Решение двадцать пятой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 24 сентября 1996 г.
"О типовом положении о порядке и режиме использования земель рекреационного назначения Новосибирской области"
Постановлением тридцать шестой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 2 декабря 2004 г. настоящий документ признан утратившим силу c 1 января 2005 г.
Новосибирский областной Совет депутатов решил:
1. Утвердить Типовое положение о порядке и режиме использования земель рекреационного назначения Новосибирской области (прилагается).
2. Опубликовать настоящее Типовое положение в газетах "Советская Сибирь" и "Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов".
Председатель Совета |
А.П.Сычев |
Типовое положение
о порядке и режиме использования земель рекреационного назначения
Новосибирской области
(утв. решением XXV сессии (первого созыва) Новосибирского областного Совета депутатов от 24 сентября 1996 г.)
1. Общие положения
1. Настоящее Типовое положение разработано в соответствии со статьями 1 78 и 92 Земельного кодекса РСФСР (1991 г.), Водного кодекса Российской Федерации от 16.11.95 г. N 167-ФЗ "Основами лесного законодательства Российской Федерации" (1993 г.), Законом Российской Федерации "Об особо охраняемых природных территориях" (1995 г. N 33-ФЗ), Законом Новосибирской области "Земли особо охраняемых природных территорий и объектов Новосибирской области" (1995 г. N 21).
2. Землями рекреационного назначения Новосибирской области (в дальнейшем области) признаются территории, участки земли, предназначенные и используемые для массового отдыха и туризма населения, укрепления здоровья, восстановления физических и духовных сил человека, улучшения его связей с природой. Ограниченное использование их для других видов деятельности разрешается в формах и объемах, не допускающих снижения их главных функций.
3. Подготовка перечня земельных участков для отнесения их к категории земель рекреационного назначения области производится администрацией области в порядке, установленном статьей 40 Закона Новосибирской области "Земли особо охраняемых природных территорий и объектов Новосибирской области".
4. Земли рекреационного назначения области включают в себя территории и участки, на которых расположены:
- санатории, дома отдыха, пансионаты, профилактории вне земель оздоровительного назначения;
- стационарные спортивно-оздоровительные комплексы, детские оздоровительные и спортивные лагеря, туристическо-оздоровительные лагеря и туристические базы;
- дома рыбаков и охотников;
- парки в пределах черты города, поселка, села, других населенных пунктов;
- лесопарки в пределах черты города, поселка, села, других населенных пунктов;
- земли пригородных зеленых зон, зеленых зон других населенных пунктов за пределами их черты, представленные лесами, лесопарками и другими зелеными насаждениями, выполняющими защитные и санитарно-гигиенические функции и являющимися местом массового отдыха населения;
- маркированные трассы.
5. Земли рекреационного назначения области имеют статус особо охраняемых природных территорий.
6. Управление, распоряжение и пользование землями рекреационного назначения области, а также их охрана регламентируются законодательством Российской Федерации, Законом Новосибирской области "Земли особо охраняемых природных территорий и объектов Новосибирской области" (1995 г. N 21), а также настоящим Типовым положением.
7. Рекреационное пользование землями природно-заповедного, природоохранного, оздоровительного, историко-культурного назначения регламентируются Положениями о порядке и режиме их использования.
2. Цели и задачи объявления земель рекреационного назначения
области особо охраняемыми природными территориями
8. Основными целями объявления земель рекреационного назначения области особо охраняемыми природными территориями являются:
- формирование фонда земель рекреационного назначения области как важного фактора улучшения и сохранения среды обитания человека, способствующей повышению качества жизни населения;
- охрана рекреационных ресурсов - высокодекоративных природных ландшафтов, ценных лесных и водных экосистем, памятников природы, истории, других территорий и объектов, используемых для многогранной рекреационной деятельности.
9. Задачами объявления земель рекреационного назначения области являются:
- подготовка перечня земель рекреационного назначения области;
- определение порядка и режима использования земель рекреационного назначения области, допустимых рекреационных нагрузок, их охраны;
- создание комфортных условий для рекреационной деятельности, благоустройство земель рекреационного назначения ;
- использование земель рекреационного назначения для экологического и природоохранного просвещения населения;
- ведение научно-исследовательских работ по изучению влияния рекреационной деятельности на состояние и динамику природных ресурсов;
- организация учета и мониторинга состояния земель рекреационного назначения.
