1. Общие положения
Настоящие методические материалы подготовлены с целью оказания помощи органам государственной власти субъектов Российской Федерации, территориальным органам МЧС России в организации и проведении в субъекте Российской Федерации мероприятий по созданию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в границах территории субъекта Российской Федерации (далее - система-112), актуализации, уточнения и дополнения аналогичных методических материалов 2011-2013 гг.
Методические материалы предназначены для использования органами власти субъектов Российской Федерации, территориальными органами МЧС России при организации работ по разработке технических заданий, проектированию и созданию системы-112 в целом и отдельных ее объектов.
Методические материалы содержат действующие типовые нормативные правовые акты и типовую техническую документацию по созданию системы-112.
Методические материалы обобщают опыт создания системы-112, проведения государственных испытаний в субъектах Российской Федерации и результаты проведенных по заказу МЧС России научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Цели, структура, порядок создания и функционирования системы-112 определены в постановлении Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 года N 958 "О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" (Приложение 1).
В целях концентрации материальных и финансовых ресурсов на приоритетных направлениях и координации действий федеральных органов исполнительной власти и субъектов Российской Федерации в рамках создания системы-112, определения источников и размеров финансирования постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 года N 223 (Приложение 2) принята федеральная целевая программа "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2013-2017 годы" (далее - Программа).
В соответствии с п. 10 Положения о системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 958 (далее - Положение) создание системы-112 в субъекте Российской Федерации осуществляется по следующим этапам:
а) проектирование создания системы-112, в том числе разработка системного проекта телекоммуникационной подсистемы, имея в виду необходимость развертывания ее на всей территории субъекта Российской Федерации;
б) развертывание системы-112 в субъекте Российской Федерации (поэтапное);
в) опытная эксплуатация развернутой в субъекте Российской Федерации системы-112;
г) государственные испытания развернутой в субъекте Российской Федерации системы-112.
В связи с необходимостью проведения подготовительных мероприятий перед созданием системы-112 целесообразно объединить указанные мероприятия в организационно-технический этап.
2. Организационно-технический этап
Организационно-технический этап включает:
издание нормативного правового акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации о создании системы-112 и организации межведомственной рабочей группы для обеспечения координации работ по развертыванию системы-112 на территории субъекта Российской Федерации (далее - межведомственная рабочая группа субъекта Российской Федерации). В состав межведомственной рабочей группы Российской Федерации должны в обязательном порядке входить представители территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, согласно Положению участвующих в создании и функционировании системы-112, в том числе МЧС России, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также иных заинтересованных организаций;
разработку комплексного плана создания системы-112 в субъекте Российской Федерации (Приложение 3);
включение в долгосрочные региональные программы субъекта Российской Федерации соответствующих мероприятий по созданию системы-112 или разработку соответствующей отдельной программы.
Межведомственная рабочая группа субъекта Российской Федерации создается для оперативного решения вопросов, возникающих при развертывании системы-112 в субъекте Российской Федерации. Ее основными задачами являются:
рассмотрение концепции создания системы-112 в субъекте Российской Федерации, в том числе определение основных положений организационной и функциональной структуры системы-112 субъекта Российской Федерации, а также полного состава участников создания системы-112 (исключая полный перечень операторов связи);
определение мест размещения центра (центров) обработки вызовов, в т.ч. резервного центра обработки вызовов;
определение модели и варианта построения системы-112;
организация взаимодействия дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб различной ведомственной принадлежности, включая согласование регламентов взаимодействия и иных организационно-распорядительных документов межведомственного взаимодействия и информационного обмена. Типовое Положение о системе-112 субъекта Российской Федерации, типовые регламенты информационного обмена в рамках системы-112 (между системой-112 и ЦУКС, службой пожарной охраны, службой реагирования в чрезвычайных ситуациях, службой полиции, службой скорой медицинской помощи, аварийной службы газовой сети, службой "Антитеррор", ЭРА-ГЛОНАСС, между субъектами Российской Федерации), типовой регламент приема вызовов от лиц с ограниченными возможностями приведены в Приложении 4. Типовые протоколы информационного взаимодействия в рамках системы-112 (межведомственный, межсубъектовый, с ЭРА-ГЛОНАСС, с системами мониторинга) приведены в Приложении 5. Типовые соглашения об информационном взаимодействии между ЕДДС и ДДС-01, 02, 03, 04 приведены в Приложении 6;
организация работ по проектированию и рассмотрение проектной документации системы-112 в субъекте Российской Федерации;
координация работ, проводимых операторами связи в целях обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112", в части взаимодействия с организацией, эксплуатирующей систему-112 субъекта Российской Федерации.
Комплексный план мероприятий, включающий основные этапы создания системы, рекомендуется разработать на начальной стадии работ по созданию системы-112. Он должен быть рассмотрен на заседании межведомственной рабочей группы и утвержден решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласованный комплексный план.
Создание системы-112 на территории субъекта Российской Федерации должно выполняться поэтапно и включать в себя следующие мероприятия:
создание правовой базы системы-112 субъекта Российской Федерации;
проектирование системы-112 в целом, в том числе выбор и утверждение заказчиком работ (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации) модели*(1) и вариант построения системы-112;
разработка проектно-сметной документации для отдельных объектов автоматизации;
строительство новых и модернизация существующих линий связи для привязки объектов системы-112 к сети связи общего пользования;
проведение строительных работ и реконструкции помещений;
оснащение объектов системы-112 необходимым оборудованием и проведение монтажных и пусконаладочных работ;
сопряжение объектов системы-112 между собой и с внешними автоматизированными и информационными системами с указанием на процесс подключения внешних (смежных) информационных ресурсов;
организация межсетевого взаимодействия с системами-112 соседних субъектов Российской Федерации;
обучение персонала системы-112;
проведение опытной эксплуатации (по этапам);
проведение государственных и приемочных испытаний и ввод системы-112 в эксплуатацию;
организация информирования населения, включающего доведение соответствующей информации о введении системы-112 в субъекте Российской Федерации в действие, и правилах обращения по единому телефонному номеру "112".
