Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 31 августа 2015 г. N 3-АПГ15-6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Калининой Л.А. и Хаменкова В.Б.,
при секретаре Кирсановой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Торлопова В.Г. на решение Верховного Суда Республики Коми от 18 августа 2015 г., которым ему отказано в удовлетворении заявления об оспаривании постановления окружной избирательной комиссии Лесозаводского избирательного округа N 1 по выборам депутатов Государственного совета Республики Коми VI созыва N 5/9 от 12 августа 2015 г. об отказе в регистрации Торлопова В.Г. в качестве кандидата в депутаты Государственного совета Республики Коми VI созыва по Лесозаводскому одномандатному избирательному округу N 1 и возложении обязанности по регистрации Торлопова В.Г. в качестве кандидата в депутаты.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда отменить, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Постановлением Государственного Совета Республики Коми от 11 июня 2015 г. N V-9/63 на 13 сентября 2015 г. назначены выборы депутатов Государственного Совета Республики Коми VI созыва.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 Постановления Избирательной комиссии Республики Коми от 11 июня 2015 г. N 156/791-54 полномочия окружной избирательной комиссии Лесозаводского избирательного округа N 1 возложены на Территориальную избирательную комиссию г. Сыктывкара.
26 июля 2015 г. в окружную избирательную комиссию Лесозаводского избирательного округа N 1 поступило заявление Торлопова В.Г., выдвинутого Региональным отделением Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" в Республике Коми для участия в выборах в составе списка кандидатов в депутаты Государственного совета Республики Коми VI созыва по Лесозаводскому одномандатному избирательному округу N 1, о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты.
Постановлением Избирательной комиссии Республики Коми от 31 июля 2015 г. N 168/883-5 заверен список кандидатов в депутаты Государственного совета Республики Коми VI созыва по Лесозаводскому одномандатному избирательному округу N 1, выдвинутый Региональным отделением Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "ЯБЛОКО" в Республике Коми.
Постановлением окружной избирательной комиссии Лесозаводского избирательного округа N 1 по выборам депутатов Государственного совета Республики Коми VI созыва от 12 августа 2015 г. N 5/9 на основании подпункта "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с данным Федеральным законом 67-ФЗ, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата) отказано в регистрации Торлопова В.Г. в качестве кандидата в депутаты Государственного совета Республики Коми VI созыва по Лесозаводскому одномандатному избирательному округу N 1.
Торлопов В.Г. обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления окружной избирательной комиссии Лесозаводского избирательного округа N 1 по выборам депутатов Государственного совета Республики Коми VI созыва от 12 августа 2015 г. N 5/9, просил признать указанное постановление незаконным и обязать окружную избирательную комиссию зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Государственного совета Республики Коми VI созыва по Лесозаводскому одномандатному избирательному округу N 1.
В обоснование заявленных требований заявитель указал на то, что отказ в его регистрации в качестве кандидата в депутаты противоречит закону. 01 августа 2015 года он сдал все документы для регистрации в качестве кандидата в депутаты Государственного совета Республики Коми VI созыва по Лесозаводскому избирательному округу. Члены окружной избирательной комиссии приняли документы без замечаний, не предложили ему представить недостающие документы, в частности, первый финансовый отчет и в нарушение избирательного законодательства не предупредили его об отсутствии необходимых документов для его регистрации.
Решением Верховного Суда Республики Коми от 18 августа 2015 г. в удовлетворении заявленных Торлоповым В.Г. требований отказано.
В апелляционной жалобе Торлопов В.Г. ставит вопрос об отмене решения суда, принятии по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное толкование и применение судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Разрешая настоящее дело, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Торлопов В.Г. в установленные законом сроки не представил необходимые документы в соответствии с требованиями федерального и регионального законодательства, в связи с чем оснований для отмены постановления окружной избирательной комиссии об отказе в его регистрации в качестве кандидата в депутаты Государственного совета Республики Коми VI созыва по Лесозаводскому одномандатному избирательному округу N 1 не имеется.
Вывод суда также мотивирован тем, что невыполнение избирательной комиссией требований пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не свидетельствует о незаконности оспариваемого постановления об отказе в регистрации Торлопова В.Г. кандидатом в депутаты, поскольку ответственность за представление необходимых документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений несет сам кандидат, который обязан строго соблюдать требования закона, регламентирующие процедуру уведомления избирательной комиссии о выдвижении, и своевременно исполнять возложенные на него обязанности по предоставлению документов, необходимых для его регистрации.
Судебная коллегия с указанными выводами суда согласиться не может, так как они основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Статьей 33 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлены условия выдвижения кандидатов.
Пунктом 9 статьи 59 этого же Федерального закона закреплено, что законом может быть предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение одновременно с представлением документов для регистрации, а инициативная группа по проведению референдума одновременно с представлением подписных листов представляют первый финансовый отчет.