3. Порядок объявления земель рекреационного назначения области
особо охраняемыми природными территориями
10. Перечень земель рекреационного назначения области, как особо охраняемых природных территорий, объявляется областным Советом депутатов по представлению администрации области на основании предложений главного управления архитектуры и градостроительства администрации области, Новосибирского управления лесами, согласованных с Новосибирским областным комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов, комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Новосибирской области, Новосибирским областным центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора, Новосибирским областным комитетом по водному хозяйству, научно-производственным центром по сохранению историков-культурного наследия администрации области, органами рыбоохраны, органами местного самоуправления, собственниками земли, землевладельцами, землепользователями и арендаторами в установленном порядке (после изготовления проектной документации по каждому объекту).
11. Подготовка проектной документации для объявления отдельных земельных участков землями рекреационного назначения области осуществляется специализированными проектно-изыскательскими организациями с привлечением специалистов из научных учреждений на основе предложений главного управления архитектуры и градостроительства администрации области.
12. Проектная документация по каждому участку (территории) земли рекреационного назначения области рассматривается и утверждается администрацией области.
13. Земли рекреационного назначения области должны иметь четко установленные границы, закрепленные межевыми знаками, и элементы наглядной информации (указатели, аншлаги, стенды и др.), а в необходимых случаях на территории городов, других населенных пунктах - ограждение.
Ответственность за установку предупредительных и информационных знаков на землях рекреационного назначения области несут в соответствии со статьей 41 Закона области "Земли особо охраняемых природных территорий и объектов Новосибирской области" Новосибирское управление лесами, предприятия, учреждения, организации, в пользование которым переданы эти земли, а на землях рекреационного назначения области, в пределах черты города, поселка, села, других населенных пунктов - администрации городов, районов, сел.
14. Включение земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в состав земель рекреационного назначения области осуществляется постановлением Правительства Российской Федерации по представлению администрации Новосибирской области.
15. Земли рекреационного назначения области учитываются в государственном земельном кадастре области. Основой такого учета является утвержденный областным Советом депутатов перечень земель рекреационного назначения области.
16. Исключение из перечня земель рекреационного назначения области отдельных земельных участков (территорий) производится областным Советом депутатов по представлению администрации области на основании предложений главного управления архитектуры и градостроительства администрации области, Новосибирского управления лесами, согласованных с Новосибирским областным комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов, комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Новосибирской области, Новосибирским областным центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора, Новосибирским областным комитетом по водному хозяйству, научно-производственным центром по сохранению историков-культурного наследия администрации области, органами рыбоохраны, органами местного самоуправления, собственниками земли, землевладельцами, землепользователями и арендаторами в установленном порядке.
4. Правовой статус земель рекреационного назначения области
17. Земли рекреационного назначения области могут находиться в федеральной, областной и муниципальной собственности.
18. Земли рекреационного назначения области, занятые лесопарками, находящимися в лесах государственного лесного фонда в пределах городской черты г.Новосибирска, земли пригородных зеленых зон за пределами городской черты, занятые лесами, лесопарками в лесах государственного лесного фонда, выполняющие защитные и санитарно-гигиенические функции и являющиеся местом отдыха населения, относятся к федеральной собственности.
19. Земли рекреационного назначения области, расположенные вне границ городов, поселков, других населенных пунктов, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, санатории, стационарные спортивно-оздоровительные комплексы, детские оздоровительные и спортивные лагеря, туристическо-оздоровительные лагеря, туристские базы, дома рыбаков и охотников, являются областной собственностью и передаются им в постоянное пользование.
20. Земли рекреационного назначения в области, занятые парками муниципального значения в границах территорий городов, рабочих поселков, сел, являются муниципальной собственностью.
21. Земли рекреационного назначения области учитываются при разработке землеустроительной и градоустроительной документации, с владельцами этих земель согласовываются вопросы социально-экономической деятельности, а также проекты развития населенных пунктов.
5. Режим использования земель
рекреационного назначения области
22. Порядок и режим использования земель рекреационного назначения области регламентируются действующим законодательством Российской Федерации, Новосибирской области, настоящим Типовым положением предусматривающих рациональное использование природных ресурсов в рекреационных целях, сохранение их экологических и санитарно-гигиенических функций, рекреационного потенциала.