Выполнение отдельных этапов создания системы-112 допускается проводить параллельно.
3. Проектирование системы-112 в субъекте Российской Федерации
Техническое и системное проектирование инфраструктуры системы-112 включает:
разработку органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации технического задания на разработку технического проекта системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" (далее - ТЗ на проектирование системы-112) и согласование его с территориальным органом МЧС России (Приложение 7). Согласованное с территориальным органом МЧС России ТЗ на проектирование системы-112 утверждается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и направляется на согласование в МЧС России для обеспечения единой научно-технической политики в области создания системы-112. После получения положительного заключения МЧС России все требования ТЗ на проектирование системы-112 в обязательном порядке учитываются при разработке технического проекта системы-112 субъекта Российской Федерации;
разработку и согласование с МЧС России технического проекта системы-112 (на территории всего субъекта Российской Федерации), в том числе сметной документации на создание системы-112 субъекта;
подготовку необходимых документов для выделения субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию мероприятий Программы по оснащению программно-техническими комплексами основного центра обработки вызовов, а также создание резервного центра обработки вызовов (далее - субсидии). Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по получению субсидии из федерального бюджета на софинансирование мероприятий по созданию системы-112 приведены в Приложении 8;
разработку системного проекта на телекоммуникационную подсистему.
Порядок разработки и согласования системного проекта телекоммуникационной подсистемы системы-112 определяется Минкомсвязью России.
3.1. Функциональная структура системы-112
Разработанная структура системы-112 состоит из следующих основных функциональных подсистем:
информационно-коммуникационной подсистемы, обеспечивающей прием и обработку вызовов (сообщений о происшествиях), хранение и актуализацию баз данных, обработку информации о полученных вызовах (сообщениях о происшествиях) и возможность получения информации о происшествии из архива в оперативном режиме, а также информационно-аналитическую поддержку принятия решений по экстренному реагированию на принятые вызовы (сообщения о происшествиях) и планированию мер реагирования, в том числе с использованием распределенной информационно-вычислительной платформы;
телекоммуникационной подсистемы, обеспечивающей прохождение вызовов (сообщений о происшествиях), включая телефонные вызовы и короткие текстовые сообщения (SMS) от пользователей (абонентов) сетей фиксированной или подвижной радиотелефонной связи в систему-112, а также прохождение вызова (сообщения о происшествии) от системы-112 в дежурно-диспетчерские службы соответствующих экстренных оперативных служб и связь с технологическими площадками распределенной информационно-вычислительной платформы;
подсистемы консультативного обслуживания, предназначенной для оказания информационно-справочной помощи лицам, обратившимся по номеру "112" по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности. Требования по созданию подсистемы консультативного обслуживания приведены в Приложении 9;
геоинформационной подсистемы, отображающей на основе электронных карт природно-географические, социально-демографические, экономические и другие характеристики территории, местонахождение лица, обратившегося по номеру "112", и (или) абонентского устройства, с которого осуществлен вызов (сообщение о происшествии), место происшествия, а также местонахождение транспортных средств экстренных оперативных служб, привлеченных к реагированию на происшествие;
подсистемы мониторинга, предназначенной для приема и обработки информации и сигналов, поступающих от датчиков, установленных на контролируемых стационарных и подвижных объектах, в том числе от автомобильных терминалов системы экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС" и терминалов ГЛОНАСС/GPS, установленных на транспортных средствах экстренных оперативных служб, привлеченных к реагированию на происшествие, и транспортных средствах, перевозящих опасные грузы. Требования по созданию подсистемы мониторинга приведены в Приложении 10;
подсистемы обеспечения информационной безопасности, предназначенной для защиты информации и средств ее обработки в системе-112. Требования по созданию подсистемы обеспечения информационной безопасности приведены в Приложении 11.
Для поддержания бесперебойного функционирования информационно-коммуникационной инфраструктуры (ИКТ-инфраструктуры) системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" создается оперативно-техническая служба системы-112 субъекта Российской Федерации. Типовое положение об оперативно-технической службе по поддержке функционирования объектов системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" субъекта Российской Федерации приведено в Приложении 12.
3.2. Общие требования по обеспечению информационной безопасности
Система-112 классифицируется как специальная распределенная информационная многопользовательская система класса К1 с разграничением прав доступа с доступом к сетям связи общего пользования. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных" с 1-м уровнем защищенности. Также система-112 классифицируется как автоматизированная система класса 1Г и специальная информационная система персональных данных класса К1. Криптографические средства защиты информации, используемые для защиты конфиденциальных и иных охраняемых в соответствии с законодательством Российской Федерации сведений, в том числе персональных данных, обрабатываемых в системе-112, должны обеспечивать криптографическую защиту по уровню не ниже уровня КС3.
Типовая Модель угроз безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных с использованием средств криптографической защиты информации представлена в Приложении 13.
3.3. Варианты архитектуры автоматизированной системы
Под архитектурой системы-112 понимается совокупность моделей и возможных вариантов построения системы-112. Система-112 как автоматизированная система может быть создана путем развертывания необходимого оборудования только на объектах системы-112 (модель локальной обработки и хранения данных) либо с использованием инфокоммуникационных услуг по предоставлению внешней организацией (оператором распределенной информационно-вычислительной платформы - далее - оператором РИВП) требуемых удаленных вычислительных ресурсов для обеспечения функциональности системы-112 (модель удаленной обработки и хранения данных).
