В соответствии с пунктом 6 статьи 16 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также с учетом абзаца третьего пункта 3 статьи 99 указанного Договора Евразийский межправительственный совет решил:
1. Утвердить прилагаемые:
Положение о ревизии финансово-хозяйственной деятельности органов Евразийского экономического союза;
стандарты и методологию ревизий финансово-хозяйственной деятельности органов Евразийского экономического союза.
2. Установить, что проведение ревизии финансово-хозяйственной деятельности Евразийской экономической комиссии за период, предшествующий дате вступления в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, осуществляется представителями органов государственного финансового контроля тех государств, которые в указанный период являлись членами Таможенного союза и Единого экономического пространства, в соответствии с Положением о ревизии финансово-хозяйственной деятельности органов Евразийского экономического союза, а также стандартами и методологией ревизий финансово-хозяйственной деятельности органов Евразийского экономического союза, утвержденными настоящим Решением.
3. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 10 календарных дней с даты его официального опубликования.
Члены Евразийского межправительственного совета:
От Республики Армения
От Республики Беларусь
От Республики Казахстан
От Кыргызской Республики
От Российской Федерации
Положение
о ревизии финансово-хозяйственной деятельности органов Евразийского экономического союза
(утв. решением Евразийского межправительственного совета от 8 сентября 2015 г. N 6)
I. Общие положения
1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также Положением о бюджете Евразийского экономического союза, утвержденным Решением Высшего Евразийского экономического совета от 10 октября 2014 г. N 78, для осуществления финансового контроля за исполнением бюджета Евразийского экономического союза (далее - Союз).
Контрольные действия по оценке финансово-хозяйственной деятельности органа Союза (далее - контрольные действия) осуществляются группой ревизоров, состоящей из представителей органов государственного финансового контроля государств - членов Союза (далее - ревизионная группа).
Контрольные действия подразделяются на плановые и внеплановые и осуществляются посредством проведения плановых ревизий и внеплановых проверок.
При организации и проведении контрольных действий, а также при оформлении их результатов следует руководствоваться настоящим Положением, Стандартами и методологией ревизий финансово-хозяйственной деятельности органов Евразийского экономического союза.
2. Ревизия финансово-хозяйственной деятельности органа Союза проводится по решению Евразийского межправительственного совета (далее - Межправительственный совет) по итогам исполнения бюджета Союза за отчетный финансовый год не реже одного раза в два года.
Внеплановые проверки органа Союза по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности могут проводиться по инициативе одного из государств - членов Союза при представлении председателем правительства государства - члена Союза соответствующего предложения в Межправительственный совет.
3. При осуществлении контрольных действий ревизионная группа контролирует:
соблюдение актов органов Союза, нормативных правовых актов в сфере бюджетного законодательства и иных актов законодательства государства пребывания органа Союза в ходе исполнения бюджета Союза;
достоверность, полноту и соответствие нормативным требованиям ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности органа Союза в ревизуемом периоде.
4. Под ревизией органа Союза в целях настоящего Положения понимается комплексная проверка деятельности органа Союза, которая выражается в проведении контрольных действий по проверке законности всех совершенных финансовых и хозяйственных операций органа Союза, достоверности и правильности их отражения в бюджетной отчетности.
Под проверкой органа Союза в целях настоящего Положения понимается совершение контрольных действий по оценке законности отдельных финансовых и хозяйственной операций органа Союза, достоверности бюджетной отчетности в отношении деятельности органа Союза (далее - проверка органа Союза).
Не допускается проведение ревизии ранее проверенного органа Союза за один и тот же ревизуемый период.
Результаты ревизии, проверки органа Союза оформляются актом ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности.
II. Цель и задачи ревизии (проверки) органа Союза
5. Целью ревизии органа Союза является осуществление последующего контроля за соблюдением законности хозяйственных и финансовых операций в ревизуемом периоде, достоверности и правильности их отражения в бюджетном учете и бюджетной отчетности.