23. Юридические лица, в пользование которым переданы земли рекреационного назначения области, на основе настоящего Типового положения разрабатывают проекты Положения о порядке и режиме использования конкретного земельного участка, которые утверждаются администрацией области. В Положении указываются виды разрешенной рекреационной деятельности на этих землях с учетом их специфики, права и обязанности владельцев и пользователей земельных участков.
24. На землях рекреационного назначения области, на которых расположены земли пригородных зеленых зон, а также на землях в границах городов областного значения, на которых расположены парки и лесопарки, могут быть выделены с учетом особенностей рекреационной деятельности следующие функциональные зоны:
- активного отдыха (аттракционы);
- спортивная (туристическая);
- тихого отдыха (читальни, павильоны настольных игр);
- учебно-просветительская (экологические тропы, музеи);
- памятников природы, истории и культуры;
- обслуживания отдыхающих (размещение мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов бытового, культурного и информационного обслуживания);
- покоя (посещение ограничивается в период гнездования птиц, выкармливания потомства у животных).
25. Функциональное зонирование земель рекреационного назначения, занимаемых домами отдыха, пансионатами, санаториями, стационарными спортивно-оздоровительными комплексами, детскими оздоровительными и спортивными лагерями, туристическо-оздоровительными базами, домами рыбаков и охотников, осуществляется в зависимости от направленности рекреационной деятельности и отражается в проектной документации.
26. На землях рекреационного назначения области запрещается:
- деятельность, влекущая за собой нарушение и уничтожение природных ландшафтов, почвенного покрова, растительности, памятников природы, истории и культуры, ухудшение гидрологического режима, условий существования растительного и животного мира;
- рубки главного пользования, подсочка деревьев (заготовка живицы и березового сока), охота и промысловое рыболовство, промышленная заготовка дикорастущих растений, ягод, грибов;
- движение механизированных средств (не связанное с функционирование рекреационных объектов) вне дорог общего пользования, стоянка автомототранспорта в неустановленных местах;
- самовольное занятие земельных участков и строительство;
- захламление земель коммунально-бытовыми отходами и отбросами;
- загрязнение территории техногенными выбросами, химическими и радиоактивными веществами, сточными водами;
- установка палаток, организация бивуаков, ночлегов, разведение костров в неустановленных местах;
- уничтожение и повреждение деревьев и кустарников;
- разрушение и уничтожение муравейников, гнезд и мест обитания птиц и зверей;
- уничтожение и повреждение аншлагов, охранных знаков, указателей, лесопарковой мебели (скамеек, навесов от дождя, беседок и других малых архитектурных форм), искусственных гнездовий, кормушек;
- сбор редких и исчезающих видов растений.
27. На землях рекреационного назначения области, расположенных на землях государственного лесного фонда и являющихся зелеными зонами городов, других населенных пунктов, занятых лесами, лесопарками и другими зелеными насаждениями, могут быть без нанесения ущерба рекреационным ресурсам разрешены Новосибирским управлением лесами:
- выпас скота, предоставление сенокосов гражданам, проживающим на этих землях по лесным билетам;
- заготовка дров и древесины при проведении санитарных рубок и рубок ухода для удовлетворения потребности в них рекреационных объектов, находящихся на этих землях и граждан, постоянно проживающих на их территории;
- размещение пчелиных пасек;
- любительский лов рыбы;
- заготовка и сбор грибов, ягод, плодов, орехов, лекарственных трав (в установленных местах и нормах по лесным билетам).
28. Виды деятельности, перечисленные в пункте 27 настоящего Типового положения, на землях рекреационного назначения области, являющихся областной и муниципальной собственностью, на которых расположены зеленые зоны городов, других населенных пунктов могут быть без нанесения ущерба рекреационным ресурсам разрешены администрациями районов.
29. Застройка рекреационных зон территорий домов отдыха, санаториев, пансионатов, спортивно-оздоровительных комплексов, туристических баз, домов рыбаков и охотников осуществляется в соответствии с генеральными планами по разрешению администрации городов областного значения, районов области при наличии согласования с органами архитектуры и градостроительства, государственного санитарно-эпидемиологического надзора Новосибирского управления лесами и другими заинтересованными органами.