Модель локальной обработки и хранения данных предполагает развертывание АРМ персонала системы-112, серверов, систем хранения данных и прочего необходимого оборудования и программного обеспечения автоматизированной системы в помещениях ЦОВ-АЦ, РЦОВ, ЦОВ-ЕДДС и ДДС (часть телекоммуникационного оборудования может также развертываться на УОВЭОС).
Модель удаленной обработки и хранения данных подразумевает, что в помещениях ЦОВ-АЦ, РЦОВ, ЦОВ-ЕДДС и ДДС размещаются только АРМ персонала системы-112 и вспомогательное оборудование (ИБП, коммутаторы ЛВС, оргтехника и прочее), а серверное оборудование, системы хранения данных и программное обеспечение принадлежат сторонней организации (оператору РИВП) и располагаются на принадлежащих ему же технологических площадках распределенной информационно-вычислительной платформы (далее - РИВП). Функциональность системы-112 обеспечивается предоставлением комплексной инфокоммуникационной услуги со стороны оператора РИВП.
Предоставление указанной инфокоммуникационной услуги включает:
предоставление услуг связи для обеспечения приема вызовов (сообщений о происшествиях) по единому номеру "112";
предоставление услуг связи для обеспечения доступа АРМ пользователей ЦОВ-АЦ, РЦОВ, ЦОВ-ЕДДС, ДДС, а также от ЦУКС до ЭРЫ-ГЛОНАСС# и внешней службы психологической поддержки к услуге с заданными характеристиками качества обслуживания;
предоставление необходимого для функционирования системы-112 общего и специального программного обеспечения, установленного на оборудовании РИВП, и поддержание его работоспособности;
предоставление необходимого для функционирования указанного программного обеспечения и хранения информации оборудования РИВП и поддержание его работоспособности.
В случае выбора модели удаленной обработки и хранения данных проектировщик системы-112 также представляет ранжированный перечень поставщиков инфокоммуникационных услуг (операторов РИВП) и подтверждение готовности каждого из них оказать необходимые услуги с требуемыми характеристиками с расчетом стоимости на срок не менее 7 лет в форме, гарантирующей в последующем заключение по требованию администрации субъекта Российской Федерации договора на предоставление указанных услуг на указанный срок.
Любая из моделей может быть реализована с помощью:
а) централизованной схемы приема и обработки вызовов (АРМ операторов, осуществляющих прием вызовов, развертываются в ЦОВ-АЦ и РЦОВ, в ЕДДС муниципальных образований и ДДС ЭОС размещаются только АРМ диспетчерского персонала);
б) децентрализованной (распределенной) схемы приема и обработки вызовов (АРМ операторов, осуществляющих прием вызовов, развертываются как в ЦОВ-АЦ и РЦОВ, так и в ЦОВ-ЕДДС муниципальных образований, а АРМ диспетчерского персонала размещаются в ЕДДС муниципальных образований и ДДС ЭОС).
Возможно совмещение различных моделей автоматизированной системы на территории субъекта Российской Федерации.
3.4. Требования к проектированию системы-112
Содержание работ по проектированию системы-112 определяет ТЗ на проектирование системы-112, прилагаемое к документации тендера на проведение указанных работ. В общем случае работы делятся на 3 этапа:
1) обследование субъекта Российской Федерации и выбор модели системы-112, разработка модели угроз и модели нарушителя, концепции системы-112;
2) разработка Технического задания на создание системы-112;
3) разработка Технического проекта системы-112.
Основными моделями системы-112 как автоматизированной системы являются:
модель локальной обработки и хранения данных (необходимые АРМ и серверное оборудование развертывается в ЦОВ-АЦ, РЦОВ и ЦОВ-ЕДДС и принадлежит субъекту Российской Федерации);
модель удаленной обработки и хранения данных (в ЦОВ-АЦ РЦОВ и ЦОВ-ЕДДС развертываются только АРМ, необходимая функциональность системы-112 обеспечивается использованием удаленных вычислительных ресурсов на базе технологических площадок РИВП, принадлежащих сторонней организации).
Выбор модели производится при разработке концепции системы-112 на основе анализа технических возможностей оказания услуги, времени инициации сервиса предоставления услуги удаленной обработки и хранения данных, надежности, доступности, непрерывности, а также стоимости и иных характеристик, необходимых инфокоммуникационных услуг. Выбранная модель утверждается администрацией субъекта Российской Федерации (заказчиком работы). Технический проект системы-112 различен для различных моделей системы-112 и в конкретном субъекте Российской Федерации разрабатывается для утвержденной модели автоматизированной системы. Типовые технические проекты для указанных выше моделей системы-112 представлены в Приложениях 14 и 15.
Основой для разработки технической документации системы-112 являются положения стандартов:
ГОСТ 34.602-89 Техническое задание на создание автоматизированной системы;
ГОСТ 34.201-89 Виды, комплектность и обозначение документов при создании автоматизированных систем;
ГОСТ 34.601-90 Автоматизированные системы. Стадии создания;
РД 50-34.698-90 Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов.
Дополнительные требования части порядка создания и применения автоматизированных систем в защищенном исполнении определяют стандарты в области защиты информации:
ГОСТ Р 51583-2000 Защита информации. Порядок создания автоматизированных систем в защищенном исполнении. Общие положения;
ГОСТ Р 51624-2000 Защита информации. Автоматизированные системы в защищенном исполнении. Общие требования.
