Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 июля 2015 г. N 1-АПГ15-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н., судей Никифорова С.Б. и Хаменкова В.Б.,
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Архангельской области о признании недействующими пунктов 1, 2 приложения N 2 к постановлению Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 19 декабря 2013 г. N 83-т/21 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию, поставляемую МУП "Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства" потребителям, расположенным на территории муниципального образования "Город Коряжма" в редакции постановления Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 18 декабря 2014 г. N 71-т/49" в части установления с 1 июля 2015 г. одноставочного тарифа на тепловую энергию для прочих потребителей в размере 736,78 руб./Гкал и для населения с учётом НДС в размере 869,40 руб./Гкал, по апелляционному представлению заместителя прокурора Архангельской области на решение Архангельского областного суда от 5 марта 2015 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителей Агентства по тарифам и ценам Архангельской области Зиняк И.С., Петухова А.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
заместитель прокурора Архангельской области обратился в Архангельский областной суд с заявлением о признании недействующими пунктов 1, 2 приложения N 2 к постановлению Агентства по тарифам и ценам Архангельской области (далее - агентство) от 19 декабря 2013 г. N 83-т/21 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию, поставляемую МУП "Производственное управление жилищно-коммунального хозяйства" (далее - МУП "ПУ ЖКХ) потребителям, расположенным на территории муниципального образования "Город Коряжма" в редакции постановления агентства от 18 декабря 2014 г. N 71-т/49" (далее - постановление от 19 декабря 2013 г. N 83-т/21) в части установления с 1 июля 2015 г. одноставочного тарифа на тепловую энергию для прочих потребителей в размере 736,78 руб./Гкал и для населения с учётом НДС в размере 869,40 руб./Гкал.
В обоснование заявленных требований заявителем указано, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит приказу Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) от 11 октября 2014 г. N 227-э/З "Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2015 год", пункту 1 статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, Указу Губернатора Архангельской области от N 131-у "Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Архангельской области", поскольку при корректировке тарифа для МУП "ПУ ЖКХ" на 2015 год, и в частности на период с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г. агентством превышена установленная приказом ФСТ России максимальная величина роста тарифов для Архангельской области - 107%.
Решением Архангельского областного суда от 5 марта 2015 г. в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, заместитель прокурора Архангельской области обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционным представлением, в котором просит указанный судебный акт отменить, как вынесенный с нарушением норм материального права, и принять новое решение об удовлетворении заявленного требования.
В судебное заседание не явились МУП "ПУ ЖКХ", ФСТ России, прокуратура Архангельской области, извещённые надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, заслушав объяснения представителей агентства и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 19 декабря 2013 г. N 83-т/21 установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности МУП "ПУ ЖКХ" на 2014-2016 годы согласно приложению N 1, а также установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую МУП "ПУ ЖКХ" потребителям, расположенным на территории муниципального образования "Город Коряжма", согласно приложению N 2 к настоящему постановлению.
Пунктом 2 постановления от 19 декабря N 83-т/21 установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую МУП "ПУ ЖКХ" потребителям, расположенным на территории муниципального образования "Город Коряжма", которые согласно приложению N 2 действуют с 1 января 2014 года по 31 декабря 2016 года.
Согласно пунктам 1, 2 приложения N 2 к указанному постановлению одноставочный тариф на тепловую энергию для прочих потребителей с 1 июля 2015 г. составляет 726,00 руб./Гкал; для населения (с учетом НДС) - 856,68 руб./Гкал.
Постановлением агентства от 18 декабря 2014 г. N 71-т/49 внесены изменения в постановление от 19 декабря 2013 г. N 83-т/21, согласно которым одноставочный тариф на тепловую энергию для прочих потребителей, в редакции указанного постановления, с 1 июля 2015 г. установлен в размере 736,78 руб./Гкал, а для населения с учетом НДС в размере 869,40 руб./Гкал.
Текст постановления от 18 декабря 2014 г. N 71-т/49 опубликован в печатном издании "Волна", N 49/1 от 20 декабря 2014 г.
Изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд отказал в удовлетворении заявленных требований, исходя при этом из следующего.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ).
Одним из методов регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения является метод индексации установленных тарифов.
Государственное регулирование цен (тарифов) с применением такого метода осуществляется па основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет или при установлении впервые указанных цен (тарифов) не менее чем три года) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Цены (тарифы) в сфере теплоснабжения при осуществлении их государственного регулирования на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения устанавливаются в порядке, предусмотренном Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 10 Закона о теплоснабжении).
В соответствии с названным Законом постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), согласно пункту 8 которых предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. Указанные предельные уровни сроком действия один финансовый год устанавливаются с календарной разбивкой по полугодиям и могут быть установлены с разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей.
