Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина Н.М. Котоманова вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Суд кассационной инстанции, отменив решение суда первой инстанции, отказал в удовлетворении заявления гражданина Н.М. Котоманова, оспаривавшего действия и решения должностного лица органа военного управления и жилищной комиссии, связанные со снятием его с учета в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в рамках специальной системы обеспечения жильем военнослужащих. Как указал суд, Н.М. Котоманов отказался в 2008 году в пользу членов своей семьи от приватизации жилого помещения, ранее предоставленного ему за счет государства по месту военной службы, и не принял мер к сдаче данного жилого помещения.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Н.М. Котоманов оспаривает конституционность следующих норм:
положений пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 298-ФЗ), закреплявших как общие гарантии в жилищной сфере для военнослужащих, реализуемые на условиях Жилищного кодекса Российской Федерации, данного Федерального закона, иных правовых актов, включая право военнослужащих на обеспечение служебным жилым помещением, так и специальные гарантии для военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, - таким военнослужащим после пяти лет службы предоставлялись жилые помещения на общих основаниях;
положений части 3 статьи 49 и части 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающих, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации могут предоставляться гражданам, отнесенным к определенным федеральным законом и указом Президента Российской Федерации категориям, на условиях и в порядке, установленных данным Кодексом, федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, а также устанавливающих обязанность граждан представить документы, подтверждающие их право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
По мнению заявителя, оспариваемые законоположения, как позволяющие лишать жилищных гарантий военнослужащих, которые отказались от участия в приватизации жилого помещения и не имеют жилья, и как не учитывающие в целях предоставления жилищных гарантий наличие нескольких военнослужащих в составе одной семьи, не соответствуют Конституции Российской Федерации, в том числе ее статьям 2, 15 (части 1 и 2), 17 (части 1 и 2), 18, 19 (части 1 и 2), 40 (часть 1), 45 (часть 1) и 46 (части 1 и 2).
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Как следует из представленных материалов, суд кассационной инстанции признал правомерным снятие заявителя с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещениях, поскольку Федеральный закон "О статусе военнослужащих" предусматривает однократность обеспечения жильем военнослужащих для постоянного проживания и необходимость представления ими документов об освобождении жилого помещения (пункт 14 статьи 15).
Соответственно, оспариваемые заявителем положения части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", которые в качестве бланкетных норм предусматривают возможность предоставления жилищных гарантий на основании Жилищного кодекса Российской Федерации, иных правовых актов, а также устанавливают право военнослужащих на обеспечение служебным жилым помещением, сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном им аспекте.
Оспариваемые положения части 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, требующие документального подтверждения правомерности постановки граждан на жилищный учет, какие-либо конституционные права граждан не нарушают.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Котоманова Николая Михайловича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 16 июля 2015 г. N 1697-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Котоманова Николая Михайловича на нарушение его конституционных прав положениями пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", части 3 статьи 49 и части 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации"
Текст Определения официально опубликован не был