Для обеспечения качественного выполнения работ по проектированию необходимо учитывать наличие у исполнителя (соответственно выполняемым работам):
соответствующих материально-технических и кадровых ресурсов, необходимых для полноценного и своевременного выполнения работ;
сертификата соответствия системы менеджмента качества требованиям ГОСТ ISO 9001 "Системы менеджмента качества. Требования" (применительно к рабочему проектированию, разработке, производству, монтажу и обслуживанию информационных сетей, систем и комплексов, сервисному обслуживанию по предмету конкурса);
опыта выполнения персоналом исполнителя и (или) привлекаемого соисполнителя проектных и консалтинговых работ в сфере инфокоммуникационных технологий (не менее 5 лет);
опыта проектирования и разработки автоматизированных информационных систем в области задач Программы или функционально аналогичных систем персоналом исполнителя и (или) соисполнителя;
допуска к работам на проектирование, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства:
работы по подготовке проектов внутренних систем электроснабжения;
работы по подготовке внутренних слаботочных систем;
работы по подготовке проектов внутренних систем диспетчеризации, автоматизации и управления инженерными системами;
работы по разработке специальных разделов проектной документации (инженерно-технические мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера);
работы по подготовке проектов мероприятий по охране окружающей среды;
работы по подготовке проектов мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;
работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений.
Для выполнения специальных требований в области защиты информации, обязательным условием для участия в конкурсе является наличие у исполнителя (участника размещения заказа) и (или) соисполнителя работ действующих лицензий Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации) и (или) Федеральной службы безопасности Российской Федерации (Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации) на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации.
Лицензия ФСБ: на осуществление разработки, производства, распространения шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств с допусками по следующим пунктам и видам деятельности:
- разработка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем;
- разработка защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств телекоммуникационных систем.
Лицензия ФСТЭК: на деятельность по технической защите конфиденциальной информации с допусками на деятельность по технической защите конфиденциальной информации.
Материалы, рекомендованные к использованию при разработке проектной документации, приведены в Приложении 16.
3.5. Требования по согласованию технической документации
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 958 "О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" МЧС России согласовывает:
техническое задание "Разработка технического проекта системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" субъекта Российской Федерации", прилагаемое к документации конкурса или аукциона (далее обобщенно - тендер) на проведение указанных работ;
создаваемую в соответствии с указанным ТЗ на проектирование системы-112 проектно-техническую документацию на создание и эксплуатацию системы-112, за исключением разделов, определяющих реализацию оперативно-розыскных мероприятий.
Техническое задание на проектирование и проектно-техническая документация на создание и эксплуатацию системы-112 направляется для согласования в МЧС России органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
При необходимости внесения изменений в уже согласованное с МЧС России ТЗ на проектирование системы-112 процесс согласования проводится заново. Использование для проведения тендерных процедур и проектирования согласованного ТЗ на проектирование системы-112 с внесенными несогласованными изменениями, также как и ТЗ на проектирование системы-112, не согласованного с МЧС России, является основанием для отказа в согласовании разработанной на их основе проектной документации, которая, в свою очередь, является одним из необходимых требований для получения субъектом Российской Федерации субсидии из федерального бюджета для оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации по реализации государственных программ (подпрограмм) субъекта Российской Федерации, предусматривающих мероприятия по созданию системы-112.
Исполнитель, определяемый по результатам тендера, направляет указанную проектно-техническую документацию на рассмотрение межведомственной рабочей группе субъекта Российской Федерации. В случае одобрения проектно-технической документации межведомственной рабочей группой субъекта Российской Федерации проектно-техническая документация направляется заказчиком в МЧС России для согласования. Одновременно в МЧС России необходимо представить: копию согласованного МЧС России ТЗ на проектирование системы-112, протокол заседания межведомственной рабочей группы субъекта Российской Федерации, а также остальные отчетные материалы согласно указанному ТЗ.
МЧС России проводит рассмотрение проектно-технической документации в соответствии с нормативными документами с привлечением экспертов научных организаций МЧС России, федеральных органов исполнительной власти, участвующих в создании системы-112 на территории Российской Федерации и ведущих организаций, имеющих опыт в области проектирования и создания системы-112 на федеральном и региональном уровнях, а также в области разработки соответствующих нормативных и методических документов.
При выявлении недостатков проектно-техническая документация возвращается на доработку, Заказчик устанавливает сроки доработки и контролирует устранение недостатков Исполнителем. Доработанная проектно-техническая документация вновь представляется в МЧС России на согласование согласно вышеуказанному алгоритму.
4. Развертывание системы-112 на территории субъекта Российской Федерации
Развертывание системы-112 на территории субъекта Российской Федерации системы-112 включает:
осуществление в соответствии с проектной документацией закупки и поставки оборудования;
осуществление строительно-монтажных и пусконаладочных работ;
подготовку персонала системы-112.
Работы данного этапа выполняются в две очереди и завершаются в 2018 году.
При выполнении работ первой очереди этапа создается сегмент системы-112 субъекта Российской Федерации на базе основного центра обработки вызовов. Первая очередь этапа включает выполнение следующих необходимых мероприятий:
создание основного центра обработки вызовов (далее - ЦОВ-АЦ);
создание сети связи и передачи данных системы-112 административного центра субъекта;
интеграция дежурно-диспетчерских служб (далее - ДДС*(2)) административного центра с ЦОВ-АЦ, в том числе их оснащение комплексами средств автоматизации системы-112;
разработка проектно-сметной документации на создание объекта базовой инфраструктуры системы-112 - резервного центра обработки вызовов системы-112 (далее - РЦОВ) субъекта Российской Федерации и подготовка необходимых документов для выделения субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию мероприятий Программы по созданию резервного центра обработки вызовов в 2018 году.
При выполнении работ второй очереди этапа создается сегмент системы-112 субъекта Российской Федерации, завершающий создание системы-112 на его территории в целом и включающий в себя все объекты системы-112, не вошедшие в состав объектов первой очереди. Вторая очередь этапа включает в себя:
создание центров обработки вызовов в муниципальных районах субъекта Российской Федерации*(3) (далее - ЦОВ-ЕДДС) на базе существующих единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований (далее - ЕДДС), в том числе их оснащение комплексами средств автоматизации системы-112;
создание сети связи и передачи данных системы-112 субъекта Российской Федерации;
интеграцию дежурно-диспетчерских служб муниципальных районов с системой-112, в том числе их оснащение комплексами средств автоматизации системы-112;
создание резервного центра обработки вызовов.
