку при этом бухгалтерская (финансовая) отчетность станет неполной и, следовательно, может вводить пользователей в заблуждение.
41. В тех случаях когда соблюдения соответствующих требований федеральных стандартов недостаточно для того, чтобы пользователи могли понять влияние конкретных операций, фактов хозяйственной жизни и условий функционирования учреждения на финансовое положение и финансовые результаты деятельности, в бухгалтерской (финансовой) отчетности должна раскрываться дополнительная информация.
42. Затраты на представление информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности не должны превышать ее полезность и преимущества от ее использования.
Затраты на представление информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности включают затраты на ее сбор, регистрацию, подтверждение, раскрытие используемых допущений и методологии формирования информации и затраты на представление информации пользователям.
IV. Основные принципы (допущения) подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности
43. Бухгалтерская (финансовая) отчетность, если в Пояснениях к ней не указано иное, формируется на основании следующих допущений:
допущение имущественной обособленности;
допущение непрерывности деятельности;
допущение временной определенности фактов хозяйственной жизни.
44. Допущение имущественной обособленности означает, что активы и обязательства субъектов отчетности существуют обособленно от активов и обязательств собственников имущества (учредителей) этих субъектов и активов и обязательств других организаций.
При оценке соблюдения допущения имущественной обособленности субъектов отчетности следует принимать во внимание следующее:
а) государственные (муниципальные) учреждения распоряжаются активами, закрепленными за ними собственниками (учредителями) и приобретенными в ходе финансово-хозяйственной жизни, в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации и учредителем учреждения;
б) государственные (муниципальные) учреждения отвечают по своим обязательствам в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственники имущества казенных учреждений несут субсидиарную ответственность по обязательствам казенных учреждений в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации и Бюджетным кодексом Российской Федерации. Собственники имущества бюджетных и автономных учреждений не отвечают по обязательствам указанных учреждений. Государственные (муниципальные) учреждения не несут ответственности по обязательствам собственников имущества (учредителей) этих учреждений.
45. Допущение непрерывности деятельности субъекта отчетности означает, что субъект будет продолжать свою деятельность, выполнять свои функции и обязательства в обозримом будущем и у учредителя субъекта отсутствуют намерения и (или) необходимость ликвидировать субъект отчетности или прекратить его деятельность в обозримом будущем. При оценке соблюдения допущения непрерывности деятельности государственных (муниципальных) учреждений следует принимать во внимание планы и намерения собственников имущества (учредителей) в отношении продолжения или прекращения деятельности государственных (муниципальных) учреждений в обозримом будущем. Изменение подведомственности, учредителя или типа государственного (муниципального) учреждения не являются свидетельством несоблюдения допущения непрерывности деятельности субъекта отчетности.
46. Допущение временной определенности фактов хозяйственной жизни означает, что объекты учета отражаются в бухгалтерской (финансовой) отчетности в том отчетном периоде, в котором имели место факты хозяйственной жизни, приведшие к возникновению и (или) изменению соответствующих активов, обязательств, доходов и расходов, вне зависимости от поступления или выбытия денежных средств в связи с этими фактами.
V. Объекты бухгалтерского учета
47. Активы - совокупность имущества, денежных средств, принадлежащих субъекту учета или находящихся в его пользовании, контролируемых им в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которых ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод.
47.1. Контроль над активами имеет место, если субъект учета может использовать актив для извлечения полезного потенциала или получения будущих экономических выгод в процессе достижения целей своей деятельности и может исключить или иным образом регулировать доступ к этому полезному потенциалу или экономическим выгодам. В целях формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности предполагается, что субъект учета контролирует активы, закрепленные за ним собственником (учредителем) в целях выполнения государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг либо для управленческих нужд учреждения.
47.2. Полезный потенциал, заключенный в активе, - это его пригодность:
а) для использования самостоятельно или совместно с другими активами в целях выполнения государственных (муниципальных) функций (полномочий) в соответствии с целями создания указанного субъекта, осуществления деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг либо для управленческих нужд учреждения, не обязательно обеспечивая при этом поступление указанному субъекту денежных средств (эквивалентов денежных средств);
б) для обмена на другие активы;
в) для погашения обязательств указанного субъекта.
47.3. Будущие экономические выгоды, заключенные в активах, - это поступления денежных средств или их эквивалентов, которые могут возникать при использовании актива самостоятельно либо совместно с другими активами.
48. Обязательства - это задолженность, возникшая в результате произошедших фактов хозяйственной деятельности, погашение которой приведет к выбытию активов, заключающих в себе полезный потенциал или экономические выгоды.
Обязательства субъекта отчетности возникают в силу закона, иного нормативного правового акта или договора (контракта, соглашения).
49. Чистые активы - разница между активами и обязательствами субъекта учета на определенную дату. Имущество, которым субъекты учета не отвечают по своим обязательствам, в расчет чистых активов не включается.
