Определение Верховного Суда РФ от 3 сентября 2015 г. N 310-ЭС15-10907
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С.,
рассмотрев кассационную жалобу Федерального казенного предприятия "Тамбовский пороховой завод" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 17.11.2014 (судья Краснослободцева А.А.), постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2015 (судьи Алферова Е.Е., Афонина Н.П., Письменный С.И.) и постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21.05.2015 (судьи Егорова С.Г., Сладкоперцева Н.Г., Толкачева И.Ю.) по делу N А64-3575/2014, установил:
открытое акционерное общество "Тамбовская областная сбытовая компания" (далее - ОАО "ТОСК", истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к открытому акционерному обществу "Тамбовская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "ТЭСК", ответчик) о взыскании задолженности за поставленную электрическую энергию по договору энергоснабжения от 30.12.2009 N 1433/09 за период с июля 2013 года по апрель 2014 года в сумме 11 609 887 руб. 12 коп.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное казенное предприятие "Тамбовский пороховой завод" (далее - ФКЗ "ТПЗ"), Управление по регулированию тарифов Тамбовской области.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 17.11.2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2015, постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 21.05.2015 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, ФКЗ "ТПЗ", ссылаясь на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права, просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тамбовской области.
По мнению заявителя жалобы, судами не применен пункт 97 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, запрещающий изменение варианта расчета за услуги по передаче электрической энергии до момента окончания текущего периода регулирования; сделаны неправильные выводы об опосредованности присоединения ФКЗ "ТПЗ" через энергоустановки производителя электроэнергии (ОАО "Квадра" - "Восточная генерация") к сетям ОАО "МРСК Центра" - филиал "Тамбовэнерго"; обжалуемые судебные акты приняты о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.
В соответствии с частью 1 статьи 291.1, частью 7 статьи 291.6, статьей 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изучив судебные акты, состоявшиеся по делу, оценив доводы кассационной жалобы ФКЗ "ТПЗ", суд не усматривает оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, исходя из следующего.
Как следует из судебных актов, 30.12.2009 между ОАО "ТОСК" и ОАО "ТЭСК" заключен договор энергоснабжения N 1433/09, по условиям которого ОАО "ТОСК" (гарантирующий поставщик) обязалось осуществлять продажу (поставку) электрической энергии (мощности), а также через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии, а ОАО "ТЭСК" обязалось принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги на условиях, предусмотренных договором.
Дополнительным соглашением от 01.11.2011 N 9 в данный договор внесены изменения, согласно которым точки поставки электрической энергии по договору были дополнены точками поставки ФКП "ТПЗ" (потребитель ответчика).
На основании запроса ФКП "ТПЗ" 15.05.2015 представило ОАО "ТОСК" акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, подписанный между филиалом ОАО "Квадра" - "Восточная генерация" и ФКП "ТПЗ", согласно которому граница раздела балансовой принадлежности установлена на нижних клеммах линейных разъединителей ячейки N 5, N 9, N 15 и N 36 отходящих кабельных линий.
ОАО "ТОСК", ссылаясь на опосредованное присоединение к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии, в связи с чем, с 25.06.2012 существовавший ранее порядок расчетов в отношении потребителя ФКП "ТПЗ" применению не подлежит, претензией от 21.05.2014 N 130/585 уведомило ответчика о произведенном перерасчете потребленной ФКП "ТПЗ" стоимости электрической энергии и мощности по четвертой ценовой категории с применением двухставочного тарифа, направив в его адрес корректировочные акты выполненных работ за период с июля 2013 года по апрель 2014 года на общую сумму 11 609 887 руб. 12 коп., а также выставив на оплату корректировочные счета-фактуры на указанную сумму.
Ответчик указанную сумму не оплатил, что явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, а также основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии регулируются Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
В соответствии со статьей 23, пунктами 1, 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг. Цены (тарифы) на услуги по передаче электроэнергии по электрическим сетям, принадлежащим территориальным сетевым организациям, подлежат государственному регулированию. Государственное регулирование цен осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 35 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, установлено, что цены (тарифы) подлежат применению в соответствии с решениями регулирующих органов, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных нормативными правовыми актами в области электроэнергетики.
Общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также оказания этих услуг определяются Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
Согласно пунктам 5, 6 Правил N 861 в случае опосредованного присоединения энергопринимающего устройства потребителя к электросети сетевой организации (в том числе присоединения через энергетические установки производителей электроэнергии, далее - потребитель на генераторном напряжении) такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки производителей электрической энергии. Потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
Особенности установления тарифов на услуги по передаче электроэнергии для потребителей на генераторном напряжении установлены в пункте 55 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2. Так, если все энергопринимающие устройства потребителя присоединены к электросетям сетевой организации через энергетические установки производителя электрической энергии и потребитель получает от данного производителя весь объем потребляемой электрической энергии, потребитель оплачивает услуги по установленной ставке тарифа на содержание электрических сетей для уровня напряжения, на котором производитель присоединен к электрическим сетям сетевой организации по напряжению станции наиболее высокого уровня.
Из пункта 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, следует, что ставка, отражающая удельную величину расходов на содержание электрических сетей, указывается отдельно при формировании двухставочного тарифа.
Судами установлено, что приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 30.05.2012 N 47-э "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям услуг, расположенным на территории Тамбовской области, на второе полугодие 2012 года" были утверждены единые котловые тарифы на услуги по передаче электрической энергии для потребителей Тамбовской области, в том числе для потребителей электрической энергии, энергопринимающие устройства которых присоединены к энергетическим установкам производителя электрической энергии - ОАО "Квадра".
С 2013 года действует аналогичный приказ Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 25.12.2012 N 251-э "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям услуг, расположенным на территории Тамбовской области, на 2013 год", которым установлены одновременно одноставочные и двухставочные единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям для группы "прочие потребители" в рамках предельных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных ФСТ России на соответствующий период регулирования.
На 2014 год единые котловые тарифы на услуги по передаче электрической энергии были утверждены также в двух вариантах приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 20.12.2013 N 260-э.
Факт поставки электрической энергии в спорный период подтверждается актами от 31.07.2013 N К0005246, от 31.08.2013 N К0006007, от 30.09.2013 N К0006770, от 31.10.2013 N К0007554, от 30.11.2013 N К0008333, от 31.10.2013 N К0008857, от 31.01.2014 N К0000340, от 28.02.2014 N К0001509, от 31.03.2014 N К0002289, от 30.04.2014 N К0002633 и ответчиком не оспаривается.
Разница между применением одноставочного тарифа при расчетах ответчиком и двухставочного тарифа, примененного истцом, составляет сумму иска.
Суды, оценив и исследовав в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные сторонами доказательства, признали правомерным применение истцом двухставочного варианта тарифа, в связи с чем удовлетворили заявленные требования.
Оснований не согласиться с выводами судебных инстанций не имеется.
Довод заявителя жалобы о непривлечении к участию в деле в качестве третьих лиц Федеральной службы по тарифам Российской Федерации, ОАО "Тамбовская сетевая компания", ОАО "Квадра" - "Восточная генерация", ОАО "МРСК Центра" - филиал "Тамбовэнерго" является необоснованным, поскольку по настоящему делу суды каких-либо выводов о правах указанных лиц не делали. Кроме того из представленных материалов не усматривается, что данный довод заявлялся в суде и не был предметом рассмотрения нижестоящих судов.
Иные доводы кассационной жалобы не подтверждают существенных нарушений норм права, направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, что не может служить основанием для передачи кассационной жалобы на рассмотрение в порядке кассационного производства Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенное и руководствуясь статьей 291.6 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации, суд определил:
отказать в передаче кассационной жалобы Федерального казенного предприятия "Тамбовский пороховой завод" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Чучунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 3 сентября 2015 г. N 310-ЭС15-10907
Текст определения официально опубликован не был