Начиная с 1 июля 2014 года и до конца действия Программы, обучение операторского персонала системы-112 (операторы ЦОВ-АЦ, РЦОВ), а также преподавателей системы-112 из субъектов Российской Федерации и учебных центров федеральной противопожарной службы (далее - ФПС) проводится на базе образовательных организаций высшего образования МЧС России.
Для этой цели в период с 2014 г. по 2018 г. запланировано выделение средств из федерального бюджета образовательным организациям высшего образования МЧС России в соответствии с Планом обучения образовательного учреждения на год, составленным с учетом заявок от субъектов Российской Федерации на обучение персонала системы-112, поступивших в Департамент кадровой политики МЧС России.
В период с 2014 г. по 2015 г., в рамках мероприятия Программы, предусмотрено оснащение учебных классов 26 учебных центров ФПС специальным программным обеспечением системы-112 для проведения обучения персонала ЕДДС и взаимодействующих ДДС субъектов Российской Федерации в соответствии с территориальной принадлежностью и Планом обучения учебного центра на год. В течение 2014 года, в период оснащения учебных центров ФПС, обучение персонала ЕДДС и взаимодействующих ДДС субъектов Российской Федерации запланировано на базе образовательных организаций высшего образования МЧС России.
Финансирование обучения операторского персонала центров обработки вызовов осуществляется за счет федеральных средств, выделенных на соответствующее мероприятие в рамках Программы. МЧС России направляет указанные средства в образовательную организацию МЧС России, проводящую обучение. При этом финансирование командировочных расходов и проживания осуществляется за счет средств субъекта Российской Федерации. В 2014 году аналогичный порядок финансирования предусмотрен для диспетчерского персонала ЕДДС. Обучение в образовательных организациях МЧС России диспетчерского персонала ЕДДС после 2014 года, а также персонала региональных ДДС, интегрированных с системой-112, и преподавательского состава центров обучения субъектов Российской Федерации, командировочные расходы и расходы на проживание финансируются полностью за счет средств субъекта Российской Федерации.
Обучение операторского персонала ЦОВ, диспетчерского персонала ЕДДС, персонала региональных ДДС, интегрированных с системой-112, в центрах обучения субъектов Российской Федерации, командировочные расходы и расходы на проживание финансируются полностью за счет средств субъекта Российской Федерации.
5. Испытания развернутой в субъекте Российской Федерации системы-112
Испытания системы-112 представляют собой процесс проверки реализации функций системы, определения и проверки соответствия количественных и (или) качественных характеристик системы требованиям технического задания, выявления и устранения недостатков в действиях системы и в разработанной документации.
Испытания проводятся для сегментов системы-112 первой и второй очереди отдельно.
Основными документами, определяющими структуру и функциональность системы-112, создаваемой в субъекте Российской Федерации, являются:
1. Техническое задание на разработку технического проекта системы-112.
2. Концепция создания системы-112 в субъекте Российской Федерации.
3. Технический проект системы-112.
4. Проектно-сметная документация.
5. Системный проект телекоммуникационной подсистемы системы-112 субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ГОСТ 34.601-90 и ГОСТ 34.603-92 сегменты системы-112 должны проходить три стадии испытаний:
1. Предварительные испытания.
2. Опытная эксплуатация.
3. Приемочные испытания.
5.1. Предварительные испытания
Предварительные комплексные испытания системы-112 проводят по окончании развертывания сегмента системы-112 для определения работоспособности элементов системы-112 (ЦОВ-АЦ, РЦОВ, ЦОВ-ЕДДС, ДДС), а также ее работоспособности в целом и решения вопроса о возможности приемки объектов системы-112 в опытную эксплуатацию.
На данном этапе осуществляют:
- испытания объектов системы-112 на работоспособность и соответствие техническому заданию в соответствии с программой и методикой предварительных испытаний;
- устранение неисправностей и внесение изменений в документацию на системы-112, в т.ч. эксплуатационную в соответствии с протоколом испытаний;
- оформление акта о приемке системы-112 в опытную эксплуатацию.
Предварительные комплексные испытания сегментов системы-112 проводят путем выполнения комплексных тестов. Результаты испытаний отражают в протоколе. Работу завершают оформлением акта приемки системы в опытную эксплуатацию.
Проект протокола комплексных испытаний содержит заключение о возможности (невозможности) приемки объектов системы-112 в опытную эксплуатацию, а также перечень необходимых доработок и рекомендуемые сроки их выполнения.
После устранения недостатков проводят повторные комплексные испытания в необходимом объеме.
Программы и методики комплексных предварительных испытаний разрабатываются для всех основных элементов системы-112:
1. Основной центр обработки вызовов (ЦОВ-АЦ).
2. Резервный центр обработки вызовов (РЦОВ).
3. Центр обработки вызовов на базе Единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования (ЦОВ-ЕДДС).
4. Рабочие места диспетчеров дежурно-диспетчерских служб (ДДС).
Разработка программы и методики комплексных предварительных испытаний, а также их проведение осуществляется в соответствии с ГОСТ 34.603.
Предварительные испытания следует выполнять после проведения разработчиком отладки и тестирования поставляемых программных и технических средств системы и представления им соответствующих документов об их готовности к испытаниям, а также после ознакомления персонала ситемы-112 с эксплуатационной документацией.
