Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
Утверждено
постановлением мэра
от 10 ноября 1996 г. N 1014
Положение
"О городской подсистеме единой государственной
системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"
Общие положения
1. Положение "О городской подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" определяет принципы построения, состав сил и средств, порядок выполнения задач и взаимодействия основных элементов, а также регулирует основные вопросы функционирования городской подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ГСЧС).
2. В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", и постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.95 N 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" основными задачами ГСЧС являются:
2.1. Разработка и реализация правовых и экономических норма, связанных с обеспечением защиты населения и территории г.Новосибирска от чрезвычайных ситуаций.
2.2. Осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования предприятий и организаций независимо от их организационно-правовых форм (далее - организации), а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения (далее - объекты) в чрезвычайных ситуациях.
2.3. Обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - силы и средства).
2.4. Сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территории г.Новосибирска от чрезвычайных ситуаций.
2.5. Подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях.
2.6. Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций.
2.7. Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - резервы финансовых и материальных ресурсов).
2.8. Осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
2.9. Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций.
2.10. Реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации.
2.11. Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
3. ГСЧС объединяет органы управления, силы и средства органов местного самоуправления, организаций и объектов г.Новосибирска, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территории города от чрезвычайных ситуаций.
4. ГСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет два уровня: местный и объектовый.
Местный уровень имеет два подуровня: городской и районный.
5. Территориальные подсистемы ГСЧС создаются в районах города, на объектах и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.
Задачи, организация, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем ГСЧС определяется положениями об этих подсистемах, утвержденными соответствующими органами местного самоуправления.
6. Функциональные подсистемы ГСЧС создаются мэрией для организации работы по защите населения и территории города от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики. Организация, состав сил и средств, порядок деятельности функциональных подсистем ГСЧС определяется положениями о них, утвержденными мэром, по согласованию с начальником штаба по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
7. Каждый уровень ГСЧС имеет:
7.1. Координирующие органы.
7.2. Постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее - органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям).
7.3. Органы повседневного управления.
7.4. Силы и средства.
7.5. Резервы финансовых и материальных ресурсов.
7.6. Системы связи.
7.7. Системы оповещения.
7.8. Системы информационного обеспечения.
8. Координирующими органами ГСЧС являются:
на городском подуровне, охватывающем территорию города - комиссия по чрезвычайным ситуациям мэрии;
на районном уровне, охватывающем территорию района города - комиссии по чрезвычайным ситуациям администраций районов г.Новосибирска;
на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям (объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям создаются в случае необходимости при наличии соответствующей материально-технической базы).
Положения о комиссиях по чрезвычайным ситуациям мэрии либо администраций районов города, а также об объектовых комиссиях по чрезвычайным ситуациям и состав этих комиссий утверждаются соответственно мэром либо главами администраций районов города, а также руководителями соответствующих организаций.
9. Основными задачами комиссий по чрезвычайным ситуациям мэрии и администраций районов города являются:
9.1. Организация и контроль за осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также по обеспечению надежности работы потенциально опасных объектов в условиях чрезвычайных ситуаций.
9.2. Организация наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды и потенциально опасных объектов, прогнозирование чрезвычайных ситуаций.
9.3. Обеспечение готовности органов управления сил и средств к действиям в чрезвычайных ситуациях, а также создания и поддержания в состоянии готовности пунктов управления.
9.4. Организация разработки нормативно-правовых актов в области защиты населения и территории города от чрезвычайных ситуаций.
9.5. Участие в разработке и осуществлении федеральных целевых и научно-технических программ, организация разработки и реализации территориальных программ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
9.6. Создание резервов финансовых и материальных ресурсов.
9.7. Взаимодействие с другими комиссиями по чрезвычайным ситуациям, военным командованием и общественными объединениями по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а в случае необходимости - принятие решения о направлении сил и средств для оказания помощи этим комиссиям в ликвидации чрезвычайных ситуаций.
9.8. Руководство работами по ликвидации чрезвычайных ситуаций, организация привлечения трудоспособного населения к этим работам.
9.9. Планирование и организация эвакуации населения, размещения эвакуируемого населения и возвращение его после ликвидации чрезвычайных ситуаций в места постоянного проживания.
9.10. Организация сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
9.11. Руководство подготовкой населения, должностных лиц органов управления и подразделений ГСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях.
10. Основными задачами объектовых комиссий по чрезвычайным ситуациям являются:
10.1. Руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, повышению надежности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функционирования организаций и объектов при возникновении чрезвычайных ситуаций.
10.2. Организация работ по созданию на потенциально опасных объектах и поддержанию в состоянии готовности локальных систем контроля и оповещения.
10.3. Обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, руководство ликвидацией чрезвычайных ситуаций и эвакуацией персонала организаций и объектов.
10.4. Руководство созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
10.5. Организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала организаций и объектов к действиям в чрезвычайных ситуациях.
11. Органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям являются:
на городском подуровне - штаб по делам ГО и ЧС при мэрии;
на районном подуровне - штабы по делам ГО и ЧС при администрациях районов города;
на объектовом уровне - отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам ГО и ЧС объекта (организации).
12. Органами повседневного управления ГСЧС являются;
пункт управления (центр управления в кризисных ситуациях), оперативно-дежурная служба штаба по делам ГО и ЧС при мэрии;
дежурно-диспетчерские службы при администрациях районов города;
дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения объектов и организаций.
Размещение органов повседневного управления ГСЧС осуществляется на пунктах управления, оснащенных соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.
13. В состав сил и средств ГСЧС входят силы и средства мэрии, администраций районов города и организаций, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в наблюдении и контроле за состоянием окружающей природной среды, потенциально опасных объектов и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
14. Силы и средства органов внутренних дел применяются при ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с задачами, возложенными на них законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Новосибирской области.
15. Решениями руководителей организаций и объектов на базе существующих специализированных организаций, служб и подразделений (строительных, медицинских, химических, ремонтных и других) могут создаваться нештатные аварийно-спасательные формирования, предназначенные для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях.
16. Информационное обеспечение функционирования ГСЧС осуществляется информационно-управляющей системой, в состав которой входят:
абонентские пункты городского и районных органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
информационные центры организаций;
средства связи и передачи данных.
Порядок сбора информации в области защиты населения и территории г.Новосибирска от чрезвычайных ситуаций и обмена этой информацией между органами государственной власти, органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям определяется Правительством Российской Федерации.
17. В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением органов местного самоуправления города в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования ГСЧС:
режим повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий;
режим повышенной готовности - при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения чрезвычайных ситуаций;
режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации чрезвычайных ситуаций.
18. Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании ГСЧС, являются:
18.1. В режиме повседневной деятельности:
18.1.1. Осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях.
18.1.2. Планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях.
18.1.3. Совершенствование подготовки органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, организация обучения населения способам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях.
18.1.4. Создание и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
18.1.5. Осуществление целевых видов страхования.
18.2. В режиме повышенной готовности:
18.2.1. Принятие на себя соответствующими комиссиями по чрезвычайным ситуациям непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев ГСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработки предложений по ее нормализации.
18.2.2. Усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и их масштабов.
18.2.3. Принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, прогнозирование возможности возникновения чрезвычайных ситуаций и их масштабов.
18.2.4. Приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район чрезвычайных ситуаций.
18.3. В режиме чрезвычайных ситуаций:
18.3.1. Организация защиты населения.
18.3.2. Выдвижение оперативных групп в район чрезвычайной ситуации.
18.3.3. Организация ликвидации чрезвычайных ситуаций.
18.3.4. Определение границ зоны чрезвычайной ситуации.
18.3.5. Организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения.
18.3.6. Осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе чрезвычайной ситуации, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающей к ним территории.
19. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются:
местный резерв финансовых и материальных ресурсов органов местного самоуправления г.Новосибирска - за счет средств местного бюджета;
объектовый резерв финансовых и материальных ресурсов определяются органом, их создающим.
20. Ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, на территории которых сложилась чрезвычайная ситуация, под непосредственным руководством соответствующей комиссии по чрезвычайным ситуациям.
Если масштабы чрезвычайной ситуации таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать или ликвидировать ее невозможно, указанные комиссии обращаются за помощью к вышестоящей комиссии по чрезвычайным ситуациям. Вышестоящая комиссия по чрезвычайным ситуациям может взять на себя координацию или руководство ликвидацией этой чрезвычайной ситуацией и оказать необходимую помощь.
21. В случае недостаточности ресурсов для ликвидации возникшей чрезвычайной ситуации они могут быть выделены из других резервов единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по ходатайству руководства администрации, органа местного самоуправления.
22. Общественные объединения могут участвовать в ликвидации чрезвычайных ситуаций под руководством соответствующих органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям при наличии у участников ликвидации от общественных объединений соответствующей подготовки, подтвержденной в аттестационном порядке.
23. Финансирование ГСЧС осуществляется на каждом уровне за счет средств местного бюджета и средств организаций.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.95 N 1113 финансирование целевых программ по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по обеспечению устойчивого функционирования организаций осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Новосибирской области.
Финансирование мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций проводится за счет средств организаций, находящихся в зонах чрезвычайных ситуаций, средств федеральных органов исполнительной власти, соответствующих бюджетов, страховых фондов и других источников. При отсутствии или недостаточности указанных средств выделяются в установленном порядке средства из резервного фонда Правительства Российской Федерации.
24. В целях заблаговременного проведения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и максимально возможного снижения размеров ущерба и потерь в случае их возникновения осуществляется планирование действий в рамках ГСЧС на основе плана действий мэрии, администраций районов города, организаций и объектов. Объем и содержание указанных мероприятий определяются исходя из принципов необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.
Организационно-методическое руководство планированием действий ГСЧС осуществляет штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям г.Новосибирска.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.