Согласно части 10 статьи 66 Закона Республики Коми от 27 сентября 2010 г. N 88-РЗ "О выборах и референдумах в Республике Коми" кандидат, избирательное объединение одновременно с представлением документов для регистрации, представляют в соответствующую комиссию первый финансовый отчет.
В соответствии с пунктом 1.6 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов кандидат представляет в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, списков кандидатов, вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
В силу пункта 1 статьи 38 приведенного Федерального закона регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 данного Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов.
Согласно пункту 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.
Из правового анализа приведенного законодательства следует, что избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, должна была известить кандидата об отсутствии необходимого для регистрации документа. В свою очередь, кандидат не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а также представить соответствующие документы, об отсутствии которых он должен был быть своевременно уведомлен избирательной комиссией.
Такая гарантия направлена на обеспечение всем кандидатам равных возможностей по реализации своего пассивного избирательного права, также и в тех случаях, когда имеют место недостатки в представленных документах или их отсутствие.
Как следует из материалов дела, 26 июля 2015 г. в окружную избирательную комиссию Лесозаводского избирательного округа N 1 поступило заявление Торлопова В.Г. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Государственного совета Республики Коми VI созыва по Лесозаводскому одномандатному избирательному округу N 1.
01 августа 2015 г. Торлоповым В.Г. в окружную избирательную комиссию были представлены следующие документы: копия паспорта; копия документа о профессиональном образовании; копия документа подтверждающего сведения об основном месте работы или службы, о занимаемой должности; сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах; сведения о принадлежащем кандидату, его супруге и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации; сведения о расходах кандидата, его супруги и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций, совершенной в течение трех последних лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка; заявление кандидата о согласии баллотироваться.
При этом первый финансовый отчет и письменное уведомление о том, что Торлопов В.Г. не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами, в избирательную комиссию представлены не были.
Постановлением окружной избирательной комиссии Лесозаводского избирательного округа N 1 по выборам депутатов Государственного совета Республики Коми VI созыва от 12 августа 2015 г. N 5/9 на основании подпункта "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ (отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом N 67-ФЗ, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата) отказано в регистрации Торлопова В.Г. в качестве кандидата в депутаты.
Между тем кандидат Торлопов В.Г. не был уведомлен избирательной комиссией об отсутствии в числе представленных им для регистрации в качестве кандидата в депутаты документов: первого финансового отчета и письменного уведомления, что повлекло нарушение предусмотренных избирательным законодательством гарантий, направленных на обеспечение всем кандидатам равных возможностей по реализации своего пассивного избирательного права, в том числе когда имеет место отсутствие предусмотренных законом документов.
Поскольку избирательной комиссией не были выполнены требования пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, принятое ею постановление от 12 августа 2015 г. N 5/9 об отказе в регистрации Торлопова В.Г. в качестве кандидата в депутаты Государственного совета Республики Коми VI созыва по Лесозаводскому одномандатному избирательному округу N 1 нельзя признать соответствующим избирательному законодательству.
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
При таких обстоятельствах избирательная комиссия должна повторно рассмотреть вопрос о регистрации кандидата в депутаты с соблюдением требований изложенного выше избирательного законодательства.
Соответственно, требования заявителя подлежат удовлетворению частично, поскольку требование об обязании избирательной комиссии зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты не может быть удовлетворено судом, поскольку избирательная комиссия может принять такое решение только после получения необходимых для регистрации документов после уведомления Торлопова В.Г. об их отсутствии, проверки данных документов и признании их соответствующими требованиям законодательства.
Таким образом, принятое Верховным Судом Республики Коми решение об отказе в удовлетворении требований Торлопова В.Г. об отмене постановления окружной избирательной комиссии Лесозаводского избирательного округа N 1 от 12 августа 2015 г. N 5/9 не может быть признано законным и обоснованным, в связи с чем подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Коми от 18 августа 2015 года отменить, принять по делу новое решение, которым заявление Торлопова В.Г. удовлетворить частично.
Постановление окружной избирательной комиссии Лесозаводского избирательного округа N 1 по выборам депутатов Государственного совета Республики Коми VI созыва от 12 августа 2015 г. N 5/9 об отказе в регистрации Торлопова В.Г. в качестве кандидата в депутаты Государственного совета Республики Коми VI созыва по Лесозаводскому одномандатному избирательному округу N 1 отменить.
Возложить на окружную избирательную комиссию Лесозаводского избирательного округа N 1 по выборам депутатов Государственного совета Республики Коми VI созыва обязанность рассмотреть вопрос о регистрации Торлопова В.Г. в качестве кандидата в депутаты Государственного совета Республики Коми VI созыва по Лесозаводскому одномандатному избирательному округу N 1, в остальной части требования Торлопова В.Г. оставить без удовлетворения.
Председательствующий |
Анишина В.И. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Хаменков В.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 31 августа 2015 г. N 3-АПГ15-6
Текст определения официально опубликован не был