5.2. Опытная эксплуатация
На этапе опытной эксплуатации системой обрабатывается реальная нагрузка (обращения граждан). Опытная эксплуатация сегментов системы-112 может проводиться как на территории отдельных муниципальных образований, так и на всей территории субъекта Российской Федерации. При этом допускается неполная функциональная реализация отдельных подсистем системы-112, за исключением процессов доведения телефонного вызова в систему-112, обеспечения обратного вызова и организации межведомственного информационного взаимодействия органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований, а также дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб, перечень которых определяется Положением:
а) службы пожарной охраны;
б) службы реагирования в чрезвычайных ситуациях;
в) службы полиции;
г) службы скорой медицинской помощи;
д) аварийной службы газовой сети;
е) службы "Антитеррор".
В части телекоммуникационной подсистемы, в связи с обработкой в процессе опытной эксплуатации сегмента системы-112 реальной нагрузки от пользователей сетей электросвязи, адресованной на единый номер "112", при подготовке к опытной эксплуатации системы-112 или ее функционально достаточных территориальных сегментов, все узлы и линии связи, а также иное оборудование, задействованное в процессах доведения вызова (сообщения о происшествии) в систему-112, должно быть сдано в промышленную эксплуатацию.
В соответствии с "Системным проектом телекоммуникационной подсистемы системы обеспечения вызовов экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в субъекте Российской Федерации", на основании проектно-сметной документации операторами связи проводятся приемочные испытания:
- вновь введенных для обеспечения функционирования системы-112 элементов инфраструктуры сетей связи общего пользования;
- модернизированных (без нового строительства) элементов инфраструктуры сетей связи общего пользования, включая узлы связи, линии связи, информационные системы операторов связи и т.п.
Приемочные испытания проводятся операторами связи в соответствии с нормативной правовой базой отрасли "Связь" и обеспечивают ввод в установленном порядке в промышленную эксплуатацию объектов, перечисленных в системном проекте телекоммуникационной подсистемы системы-112 в субъекте Российской Федерации.
При организации опытной эксплуатации объектов системы-112 в субъекте Российской Федерации предусматривается направление Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации письменных уведомлений операторам подвижной радиотелефонной и фиксированной связи о начале использования номера "112" в режиме опытной эксплуатации с приложением перечня муниципальных образований субъекта Российской Федерации, подключенных к системе-112.
На этапе опытной эксплуатации проводят:
1. Опытную эксплуатацию сегментов системы-112.
2. Анализ результатов опытной эксплуатации системы-112.
3. Доработку (при необходимости) программного обеспечения системы-112.
4. Дополнительную наладку (при необходимости) технических средств системы-112.
5. Оформление акта о завершении опытной эксплуатации.
Типовая программа опытной эксплуатации системы-112 на территории субъекта Российской Федерации приведена в Приложении 17. Методические рекомендации по проведению опытной эксплуатации системы-112 на территории субъекта Российской Федерации приведены в Приложении 18.
По результатам опытной эксплуатации принимают решение о возможности (или невозможности) предъявления сегментов системы-112 на приемочные испытания.
Работа завершается оформлением акта о завершении опытной эксплуатации и допуске сегментов системы-112 к приемочным испытаниям.
5.3. Комплексные приемочные испытания системы-112
Комплексные приемочные испытания сегментов системы-112 проводятся в соответствии с Типовой программой комплексных приемочных испытаний, приведенной в Приложении 19, в которой указаны:
1. Перечень объектов, выделенных в системе для испытаний и перечень требований, которым должны соответствовать объекты (со ссылкой на пункты ТЗ).
2. Критерии приемки системы и ее частей.
3. Условия и сроки проведения испытаний.
4. Средства для проведения испытаний.
5. Фамилии лиц, ответственных за проведение испытаний.
6. Методика испытаний и обработки их результатов.
7. Перечень оформляемой документации.
Протоколы испытаний объектов системы-112 по всей программе обобщают в едином протоколе, на основании которого делают заключение о соответствии системы требованиям ТЗ на создание системы-112 и возможности принятия системы-112 в субъекте Российской Федерации в целом в промышленную эксплуатацию.
5.4. Государственные испытания
Согласно Положению система-112 должна проходить государственные испытания. Участие в них принимают представители федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, участвующие в создании системы-112.
Государственные испытания сегментов системы-112 первой очереди (объектов АЦ) проводят в течение одного года после получения субъектом субсидий из федерального бюджета на создание основного ЦОВ.
Согласно ГОСТ 16504-81 государственные испытания - испытания установленных важнейших видов продукции, проводимые головной организацией по государственным испытаниям, или приемочные испытания, проводимые государственной комиссией или испытательной организацией, которой предоставлено право их проведения.
Государственные испытания проводят для определения соответствия сегментов системы-112 техническому заданию, оценки качества опытной эксплуатации сегментов системы-112 и решения вопроса о возможности их приемки в постоянную эксплуатацию.
Государственные испытания предусматривают в соответствии с типовой Программой и методикой испытаний, приведенной в Приложении 19, следующие выборочные проверки:
1. Полноты и качества реализации функций при штатных значениях параметров системы-112 и в других условиях ее функционирования, указанных в ТЗ, для отдельных подсистем системы-112.
2. Полноты и качества реализации функций при штатных значениях параметров системы-112 и в других условиях ее функционирования, указанных в ТЗ, при взаимодействии подсистем системы-112 в субъекте Российской Федерации и выполнение требований ТЗ к сегменту системы в целом, в том числе требований резервирования в системе.
3. Выполнения требований, относящихся к интерфейсам взаимодействия системы-112 с ССОП, смежными системами, предусмотренными ТЗ на разработку системы-112 на территории субъекта Российской Федерации.
4. Выполнения требований, относящихся к условиям и порядку функционирования основных программно-технических комплексов системы-112 и сегмента системы-112 в целом.
5. Выполнения каждого требования, относящегося к условиям и порядку маршрутизации вызовов (сообщений о происшествиях), включая телефонные вызовы и короткие текстовые сообщения (SMS) от пользователей (абонентов) сетей подвижной радиотелефонной или фиксированной связи в систему-112 (по результатам опытной эксплуатации).