6. Основной задачей ревизии органа Союза является оценка законности финансовых и хозяйственных операций органа Союза по следующим направлениям:
соответствие осуществления финансово-хозяйственной деятельности актам органов Союза, нормативным правовым актам в сфере бюджетного законодательства и иным актам законодательства государства пребывания органа Союза в ходе исполнения бюджета Союза;
исполнение бюджетной росписи органа Союза (использование бюджетных средств органом Союза по целевому назначению, обеспечение сохранности денежных средств и товарно-материальных ценностей, расчеты по оплате труда и прочие расчеты с подотчетными лицами);
расчеты с бюджетом государства пребывания органа Союза и государственными (негосударственными) бюджетными (внебюджетными) фондами государств - членов Союза;
расчеты с юридическими и физическими лицами в соответствии с законодательством государства пребывания органа Союза;
полнота и достоверность бюджетной отчетности о хозяйственных и финансовых операциях органа Союза в ревизуемом периоде.
7. Основной задачей проверки органа Союза является оценка законности отдельных финансовых и хозяйственных операций органа Союза в соответствии с темой проверки, определяемой распоряжением Межправительственного совета.
III. Организация проведения ревизии (проверки) органа Союза
8. При рассмотрении вопроса об исполнении бюджета Союза за отчетный финансовый год Межправительственным советом принимается распоряжение о проведении ревизии органа Союза, в котором определяется ревизуемый период, сроки проведения ревизии и утверждается председатель и члены ревизионной группы.
По предложению председателя правительства государства - члена Союза Межправительственным советом может быть принято распоряжение о проведении проверки органа Союза, в котором определяется тема проверки, ревизуемый период, сроки проведения проверки и утверждается председатель и члены ревизионной группы.
9. Под ревизуемым периодом в целях настоящего Положения понимается финансовый год (финансовые годы), за который (которые) отчет об исполнении бюджета Союза утвержден решением Высшего Евразийского экономического совета.
10. Общий срок проведения ревизии (проверки) органа Союза определяется исходя из объема работы ревизионной группы и, как правило, составляет 15 рабочих дней, но не может превышать 30 календарных дней.
11. Руководитель органа Союза на основании распоряжения Межправительственного совета издает приказ об организации проведения ревизии (проверки) в органе Союза, в котором определяются:
ответственные лица за размещение членов ревизионной группы в помещениях, оборудованных необходимой оргтехникой;
структурное подразделение, на которое возлагается координация деятельности структурных подразделений органа Союза при проведении ревизии (проверки) органа Союза.
IV. Формирование ревизионной группы при проведении ревизии (проверки) органа Союза
12. Председатель ревизионной группы утверждается распоряжением Межправительственного совета и является, как правило, представителем органа государственного финансового контроля государства - члена Союза, председательствующего в органах Союза в соответствии с пунктом 4 статьи 8 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
13. В состав ревизионной группы включаются не более двух представителей от органа государственного финансового контроля каждого государства - члена Союза.
Расходы на командирование представителей государств - членов Союза для проведения ревизии (проверки) органа Союза финансируются за счет направляющих сторон.
Стандарты и методология
ревизий финансово-хозяйственной деятельности органов Евразийского экономического союза
(утв. решением Евразийского межправительственного совета от 8 сентября 2015 г. N 6)
I. Общие положения
1. Стандарты и методология ревизий финансово-хозяйственной деятельности органов Евразийского экономического союза (далее - Стандарты, Союз) разработаны в соответствии с Положением о бюджете Евразийского экономического союза, утвержденным Решением Высшего Евразийского экономического совета от 10 октября 2014 г. N 78.
Стандарты устанавливают единые требования к организации и проведению ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности органа Союза (далее - ревизия органа Союза) и направлены на обеспечение эффективности, последовательности, преемственности и объективности при проведении ревизии органа Союза.
Стандарты обязательны для соблюдения членами ревизионной группы при проведении контрольных действий в отношении органа Союза.
