Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 августа 2015 г. N 19-АПГ15-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.,
при секретаре Костереве Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Мазикина С.Н. об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами ... и ... в размере, равном их рыночной стоимости, по апелляционной жалобе Администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края на решение Ставропольского краевого суда от 24 апреля 2015 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Мазикин С.Н. обратился в Ставропольский краевой суд с заявлением (уточнённым в процессе рассмотрения спора) об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сенокошения и выпаса скота, расположенного примерно в ... км по направлению на ... от ориентира - здания администрации, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: ... край, ... район, с. ..., ул. ..., ..., в размере равном его рыночной стоимости - ... руб., определенной по состоянию на 1 января 2012 г., и земельного участка с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - под сельскохозяйственное производство, расположенного примерно в ... м по направлению на ... от ориентира с. ..., расположенного за пределами участка, адрес ориентира: ... край, ... район, в размере равном его рыночной стоимости - ... руб., определенной по состоянию на 1 января 2012 г.
Решением Ставропольского краевого суда от 24 апреля 2015 г. заявление удовлетворено частично.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация Шпаковского муниципального района Ставропольского края обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Мазикин С.Н., федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ставропольскому краю, Министерство имущественных отношений Ставропольского края, Администрация Шпаковского муниципального района Ставропольского края, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьёй 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Закона об оценочной деятельности).
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определённой стоимости, является отчет об оценке объекта (далее - отчет).
Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Законом об оценочной деятельности, признается достоверной и рекомендуемой, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (статья 12 Закона об оценочной деятельности).
В целях проверки отчета проводится экспертиза, результатом которой является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков. Виды экспертизы, порядок её проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются федеральным стандартом оценки (статья 17.1 Закона об оценочной деятельности).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Мазикину С.Н., являющемуся ... крестьянского (фермерского) хозяйства, на праве аренды принадлежат земельный участок с кадастровым номером ..., общей площадью ... кв.м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешённое использование - для сенокошения и выпаса скота, расположенного примерно в ... км по направлению на ... от ориентира здание администрации, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: ... край, ... район, с. ..., ул. ..., ... что подтверждается договором аренды земельного участка от 6 апреля 2009 г. N 141 и земельный участок с кадастровым номером ... общей площадью ... кв. м, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - под сельскохозяйственное производство, расположенного примерно в ... м по направлению на ... от ориентира с. ..., расположенного за пределами участка, адрес ориентира: ... край, ... район, что подтверждается договором аренды земельного участка от 9 сентября 2008 г. N 94.
Согласно кадастровому паспорту от 10 декабря 2013 г. земельный участок с кадастровым номером ... поставлен на государственный кадастровый учет 23 января 2009 г.
Кадастровая стоимость земельного участка составляет ... руб., что подтверждается кадастровым паспортом и справкой от 21 января 2015 г.
Согласно кадастровому паспорту от 17 июня 2008 г. земельный участок с кадастровым номером ... поставлен на государственный кадастровый учет 30 мая 2006 г.
Кадастровая стоимость земельного участка составляет ... руб., что подтверждается кадастровым паспортом и справкой от 21 января 2015 г.
Кадастровая стоимость данных объектов недвижимости определена приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 декабря 2012 г. N 202 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае" по состоянию на 1 января 2012 г.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции заявитель представил отчет об оценке рыночной стоимости земельных участков от 22 мая 2014 г. N 3-1-2014, выполненный оценщиком Т.
Согласно названному отчету рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ... по состоянию на 1 января 2012 г. составила ... руб., а земельного участка с кадастровым номером ... - ... руб.
По результатам экспертизы отчета от 22 мая 2014 г. N 3-1-2014, проведенной экспертом некоммерческого партнерства саморегулируемой организации оценщиков "Межрегиональный союз оценщиков", отчет признан соответствующим Федеральному закону от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральным стандартам оценки, о чём составлено заключение от 6 июня 2014 г.
По ходатайству представителя заявителя судом назначена судебная оценочная экспертиза для определения рыночной стоимости земельных участков по состоянию на 1 января 2012 г., проведение которой поручено эксперту государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Бюро экспертиз".
Согласно заключению эксперта по итогам проведения судебной оценочной экспертизы от 2 апреля 2015 г. N 3-34/15 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером ... по состоянию на 1 января 2012 г. составила ... руб., а земельного участка с кадастровым номером ... - ... руб.
Суд первой инстанции с учетом фактических обстоятельств дела, оценив представленное в материалы дела экспертное заключение от 2 апреля 2015 г. N 3-34/15, установил кадастровую стоимость указанных земельных участков, равную их рыночной стоимости в размере ... руб. и ... руб. соответственно.
Судебной коллегией при рассмотрении апелляционной жалобы установлено, что экспертом проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки. При этом в экспертном заключении приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости земельного участка. В заключении имеются ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, приложены копии материалов и распечаток. Кроме того, экспертом приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов.
При таких данных Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Российской Федерации соглашается с выводами суда о соответствии подготовленного экспертом заключения требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
Довод апелляционной жалобы о нарушении заявителем досудебного порядка урегулирования спора был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и признан судом необоснованным.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.
Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.
Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Согласно статье 86.1 Гражданского РФ граждане, ведущие совместную деятельность в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, вправе создать юридическое лицо - крестьянское (фермерское) хозяйство.
Таким образом, суд обоснованно указал, что создание крестьянского (фермерского) хозяйства в форме юридического лица является правом его членов, а не обязанностью.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей крестьянское (фермерское) хозяйство не является юридическим лицом, и сведения о ... крестьянского (фермерского) хозяйства Мазикине С.Н. внесены в ЕГРИП как об индивидуальном предпринимателе.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 327, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Ставропольского краевого суда от 24 апреля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Шпаковского муниципального района Ставропольского края - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Меркулов В.П. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 августа 2015 г. N 19-АПГ15-3
Текст определения официально опубликован не был