6. Выполнения каждого требования, относящегося к условиям и порядку маршрутизации трафика между основными элементами системы, в том числе трафика, обеспечивающего прохождение вызова (сообщения о происшествии) от системы-112 в ДДС соответствующих экстренных оперативных служб.
7. Выполнения каждого требования, относящегося к условиям и порядку маршрутизации трафика, обеспечивающего взаимодействие системы-112 со смежными и вышестоящими системами.
8. Выполнения каждого требования, относящегося к работе персонала системы, в том числе: полнота функциональности, доступной оператору и её достаточность для выполнения задач; возможность работы персонала без дополнительной подготовки или переподготовки, реакция системы и ее частей на ошибки оператора.
9. Средств и методов восстановления работоспособности системы-112 после отказов на соответствие действующим требованиям.
10. Комплектности и качества эксплуатационной документации.
Программа и методика проведения государственных испытаний содержит конкретные выборочные проверки по всем перечисленным выше пунктам.
Результаты государственных испытаний сегмента системы-112, предусмотренные программой, фиксируют в протоколах, содержащих следующие разделы:
- назначение испытаний и номер раздела требований ТЗ на системы-112, по которому проводят испытание;
- состав технических и программных средств, используемых при испытаниях;
- указание методик, в соответствии с которыми проводились испытания, обработка и оценка результатов;
- условия проведения испытаний и характеристики исходных данных;
- средства хранения и условия доступа к конечной, тестирующей программе;
- обобщенные результаты испытаний;
- выводы о результатах испытаний и соответствии созданной системы или ее частей определенному разделу требований ТЗ на систему-112.
Протоколы испытаний объектов системы-112 по всей программе обобщают в едином протоколе, на основании которого делают заключение о соответствии сегмента системы требованиям ТЗ и возможности оформления акта приемки сегмента системы-112 субъекта Российской Федерации в постоянную эксплуатацию.
Работу завершают оформлением акта о приемке сегмента системы-112 в постоянную эксплуатацию*(4).
6. Финансовое обеспечение мероприятий по созданию системы-112
Ресурсное обеспечение Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
За счет средств федерального бюджета проводятся:
научно-методическое обеспечение создания и функционирования системы-112;
информационно-аналитическая и организационно-техническая поддержка реализации Программы;
разработка системных проектов телекоммуникационной подсистемы системы-112 для каждого субъекта Российской Федерации;
закупка программно-технических комплексов для оснащения ЦОВ-АЦ и РЦОВ;
обучение преподавательского состава и операторов системы-112;
создание центров профессионального обучения на базе организаций МЧС России;
интеграция ДДС федеральных органов исполнительной власти с системой-112, в том числе оснащение комплексами средств автоматизации и обучение персонала;
дооснащение станций скорой медицинской помощи современными автоматизированными системами обмена информацией, обработки вызовов и управления мобильными бригадами скорой медицинской помощи;
организация информирования населения на федеральном уровне.
За счет бюджетов субъектов Российской Федерации проводится:
проектирование системы-112 в целом и отдельных объектов, за исключением системного проектирования телекоммуникационной подсистемы, а также проектирования модернизации существующих и ввода новых узлов и линий связи в сетях операторов связи;
развертывание сети связи и передачи данных системы-112 (на базе существующих сетей связи);
создание ЦОВ и РЦОВ субъекта Российской Федерации (софинансирование);
создание ЦОВ в муниципальных районах субъекта Российской Федерации;
интеграция региональных ДДС с системой-112, в том числе оснащение комплексами средств автоматизации и обучение персонала;
обучение персонала ЕДДС*(5) и взаимодействующих ДДС субъектов Российской Федерации;
оплата суточных и командировочных расходов на проезд к месту обучения всех категорий обучаемых;
информирование населения на региональном уровне.
Расходы, связанные с эксплуатацией и дальнейшим развитием системы-112, осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов, а также за счет средств организаций.
7. Порядок ввода и использования номера "112" на территории субъекта Российской Федерации
Нормативный правовой акт (приказ) о начале использования единого номера "112" на территории субъекта Российской Федерации издает Минкомсвязи России (п. 20е) постановления Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 года N 958 "О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112").
В настоящее время Минкомсвязью России по согласованию с МЧС России определен нижеприведенный порядок издания нормативного правового акта о начале использования единого номера "112" на территории Российской Федерации.
7.1 Ввод и использование номера "112" в период тестовой эксплуатации системы-112
Тестовая эксплуатация предполагает проверку работоспособности всех установленных в субъекте Российской Федерации компонентов системы-112 и их взаимодействие при отсутствии реальной нагрузки (обращений граждан). Тестовую эксплуатацию допускается проводить с использованием ограниченного количества оконечного абонентского оборудования, с которого производятся тестовые вызовы на условный номер "112". Порядок использования номера "112" предполагается определять актом администрации субъекта Российской Федерации совместно с операторами связи, задействованными в проведении тестирования системы-112 и под контролем территориальных органов Роскомнадзора.
7.2 Ввод и использование номера "112" в период опытной эксплуатации системы-112
Опытная эксплуатация системы-112 предполагает обработку реальных вызовов (сообщений о происшествиях) в условиях неполного охвата территории субъекта Российской Федерации либо неполной функциональной реализации системы-112.