Приказом ФСТ России от 11 октября 2014 г. N 227-э/3 на 2015 год для Архангельской области максимальная величина роста тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в среднем по субъекту, с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г. установлена в размере 107%.
При рассмотрении спора судом установлено, что МУП "ПУ ЖКХ" осуществляющее регулируемую деятельность в сфере теплоснабжения, 18 апреля 2013 г. представило в агентство по тарифам и ценам Архангельской области заявление об установлении тарифов на 2014 год и обосновывающие материалы.
Распоряжением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 30 апреля 2013 г. N 14р-о/э было открыто дело об установлении тарифов на тепловую энергию.
В качестве метода регулирования тарифов из числа предусмотренных пунктом 16 Основ ценообразования, агентством было принято решение о применении в отношении МУП "ПУ ЖКХ" метода индексации.
Расчет тарифов на тепловую энергию, поставляемую МУП "ПУ ЖКХ" потребителям, расположенным на территории муниципального образования "Город Коряжма" на 2014 год содержится в экспертном заключении агентства от 18 декабря 2013 г., из которого следует, что тарифы рассчитаны исходя из необходимой валовой выручки, объема полезного отпуска тепловой энергии, а также с использованием прогнозных показателей инфляции, определенных в Прогнозе социально - экономического развития Российской Федерации (базовый вариант), что соответствует положениям пунктов 22, 28, 51, 52, 71-75 Основ ценообразования.
В апреле 2014 года МУП "ПУ ЖКХ" обратилось в агентство с заявлением о корректировке необходимой валовой выручки для расчета тарифа на тепловую энергию на 2015-2016 годы.
Расчет (корректировка) тарифов на 2015 год содержится в экспертном заключении агентства от 18 декабря 2014 года. При корректировке долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на 2015 год агентством использовались прогнозные индексы согласно Прогнозу социально экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый 2016-2017 гг. Указанный расчет осуществлен в соответствии с требованиями пунктов 51, 52, 71-75 Основ ценообразования, а также положений раздела 5 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13 июня 2013 г. N 760-э.
Решение о корректировке долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию, поставляемую МУП "ПУ ЖКХ" потребителям, расположенным на территории муниципального образования "Город Коряжма" принято агентством на заседании коллегии 18 декабря 2014 г., то есть, в сроки, установленные пунктом 30 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Постановлением агентства от 18 декабря 2014 г. N 71-т/49 внесены изменения в постановление N 83-т/21, в соответствии с которыми установлены тарифы на тепловую энергию для МУП "ПУ ЖКХ", которые с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г. составили для прочих потребителей - 736,78 руб./Гкал; для населения - 869,40 руб./Гкал.
Величина роста указанных тарифов с 1 июля 2015 г. по отношению к величине тарифа, действующего в первом полугодии 2015 года, составила 112,8%.
Отклоняя доводы прокурора о том, что при корректировке тарифа для МУП "ПУ ЖКХ" на 2015 год на период с 1 июля 2015 г. по 31 декабря 2015 г. агентством превышена установленная приказом ФСТ России максимальная величина роста тарифов для Архангельской области - 107%, суд обоснованно исходил из того, что решение агентства об установлении тарифов в размере выше максимальной величины, не привело к превышению установленной максимальной величины роста тарифов на тепловую энергию, в среднем по субъекту.
Рост тарифов на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям в среднем по Архангельской области, не превышает установленный ФСТ предельный максимальный уровень и составил по состоянию на 1 июля 2015 г. - 105,1%.
Таким образом, исходя из совокупного анализа положений статей 7, 8, 10 Закона о теплоснабжении, пунктов 8, 23 Основ ценообразования, раздела 5 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а также положений приказа ФСТ России от 11 октября 2014 г. N 227-э/3, можно сделать вывод о том, что тарифы, установленные для отдельной теплоснабжающей организации, если они не приведут к превышению предельного уровня роста тарифов, установленного ФСТ России в среднем по субъекту Российской Федерации на соответствующий период регулирования, могут отличаться от величины предельного уровня в большую или меньшую сторону.
Проанализировав оспариваемое постановления агентства на предмет его соответствия положениям Закона о теплоснабжении, Основам ценообразования, Приказу ФСТ России от 11 октября 2014 г. N 227-э/3, исследовав представленные материалы тарифного дела, включая экспертные заключения об установлении тарифов и корректировки тарифов на тепловую энергию, поставляемую МУП "ПУ ЖКХ" потребителям, расположенным на территории муниципального образования "Город Коряжма", суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 199, 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Архангельского областного суда от 5 марта 2015 г. оставить без изменения, апелляционное представлений заместителя прокурора Архангельской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Никифоров С.Б. |
|
Хаменков В.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 июля 2015 г. N 1-АПГ15-9
Текст определения официально опубликован не был