Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 августа 2015 г. N 49-АПГ15-19
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Корчашкиной Т.Е., Горчаковой Е.В.,
при секретаре Макаровой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "УфаЛогистиксПроект"
об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
по апелляционной жалобе администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан
на решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 15 апреля 2015 г., которым заявление общества с ограниченной ответственностью "УфаЛогистиксПроект" удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
общество с ограниченной ответственностью "УфаЛогистиксПроект" (далее - ООО "УфаЛогистиксПроект", Общество) обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с заявлением, с учетом уточнения требований, об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 02:55:020416:1199 общей площадью 36 697 кв.м, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, Калининский район, город Уфа, улица Каспийская, равной его рыночной стоимости по состоянию на 27 июня 2014 года в размере 17 288 690 рублей.
В обоснование заявленных требований Общество указало на то, что использует названный земельный участок по договору аренды, кадастровая стоимость земельного участка в размере 186 509 933 руб. 71 коп., на основании которой рассчитывается размер арендной платы, значительно превышает размер его рыночной стоимости и нарушает права общества как арендатора.
Решением Верховного Суда Республики Башкортостан от 15 апреля 2015 года заявленные требования ООО "УфаЛогистиксПроект" удовлетворены, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:55:020416:1199 общей площадью 36 697 кв.м, с разрешенным использованием: для проектирования и строительства складского здания с административными помещениями, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, город Уфа, улица Каспийская, установлена равной его рыночной стоимости по состоянию на 27 июня 2014 года в размере 17 288 690 рублей.
В апелляционной жалобе администрация городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права, просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указывает, что судом при принятии решения не учтено наличие Постановления главы администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 30 декабря 2014 года N 5860 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан", которым с 1 января 2015 года были утверждены результаты оценки кадастровой стоимости земельных участков, действующие на дату рассмотрения спора. По результатам новой кадастровой оценки стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:55:020416:1199 составила 118 843 601,47 рублей.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились.
На основании части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как установлено судом, ООО "УфаЛогистиксПроект" на основании договора аренды земельного участка N 813-14 от 6 августа 2014 года, заключенного с Управлением по земельным ресурсам администрации городского округа города Уфа Республики Башкортостан, является арендатором земельного участка с кадастровым номером 02:55:020416:1199, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, город Уфа, улица Каспийская.
Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет 1 ноября 2013 года с учетными характеристиками: категория земель "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования установлен не был, в связи с чем расчет кадастровой стоимости не производился.
На основании Постановления главы администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 16 июня 2014 года N 2544 земельному участку с кадастровым номером 02:55:020416:1199 был установлен вид разрешенного использования "для проектирования и строительства складского здания с административными помещениями". Сведения о виде разрешенного использования данного земельного участка были внесены в государственный кадастр недвижимости 27 июня 2014 года.
Кадастровая стоимость земельного участка на эту дату была рассчитана по удельному показателю 9-й группы разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений, промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" согласно Постановлению Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2011 года N 521 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в городских округах города Уфа, Стерлитамак и Салават Республики Башкортостан" (далее - Постановление от 30 декабря 2011 г. N 521), и составила 186 509 933 руб. 71 коп.
Постановлением администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 30 декабря 2014 года N 5860 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель городского округа г. Уфа Республики Башкортостан по состоянию на 1 июня 2014 года.
Поскольку у земельного участка с кадастровым номером 02:55:020416:1199 вид разрешенного использования был установлен 27 июня 2014 года, то есть после даты формирования Перечня объектов оценки (1 июня 2014 года), после утверждения результатов государственной кадастровой оценки земель городского округа город Уфа кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на 1 июня 2014 года была рассчитана в соответствии с пунктом 2.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12 августа 2006 года N 222, и составила 118 843 601 руб. 47 коп.
Общество, полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка является завышенной и не соответствует его рыночной стоимости, нарушает его права как арендатора, обратилось в суд с указанным выше заявлением.
Суд первой инстанции установил, что ООО "УфаЛогистиксПроект" соблюден досудебный порядок обращения в суд с указанным выше заявлением. При этом, оценив представленный обществом отчет об определении рыночной стоимости земельного участка от 20 сентября 2014 года N 14-118-Н, подготовленный ООО "Аудит-Оценка" и подтвержденный положительным экспертным заключением от 1 октября 2014 года N 3458/2014-2, составленным Экспертным советом Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков", суд в то же время при удовлетворении заявленных требований принял за основу заключение судебной экспертизы, проведенной экспертом ООО "Информ Эксперт", N 06/15 от 6 апреля 2015 года.
Суд пришел к выводу о том, что экспертом приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости земельного участка, содержащиеся в заключении экспертизы сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтённых при расчёте итоговой величины рыночной стоимости указанного объекта недвижимости, им проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки.
При этом суд первой инстанции, обосновывая невозможность применения рыночной стоимости, указанной в отчете ООО "Аудит-Оценка", правомерно указал, что сведения в отношении земельного участка с кадастровым номером 02:55:020416:1199 внесены в государственный кадастр недвижимости 27 июня 2014 года, как в отношении вновь образованного земельного участка, в связи с чем неправильно определена рыночная стоимость в данном отчете на 1 ноября 2013 года.
С такими выводами суда первой инстанции Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации соглашается, поскольку они логичны, последовательны, мотивированы, сделаны на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела, которым дана надлежащая правовая оценка с учетом требований действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения.
Согласно положениям статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации одной из форм платы за использование земли в Российской Федерации является арендная плата, для определения которой за земельный участок, находящийся в государственной и муниципальной собственности, может применяться кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
Статья 24.18 Закона об оценочной деятельности в качестве основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости предусматривает установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
При этом результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В силу абзаца 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Следовательно, если на дату обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или в суд у заявителя существовало право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости, то дело об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены результаты очередной кадастровой оценки.
В данном случае сведения о кадастровой стоимости, которая явилась предметом спора, внесены в государственный кадастр недвижимости 27 июня 2014 года, Общество обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка 3 декабря 2014 года, то есть до утверждения результатов новой кадастровой оценки, поэтому суд правомерно рассмотрел по существу требования Общества о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной на момент рассмотрения дела.
Доводы апелляционной жалобы об утверждении новых результатов государственной кадастровой оценки земельных участков 30 декабря 2014 года, которые должны применяться с 1 января 2015 года, не могут являться основанием для отмены состоявшегося по делу судебного решения, поскольку не имеют правового значения для рассматриваемого спора, затрагивающего права и законные интересы общества, уплачивающего арендную плату, имеющего право претендовать на исчисление таких платежей, исходя из кадастровой стоимости, установленной равной рыночной стоимости по состоянию на 27 июня 2014 года.
Такой подход отражен в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 28 от 30 июня 2015 года "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости".
Дата формирования перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке в соответствии с Постановлением администрации городского округа города Уфа Республики Башкортостан от 30 декабря 2014 года N 5860 (в данном случае 1 июня 2014 года), является датой, по состоянию на которую произведена оценка, а не датой, с которой эту оценку следует применять.
Таким образом, судом первой инстанции правильно определены и установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения настоящего спора по существу, им дана надлежащая правовая оценка с учетом требований действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, в результате чего постановлено законное и обоснованное решение, не подлежащее отмене.
Поскольку существенных нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела Верховным Судом Республики Башкортостан не допущено, Судебная коллегия признает решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 15 апреля 2015 года законным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 15 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий |
Анишина В.И. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 августа 2015 г. N 49-АПГ15-19
Текст определения официально опубликован не был