Чистые активы субъекта учета могут быть как положительными (превышение активов над обязательствами), так и отрицательными (превышение обязательств над активами).
50. Вклад собственников (учредителей) - имущество, полученное субъектом учета от собственников (учредителей), за исключением денежных средств и эквивалентов для выполнения возложенных на субъект учета функций.
51. Изъятие в пользу собственников (учредителей) - имущество, переданное субъектом учета собственнику (учредителю), за исключением денежных средств и эквивалентов, ранее полученных для выполнения возложенных на субъект учета функций.
52. Доходы субъекта учета - это увеличение полезного потенциала его активов или поступление экономических выгод за отчетный период, за исключением увеличения, связанного с вкладами имущества собственником (учредителем).
В целях настоящего Стандарта доходы субъекта учета отличаются от кассовых доходов бюджета, определяемых в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
53. Расходы субъекта учета - это снижение полезного потенциала его активов или уменьшение экономических выгод за отчетный период в результате выбытия или потребления активов, возникновения обязательств, за исключением уменьшения, связанного с изъятием имущества собственником (учредителем).
В целях настоящего Стандарта расходы субъекта учета отличаются от кассовых расходов бюджета, определяемых в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
54. Финансовый результат за отчетный период представляет собой разницу между доходами и расходами.
VI. Общие правила признания и прекращения признания объектов учета
55. Признание (принятие к бухгалтерскому (бюджетному) учету и отражение в бухгалтерской (финансовой) отчетности) и прекращение признания (выбытие с баланса) объектов учета осуществляется в порядке, установленном применимыми федеральными стандартами. В случае отсутствия соответствующего федерального стандарта субъект учета руководствуется настоящим Стандартом, а также положениями утвержденной Учетной политики.
56. Объекты учета признаются при одновременном соблюдении следующих условий:
а) соответствие объекта определению, установленному настоящим Стандартом, для актива, обязательства, дохода или расхода;
б) уверенность субъекта отчетности в будущем повышении или снижении полезного потенциала либо увеличении или уменьшении будущих экономических выгод, связанных с данным объектом;
в) возможность надежно оценить стоимость объектов учета, кроме случаев, установленных федеральными стандартами.
57. Прекращение признания (выбытие с баланса) объектов учета осуществляется на дату, по состоянию на которую прекратилось соблюдение хотя бы одного из перечисленных выше условий.
58. Если стоимость объекта учета нельзя надежно оценить, он не признается в бухгалтерском учете, но информация о нем может раскрываться в Пояснениях к бухгалтерской (финансовой) отчетности в порядке, установленном федеральными стандартами.
59. Если признание доходов в отчете о финансовых результатах деятельности производится в течение нескольких отчетных периодов, расходы, соответствующие этим доходам, должны быть распределены между теми же отчетными периодами.
VII. Оценка активов и обязательств
60. Порядок и методы оценки активов и обязательств для целей бухгалтерского учета определяются федеральными стандартами, регулирующими порядок учета соответствующих видов активов и обязательств.
61. В случаях, определенных федеральными стандартами, оценка активов и обязательств осуществляется по справедливой стоимости. Справедливая стоимость - это цена, по которой может быть осуществлен переход права собственности на актив или обязательство между хорошо осведомленными, желающими совершить сделку независимыми сторонами.
62. Порядок и методы определения справедливой стоимости для различных видов активов и обязательств регулируются соответствующими федеральными стандартами. Субъект учета использует тот метод, который наиболее применим и позволяет достоверно оценить справедливую стоимость объекта учета. Далее в настоящем разделе приведены основные методы определения справедливой стоимости активов и (или) обязательств.
63. При использовании метода рыночных цен справедливая стоимость актива (обязательства) определяется на основании текущих рыночных цен или данных о недавних сделках с аналогичными или схожими активами (обязательствами), совершенных без отсрочки платежа.
63.1. Рыночная цена - это цена, которая может быть получена при продаже актива (обязательства) между хорошо осведомленными, желающими совершить сделку независимыми сторонами. Рыночной не является расчетная цена, завышенная или заниженная в результате особых условий или обстоятельств, специальных условий или скидок, предоставляемых любой стороной, связанной с продажей.
63.2. В контексте определения рыночной стоимости как справедливой стоимости "хорошо осведомленные" означает, что желающие совершить сделку покупатель и продавец в достаточной степени проинформированы об основных свойствах и характеристиках объекта учета, его фактическом и потенциальном использовании, а положение покупателя на рынке не является причиной для заключения сделки на вынужденных условиях. При этом продавец заинтересован в продаже объекта учета на рыночных условиях по наилучшей цене, которую можно получить (уплатить), но не является продавцом, готовым удерживать объект учета до получения ценового предложения, не являющегося обоснованным в текущих рыночных условиях.