2. Стандарты определяют:
вопросы организации и проведения контрольных действий;
требования к оформлению результатов проведения контрольных действий.
II. Организация и проведение ревизии органа Союза
3. Председатель ревизионной группы утверждает программу ревизии органа Союза (далее - Программа ревизии), которая включает перечень вопросов, по которым члены ревизионной группы проводят в ходе ревизии контрольные действия. Председатель и члены ревизионной группы совместно распределяют между собой вопросы Программы ревизии.
4. Председатель и члены ревизионной группы вправе запрашивать и получать в органе Союза документы по вопросам Программы ревизии, необходимые для проведения контрольных действий. Кроме того, председатель ревизионной группы вправе запрашивать у органов государственной власти государств - членов Союза сведения, необходимые для осуществления функций ревизионной группы в рамках Программы ревизии.
5. Председатель ревизионной группы должен ознакомить руководителя органа Союза с Программой ревизии.
6. Для достижения цели ревизии органа Союза и обеспечения качественной работы членов ревизионной группы председателем ревизионной группы осуществляется контроль за работой членов ревизионной группы и за ее результатами в части соответствия требованиям Положения о ревизии финансово-хозяйственной деятельности органов Евразийского экономического союза, настоящих Стандартов, Программы ревизии.
Контролю в ходе ревизии органа Союза подлежит работа каждого члена ревизионной группы независимо от занимаемой должности, квалификации и опыта, выполняемая им на каждом этапе ревизии органа Союза, а также ее результаты.
7. В ходе контроля за работой членов ревизионной группы председатель ревизионной группы должен удостовериться в том, что:
члены ревизионной группы имеют единое четкое понимание Программы ревизии;
Программа ревизии выполняется в полном объеме и в установленные сроки;
рабочая документация содержит доказательства, подтверждающие выводы, сделанные по результатам ревизии органа Союза.
III. Оформление результатов ревизии органа Союза
8. Результаты ревизии органа Союза по всем вопросам Программы ревизии подлежат документированию.
9. Члены ревизионной группы осуществляют контрольные действия и представляют председателю ревизионной группы справку о завершении контрольных действий по соответствующему вопросу Программы ревизии органа Союза (далее - Справка), составляемую по форме согласно Приложению N 1.
10. Справка включает вводную, описательную и заключительную части.
Вводная часть Справки содержит:
наименование органа Союза и ревизуемый период;
место и дату составления Справки, при этом датой составления Справки является дата ее подписания членами ревизионной группы, осуществлявшими ревизию по вопросу Программы ревизии;
вопрос (вопросы) Программы ревизии;
срок проведения ревизии по вопросу (вопросам) Программы ревизии.
Описательная часть Справки содержит информацию по вопросам, указанным в Программе ревизии, в том числе информацию об изученных и (или) проверенных документах (операциях), а также может содержать справочные (аналитические) таблицы и иные материалы. В Справке также указываются наличие нарушений (описание фактов) или отсутствие нарушений по конкретному вопросу Программы ревизии, выявленных в ходе ревизии органа Союза.
Заключительная часть Справки состоит из выводов члена ревизионной группы о результатах контрольных действий по вопросам Программы ревизии.
11. К Справке могут прилагаться перечень актов Союза в сфере бюджетного регулирования, письма уполномоченных органов государств - членов Союза по вопросам осуществления органами Союза полномочий в области финансово-хозяйственной деятельности и иные документы по вопросам Программы ревизии.
12. Справка составляется и подписывается членом (членами) ревизионной группы, осуществившим(и) проверку по вопросам Программы ревизии, и передается председателю ревизионной группы.
13. Результаты ревизии органа Союза оформляются Актом ревизии финансово-хозяйственной деятельности органа Союза (далее - Акт ревизии), составляемым по форме согласно Приложению N 2.
14. Акт ревизии составляется председателем ревизионной группы на основании Справок членов ревизионной группы по вопросам Программы ревизии.
