Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 августа 2015 г. N 74-АПГ15-18
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело
по апелляционной жалобе Правительства Республики Саха (Якутия)
на решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 30 апреля 2015 года об удовлетворении заявления заместителя прокурора Республики Саха (Якутия)
о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Порядка расходования субвенций на бесплатный проезд детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях, и Порядка обеспечения бесплатного проезда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обучающимся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, утверждённых постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 4 сентября 2007 года N 374.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю. полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в Верховный Суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании недействующими и противоречащими Федеральному закону от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" пунктов 1, 6 Порядка расходования субвенций на бесплатный проезд детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях, и пункта 1, абзаца первого пункта 2, абзаца третьего пункта 3, подпункта "б" пункта 4 Порядка обеспечения бесплатного проезда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обучающимся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, утверждённых постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 4 сентября 2007 года N 374, изложенных в следующей редакции:
"Порядок расходования субвенций на бесплатный проезд детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях
1. Настоящий Порядок устанавливает правила расходования и учёта средств, предусмотренных согласно Закону Республики Саха (Якутия) "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия)" на соответствующий год в республиканском фонде компенсаций в виде субвенций на обеспечение бесплатного проезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях, находящихся под опекой (попечительством), воспитывающихся в учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
... 6. Расходы на бесплатный проезд детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отражаются в расходной части местного бюджета по разделу 1000 "Социальная политика", подразделу 1004 "Охрана семьи и детства", целевой статье 521 02 27 "Расходы на обеспечение проезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях", виду расходов 500 "Выполнение функций органами местного самоуправления", статье 260 "Социальное обеспечение", подстатье 262 "Пособия по социальной помощи населению";
"Порядок обеспечения бесплатного проезда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обучающимся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях
1. Настоящий Порядок определяет механизм предоставления бесплатного проезда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (далее - дети-сироты), в том числе находящимся под опекой (попечительством), в приёмных семьях, обучающимся в государственных образовательных учреждениях, находящихся в ведении Республики Саха (Якутия) и муниципальных образовательных учреждениях, на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатного проезда 1 раз в год к месту жительства и обратно к месту учёбы.
2. Финансирование расходов на проезд детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ...
3. Порядок предоставления денежных средств на проезд:
... детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, воспитывающимся под опекой, попечительством, предоставляется проездной билет либо денежные средства в размере стоимости проезда ...
4. Право на обеспечение бесплатным проездом детей-сирот прекращается в случаях:
... 6) достижения совершеннолетия ...".
Заявление мотивировано тем, что вышеприведённые положения регионального законодательства не соответствуют требованиям Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которыми меры социальной поддержки, касающиеся бесплатного проезда на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатного проезда 1 раз в год к месту жительства и обратно к месту учёбы, распространяются не только на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но на лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 30 апреля 2015 года заявление заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) удовлетворено.
В апелляционной жалобе Правительство Республики Саха (Якутия) просит решение суда первой инстанции отменить, как постановленное с нарушением норм материального права, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления.
Относительно апелляционной жалобы прокуратурой Республики Саха (Якутия) представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно апелляционных жалобы, представления, и вправе в интересах законности проверить решение суда первой инстанции в полном объёме (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Под законностью, как это следует из содержания статьи 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, законодатель понимает правильное рассмотрение и разрешение дела в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд справедливо исходил из того, что оспариваемым правовым регулированием снижен уровень правовых гарантий лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на которых должны распространяться меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Выводы суда основаны на правильном применении норм Федерального закона 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", устанавливающего общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу статьи 1 данного Федерального закона дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с пунктом 10 статьи 6 этого же Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся за счёт средств федерального бюджета по основным образовательным программам, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учёбы.
Субъекты вправе установить порядок проезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов по основным образовательным программам, на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также проезда один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, но не ограничивать круг лиц.
Вопреки этому региональным законодателем установлен порядок расходования субвенций на бесплатный проезд, который не предполагает обеспечение бесплатного проезда лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся по основным образовательным программам, на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте, а также проезда один раз в год к месту жительства и обратно к месту учёбы.
Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что оспариваемым порядком финансирование по обеспечению бесплатным проездом детей-сирот ограничено достижением совершеннолетия, чем снижается уровень правовых гарантий лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, предусмотренные Федеральным законом 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 199, 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 30 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Республики Саха (Якутия) - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 августа 2015 г. N 74-АПГ15-18
Текст определения официально опубликован не был