63.3. Операция между независимыми сторонами представляет собой сделку между сторонами, не связанными какими-либо исключительными или особыми отношениями, в результате которых устанавливаются нетипичные для рыночных условий цены. Предполагается, что операция совершается между несвязанными сторонами, каждая из которых действует независимо.
63.4. При определении справедливой стоимости не учитываются возможные (предполагаемые) издержки по сделке, связанные с продажей или иной формой выбытия актива или передачей обязательства.
63.5. Данные о рыночных ценах могут быть как получены от независимых экспертов (оценщиков), так и сформированы субъектом учета самостоятельно путем изучения рыночных цен в открытом доступе.
64. При определении справедливой стоимости актива по методу амортизированной стоимости замещения последняя определяется как разница между стоимостью восстановления (воспроизводства) актива или стоимостью замены актива, в зависимости от того, какая из этих величин меньше, и суммой накопленной амортизации, рассчитанной на основе такой стоимости.
64.1. Стоимость восстановления (воспроизводства) актива может быть определена как стоимость полного восстановления (воспроизводства) полезного потенциала актива (например, здание в случае разрушения может быть восстановлено, а не заменено альтернативным зданием).
64.2. Стоимость замены актива может быть рассчитана на основе рыночной цены покупки аналогичного актива с сопоставимым оставшимся сроком его полезного использования.
VIII. Инвентаризация активов и обязательств
65. Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности проводится инвентаризация активов и обязательств. При инвентаризации выявляется фактическое наличие активов и обязательств, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.
66. Инвентаризация активов и обязательств проводится по основаниям, в сроки и в порядке, установленным учетной политикой, а также в случаях, когда проведение инвентаризации является обязательным.
67. Результаты инвентаризации отражаются в бухгалтерском учете по факту их выявления.
68. Проведение инвентаризации обязательно:
а) при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
б) перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет;
в) при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);
г) при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;
д) в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
е) при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса;
ж) в других случаях, предусматриваемых законодательством Российской Федерации или нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации.
IX. Порядок применения концептуальных основ бухгалтерского учета и отчетности в государственном секторе
69. Настоящий Стандарт применяется при составлении бухгалтерской отчетности за периоды, начинающиеся с 1 января 2017 года или после этой даты. Более раннее применение допускается по решению субъекта учета с согласованием с Министерством финансов Российской Федерации.
70. При наличии федеральных стандартов, регулирующих порядок признания, оценки и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности информации об отдельных видах объектов учета и изменяющих их фактов хозяйственной жизни, применяются соответствующие федеральные стандарты.
71. При отсутствии в федеральных стандартах бухгалтерского учета и отчетности в государственном секторе Российской Федерации положений, регулирующих порядок признания, оценки и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности информации об отдельных видах объектов учета и изменяющих их фактов хозяйственной жизни, применяются положения настоящего Стандарта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приведен проект Приказа Минфина России об утверждении федерального стандарта "Концептуальные основы бухучета и отчетности для организаций госсектора". Он предусматривает следующее.
Стандарт устанавливает единые принципы ведения бухучета, формирования информации об объектах учета, составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Приказ распространяется на государственные (муниципальные) учреждения, госорганы, органы местного самоуправления, органы управления ГВБФ и территориальных ГВБФ.
Не являются субъектами отчетности (за исключением случаев, предусмотренных законодательством) государственные (муниципальные) унитарные предприятия, другие коммерческие предприятия, находящиеся полностью или частично в государственной (муниципальной) собственности (коммерческие организации с государственным участием), госкорпорации.
По степени обобщения информации отчетность подразделяется на индивидуальную и консолидированную.
Индивидуальная отчетность предназначена для отражения финансового результата деятельности, результатов выполнения бюджета, бюджетной сметы, плана финансово-хозяйственной деятельности, для представления в органы государственного (муниципального) финансового контроля, налоговые органы, для целей управления учреждением и иных аналогичных целей.
Консолидированная отчетность предназначена для представления информации о финансовом положении и финансовом результате деятельности группы взаимосвязанных субъектов учета, основанного на принадлежности к одному публично-правовому образованию, группе публично-правовых образований, подведомственности (подконтрольности).
Для внешних пользователей, которые не обладают правом требовать предоставления отчетности в соответствии со своими потребностями в информации о деятельности субъектов отчетности, формируется бухгалтерская (финансовая) отчетность общего назначения.
Для пользователей, которые обладают правом требовать предоставления отчетности, дополнительно может формироваться отчетность специального назначения.
Планируемая дата вступления приказа в силу - 01.01.2017.
Проект Приказа Министерства финансов РФ "Об утверждении федерального стандарта "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора"
Текст проекта приказа размещен на сайте Министерства финансов РФ в Internet (http://www.minfin.ru). Проводится по состоянию на 4 сентября 2015 г.