Акт ревизии должен быть составлен до окончания контрольных действий.
15. Акт ревизии включает вводную и описательную части.
Вводная часть Акта ревизии должна содержать:
наименование органа Союза, ревизуемый период и сроки проведения ревизии;
место и дату составления Акта ревизии, при этом датой составления Акта ревизии является дата его подписания председателем ревизионной группы;
основание проведения ревизии органа Союза (распоряжение Межправительственного совета);
фамилии, инициалы, должности председателя ревизионной группы, членов ревизионной группы, осуществлявших ревизию;
информацию о методах, формах и способах проведения ревизии.
По усмотрению председателя ревизионной группы в вводную часть Акта ревизии может быть включена иная информация, относящаяся к ревизии органа Союза.
Описательная часть Акта ревизии должна содержать информацию о проведенной работе по каждому вопросу Программы ревизии.
В Акте ревизии также указываются наличие нарушений (описание фактов) или отсутствие нарушений по каждому вопросу Программы ревизии, выявленных в ходе ревизии органа Союза.
16. При составлении Акта ревизии должны быть обеспечены объективность, обоснованность, системность и лаконичность изложения (без ущерба для содержания).
17. Текст Акта ревизии не должен содержать:
сведений и информации, не подтвержденных доказательствами; морально-этической оценки действий уполномоченных лиц органа Союза.
18. Акт ревизии составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается председателем ревизионной группы и членами ревизионной группы. Подпись председателя ревизионной группы подтверждает, что Акт ревизии подготовлен в соответствии с требованиями настоящего Стандарта и соответствует Программе ревизии.
19. Акт ревизии представляется руководителю органа Союза для ознакомления с отметкой о дате и времени представления на обоих экземплярах не позднее чем за три рабочих дня до окончания ревизии.
В течение трех рабочих дней со дня представления Акта ревизии руководитель органа Союза (иное уполномоченное лицо) подписывает оба экземпляра Акта, главный бухгалтер подписывает и полистно визирует оба экземпляра Акта. Один экземпляр Акта ревизии передается председателю ревизионной группы.
При наличии возражений по Акту ревизии руководитель органа Союза (иное уполномоченное лицо) делает об этом отметку перед своей подписью об ознакомлении и в течение пяти рабочих дней после подписания Акта ревизии представляет письменные возражения с приложением к ним документов и иных материалов, содержащих информацию, подтверждающую обоснованность возражений. Данные возражения передаются председателю ревизионной группы под роспись с отметкой о дате и времени их представления и являются неотъемлемой частью Акта ревизии.
20. После подписания Акт ревизии направляется органом Союза в правительства государств - членов Союза с последующим внесением его для рассмотрения на заседании Евразийского межправительственного совета.
21. При рассмотрении результатов ревизии органа Союза на заседании Евразийского межправительственного совета принимается распоряжение:
а) о принятии информации к сведению - при отсутствии нарушений, выявленных в ходе проведения ревизии органа Союза;
б) об устранении нарушений, выявленных в ходе проведения ревизии органа Союза. При этом утверждается план мероприятий по устранению выявленных нарушений.
22. Руководитель органа Союза не позднее трех месяцев с даты вступления в силу распоряжения Евразийского межправительственного совета, если иной срок не установлен этим распоряжением, информирует Председателя Евразийского межправительственного совета об устранении нарушений, выявленных в ходе проведения ревизии органа Союза.
Приложение N 1
к Стандартам и методологии ревизий
финансово-хозяйственной деятельности
органов Евразийского экономического союза
(форма)
Председателю
ревизионной группы
СПРАВКА
о завершении контрольных действий
___________________ __________________
(место составления) (дата составления)
На основании программы ревизии
_________________________________________________________________________
(наименование органа Евразийского экономического союза)
проведены контрольные действия
_______________________________________________________________________
(указывается вопрос программы ревизии)
за период с ____________________ по ______________________.