Ввод и использование номера "112" предполагается проводить на основе уведомительного письма Минкомсвязи России, направляемого операторам связи о начале использования номера "112" в конкретных муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации. Основанием для направления указанного письма является обращение администрации субъекта Российской Федерации в Минкомсвязи России о начале опытной эксплуатации системы-112 с приложением:
- схемы маршрутизации трафика по единому номеру "112" на период опытной эксплуатации системы-112 на территории субъекта Российской Федерации, согласованной главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации, операторами связи, и пояснительной записки к ней (предоставляется в случае отсутствия утвержденного системного проекта телекоммуникационной подсистемы системы-112 субъекта Российской Федерации);
- копии утвержденного технического проекта системы-112 субъекта Российской Федерации;
- перечня муниципальных образований субъекта Российской Федерации, подключенных к системе-112, согласованного главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации, и плана подключения остальных муниципальных образований;
- копии акта о вводе в опытную эксплуатацию программно-аппаратного комплекса (комплексов) системы-112 на территории субъекта Российской Федерации.
7.3 Ввод и использование номера "112" при промышленной эксплуатации системы-112
Промышленная эксплуатация системы-112 предполагает полнофункциональную обработку реальных вызовов (сообщений о происшествиях) со всей территории субъекта Российской Федерации, в том числе обязанность всех операторов связи по передаче указанных вызовов в УОВЭОС.
В соответствии со ст. 52 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" срок передачи операторами связи вызовов в систему-112 определяется приказом Минкомсвязи России в отношении каждого субъекта Российской Федерации. Основанием для выпуска указанного приказа является обращение администрации субъекта Российской Федерации в МЧС России и Минкомсвязи России о начале промышленной эксплуатации системы-112.
В соответствии с согласованными методическими рекомендациями Минкомсвязи России и МЧС России на этапе промышленной эксплуатации необходим следующий перечень документов:
- копии акта государственных испытаний программно-аппаратного комплекса (комплексов) системы-112 на территории субъекта Российской Федерации с рекомендацией государственной комиссии по проведению государственных испытаний системы-112 о вводе системы-112 в промышленную эксплуатацию;
- акта и протоколов, подтверждающих положительные результаты испытаний телекоммуникационной подсистемы системы-112 на территории субъекта Российской Федерации, с приложением (при наличии) копий актов ввода в промышленную эксплуатацию вновь созданных или модернизированных узлов и линий связи, а также иного оборудования операторов связи, определенных в системном проекте телекоммуникационной подсистемы системы-112 на территории субъекта Российской Федерации как вновь создаваемые или модернизируемые;
- копии утвержденного технического проекта системы-112 субъекта Российской Федерации в случае, если данная документация не была представлена в ходе ввода в опытную эксплуатацию.
Выпуск приказа Минкомсвязи России о начале использования номера "112" на территории субъекта Российской Федерации производится после получения Минкомсвязи России от МЧС России заключения о целесообразности выдачи соответствующего разрешения.
Список сокращений и определений
GPS |
- |
Global Positioning System - система глобального позиционирования |
SMS |
- |
Short Messaging Service - "служба коротких сообщений" |
АРМ |
- |
автоматизированное рабочее место |
ДДС |
- |
дежурно-диспетчерская служба, интегрируемая с системой-112 |
Диспетчер |
- |
сотрудник дежурной службы ДДС |
ЕДДС |
- |
единая дежурно-диспетчерская служба |
Минкомсвязь России |
- |
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации |
МЧС России |
- |
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий |
Оператор |
- |
сотрудник дежурной службы ЦОВ-АЦ, РЦОВ, ЦОВ-ЕДДС |
Программа |
- |
федеральная целевая программа "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2013-2017 годы" |
Региональный ЦУКС МЧС России |
- |
центр управления в кризисных ситуациях главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации |
РИВП |
- |
распределенная информационно-вычислительная платформа |
РЦОВ |
- |
резервный центр обработки вызовов системы-112 |
Система-112 |
- |
система обеспечения вызова оперативных служб по единому номеру "112" субъекта Российской Федерации |
ССОП |
- |
сеть связи общего пользования |
Субсидия |
- |
субсидия из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию мероприятия Программы по созданию базовой инфраструктуры системы-112 |
ТЗ |
- |
Техническое задание |
УОВЭОС |
- |
узел обслуживания вызовов экстренных оперативных служб |
ЦОВ-АЦ |
- |
центр обработки вызовов системы-112, развернутый на базе единой дежурно-диспетчерской службы административного центра субъекта Российской Федерации |
ЦОВ-ЕДДС |
- |
центр обработки вызовов системы-112, развернутый на базе единой дежурно-диспетчерской службы муниципального образования субъекта Российской Федерации |
ЧС |
- |
чрезвычайная ситуация |
ЭОС |
- |
экстренная оперативная служба |
ЭРА-ГЛОНАСС |
- |
система экстренного реагирования при авариях |
______________________________
*(1) модели системы-112 описаны в технической части документа
*(2) В настоящем документе под ДДС понимается весь перечень экстренных оперативных служб, оперативных служб организаций, интегрируемых в систему-112; в обязательном порядке с системой-112 должны быть интегрированы службы пожарной охраны, реагирования в чрезвычайных ситуациях, полиции, скорой медицинской помощи, аварийная служба газовой сети и "Антитеррор"
*(3) ЦОВ в муниципальных районах субъекта Российской Федерации создаются в зависимости от выбранной схемы приема и обработки вызовов о происшествиях в субъекте Российской Федерации
*(4) Приказ Минкомсвязи России о начале использования единого номера "112" издается после госиспытаний системы-112 всего субъекта Российской Федерации
*(5) В 2014 г. обучение указанного персонала системы-112 осуществляется на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования МЧС России за счет средств федерального бюджета.
Статс-секретарь - заместитель Министра |
В.С. Артамонов |
Согласовано:
Начальник Управления |
С.В. Власов |
Начальник ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ) |
В.А. Акимов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Методические материалы по созданию системы-112 в субъектах Российской Федерации (утв. МЧС России 1 сентября 2014 г.)
Текст документа приводится по изданию Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (Москва, 2014 г.)