30. Ведение лесного и лесопаркового хозяйства на землях рекреационного назначения области осуществляется собственниками земель, землевладельцами, землепользователями и арендаторами в соответствии с проектами, разработанными лицензированными проектными организациями.
31. Научные исследования на землях рекреационного назначения области с целью изучения природных комплексов, их структуры, состояния и динамики под влиянием рекреационной деятельности, оценки и прогноза экологической ситуации, разработки научных основ рационального использования, охраны и воспроизводства природных рекреационных ресурсов могут проводить научно-исследовательские институты и высшие учебные заведения по согласованию с главным управлением архитектуры и градостроительства администрации области, Новосибирским управлением лесами.
6. Организация охраны
земель рекреационного назначения области
32. Охрана земель рекреационного назначения области осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и Новосибирской области, собственниками земель, землевладельцами, землепользователями и арендаторами земельных участков в границах их отводов.
33. Охрану земель рекреационного назначения области, расположенных на землях государственного лесного фонда, осуществляют органы государственной лесной охраны.
34. К охране земель рекреационного назначения области могут привлекаться общественные инспекции.
7. Финансовое обеспечение разработки проектной документации,
охраны и режима использования земель рекреационного назначения области
35. Финансирование работ по проектированию земель рекреационного назначения области производится за счет областного бюджета, а также за счет внебюджетных фондов, средств юридических и физических лиц, заинтересованных в организации и функционировании земель и объектов рекреационного назначения области.
36. Финансирование мероприятий по соблюдению режима использования земель рекреационного назначения области, их охране производится за счет средств собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков.
37. Собственникам земель, землевладельцам, землепользователям и арендаторам земель рекреационного назначения области в соответствии с действующим законодательством могут быть установлены льготы по земельному налогу в связи с осуществлением ими деятельности согласно установленному режиму использования этих земель.
8. Контроль за соблюдением охраны, порядка и режима
использования земель рекреационного назначения области
38. Задачей контроля за соблюдением порядка и установленного режима использования земель рекреационного назначения области является обеспечение их выполнение всеми юридическими и физическими лицами.
39. Государственный контроль за соблюдением законодательства в части земель рекреационного назначения области, охраны, порядка и режима их использования регламентируется законодательством Российской Федерации, статьями 60-63 Закона Новосибирской области "Земли особо охраняемых природных территорий и объектов Новосибирской области" от 31.05.95 г. N 21 и осуществляется в пределах полномочий:
а) администрацией области;
б) органами местного самоуправления;
в) специально уполномоченными государственными органами:
- комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Новосибирской области, его органами на местах;
- Новосибирским областным комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов, его органами на местах;
- Новосибирским управлением лесами, его органами на местах;
- Новосибирским областным центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора, его органами на местах;
- главным управлением архитектуры и градостроительства
администрации области, его органами на местах;
- иными государственными органами;
- Новосибирским областным комитетом по водному хозяйству;
- научно-производственным центром по сохранению историко-культурного наследия администрации области;
- бассейновым управлением "Верхнеобьрыбвод", его органами на местах.
9. Ответственность за нарушение земельного законодательства
в части земель рекреационного назначения области,
порядка и режима использования
40. За нарушение установленного порядка и режима использования земель рекреационного назначения области граждане, должностные и юридические лица привлекаются к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, статьей 64 Закона Новосибирской области "Земли особо охраняемых природных территорий и объектов Новосибирской области" от 31.05.95 г. N 21.
За указанные правонарушения виновные могут быть привлечены к уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
41. Вред, причиненный землям рекреационного назначения области подлежит возмещению в соответствии со статьями 60-63 Закона Новосибирской области "Земли особо охраняемых природных территорий и объектов Новосибирской области" от 31.05.95 г. N 21 по утвержденным таксам и методикам исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление этих земель.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение двадцать пятой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 24 сентября 1996 г. "О типовом положении о порядке и режиме использования земель рекреационного назначения Новосибирской области"
Текст решения опубликован в газете "Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов" от 11 октября 1996 г. N 41
Постановлением тридцать шестой сессии Новосибирского областного Совета депутатов от 2 декабря 2004 г. настоящий документ признан утратившим силу c 1 января 2005 г.