(дата) (дата)
Описательная часть справки:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Заключительная часть справки:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Контрольные действия по месту нахождения органа Союза завершены
_________________.
(дата)
Член (члены) ревизионной группы
______________________ ____________ _____________ ________________________
(должность) (дата) (подпись) (инициалы, фамилия)
______________________ ____________ _____________ ________________________
(должность) (дата) (подпись) (инициалы, фамилия)
Приложение N 2
к Стандартам и методологии ревизий
финансово-хозяйственной деятельности
органов Евразийского экономического союза
(форма)
АКТ
ревизии финансово-хозяйственной деятельности
_________________________________________________________________________
(наименование органа Евразийского экономического Союза)
___________________________ _________________________
(место составления) (дата составления)
Ревизия проведена на основании распоряжения Евразийского
межправительственного совета от______________г. N_____.
Ревизуемый период: ______________________________________________________
Ревизия проведена ревизионной группой в составе:
_________________________________________________________________________
(должности, фамилии, инициалы)
Срок проведения ревизии составил ___________ рабочих дней с __________ по
_____________.
Общие сведения об органе Евразийского экономического союза*:
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Настоящей ревизией установлено: _________________________________________
_________________________________________________________________________
(описание проведенной работы и информация о наличии или отсутствии
_________________________________________________________________________
нарушений по каждому вопросу программы ревизии, с указанием
_________________________________________________________________________
документов, на основании которых сделаны выводы о нарушениях,
_________________________________________________________________________
а также иные факты, установленные в ходе проведения ревизии)
Обобщенная информация о результатах ревизии:
_________________________________________________________________________
(обобщенная информация о результатах ревизии)
Приложение:
_________________________________________________________________________
(документы, материалы, приобщаемые к Акту ревизии)
Председатель
ревизионной группы
_____________________ ________________ ____________________________
(должность) (подпись) (инициалы, фамилия)
Члены ревизионной группы:
_____________________ ________________ ____________________________
(должность) (подпись) (инициалы, фамилия)
_____________________ ________________ ____________________________
(должность) (подпись) (инициалы, фамилия)
_____________________ ________________ ____________________________
(должность) (подпись) (инициалы, фамилия)
_____________________ ________________ ____________________________
(должность) (подпись) (инициалы, фамилия)
Руководитель органа Союза
(уполномоченное лицо)
_____________________ ________________ ____________________________
(должность) (подпись) (инициалы, фамилия)
Главный бухгалтер органа Союза _____________ ____________________________
(подпись) (инициалы, фамилия)
------------------------------
* Указываются сведения об органе Евразийского экономического союза, включающие:
наименование, идентификационный (уникальный) номер налогоплательщика,
перечень и реквизиты всех счетов в кредитных организациях, включая депозитные;
должности и фамилии, инициалы лиц, имевших право подписи денежных и расчетных документов в проверяемый период;
иные данные, необходимые для полной характеристики проверенного органа Евразийского экономического союза.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определен порядок проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности органов ЕАЭС.
Контрольные действия совершает группа ревизоров. В нее входят представители органов финансового контроля государств - членов Союза. Проверки подразделяются на плановые и внеплановые.
Ревизия проводится по решению Евразийского межправительственного совета по итогам исполнения бюджета ЕАЭС за отчетный финансовый год не реже 1 раза в 2 года.
Подготовлены стандарты и методология ревизий финансово-хозяйственной деятельности органов Союза. Урегулированы вопросы организации и проведения контрольных действий, установлены требования к оформлению результатов мероприятий.
Решение вступает в силу по истечении 10 календарных дней с даты его официального опубликования.
Решение Евразийского межправительственного совета от 8 сентября 2015 г. N 6 "Об утверждении актов, регламентирующих вопросы проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности органов Евразийского экономического союза"
Настоящее решение вступает в силу по истечении 10 календарных дней с даты его официального опубликования
Текст решения опубликован на официальном сайте Евразийского экономического союза (http://www.eaeunion.org) 10 сентября 2015 г.