Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 августа 2015 г. N 85-АПГ15-8
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Горчаковой Е.В. и Хаменкова В.Б.,
при секретаре Гришечкине П.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению регионального отделения общественной организации - Политической партии "Добрых дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров" в Калужской области о признании незаконным и отмене постановления избирательной комиссии Калужской области об отказе в регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Калужской области шестого созыва и регистрации областного списка кандидатов по апелляционной жалобе регионального отделения общественной организации - Политической партии "Добрых дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров" в Калужской области на решение Калужского областного суда от 19 августа 2015 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горчаковой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., о законности судебного постановления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Законодательного Собрания Калужской области от 14 июня 2015 г. N 1434 на 13 сентября 2015 г. назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Калужской области.
Постановлением избирательной комиссии Калужской области от 2 августа 2015 г. N 933/145-V отказано в регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Калужской области шестого созыва, выдвинутого региональным отделением общественной организации - Политической партии "Добрых дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров" в Калужской области (далее - региональное отделение Политической партии) на основании подпункта "б" пункта 25 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) в связи с непредставлением подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения указанного областного списка кандидатов.
Региональное отделение Политической партии обратилось в Калужский областной суд с заявлением об оспаривании названного постановления избирательной комиссии, в обоснование требований ссылаясь на то, что необходимые для регистрации документы собраны и представлены заявителем в избирательную комиссию в установленный срок, за исключением подписных листов, поскольку в результате бездействия Калужского отделения Сбербанка России N 8608, филиал N 256, зачислившего на избирательный счёт для оплаты подписных листов денежные средства спустя пять дней с момента из внесения, заявитель был лишён возможности собрать необходимое количество подписей избирателей в установленный срок.
Калужским областным судом постановлено приведённое выше решение, об отмене которого, как незаконного и необоснованного, просит региональное отделение Политической партии.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что согласно части 1 статьи 260.1 названного закона неявка в суд лиц, участвующих в деле и надлежащим образом извещённых о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения и разрешения дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации списка кандидатов может быть отменено судом по заявлению избирательного объединения, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 поименованного закона, иных требований, предусмотренных этим законом, иным законом.
Основания отказа в регистрации списка кандидатов предусмотрены пунктом 25 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, и их перечень является в силу пункта 27 названной статьи исчерпывающим.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что предусмотренных законом оснований для отмены оспариваемого постановления избирательной комиссии Калужской области не имеется.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 35 Федерального закона N 67-ФЗ избирательное объединение вправе в едином избирательном округе выдвинуть список кандидатов в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях".
В соответствии с пунктом 1 статьи 35.1 Федерального закона N 67-ФЗ необходимым условием регистрации списка кандидатов на выборах депутатов законодательных органов государственной власти является поддержка выдвижения списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в этой статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку списка кандидатов.
Принимая во внимание, что в отношении регионального отделения Политической партии отсутствуют обстоятельства, предусмотренные пунктами 3-5 статьи 35.1 Федерального закона N 67-ФЗ в качестве оснований для освобождения от сбора подписей избирателей, что не отрицал представитель заявителя, суд первой инстанции правомерно констатировал необходимость представления подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов.
При проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации регистрация списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 статьи 33 приведённого выше закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения списка кандидатов (пункт 1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ).
Исходя из содержания подпункта 1 пункта 3 и пункта 4 статьи 25 Закона Калужской области от 26 декабря 2014 г. N 660-ОЗ "О выборах депутатов законодательного Собрания Калужской области" (далее - Областной закон) для регистрации областного списка кандидатов уполномоченный представитель избирательного объединения, выдвинувшего областной список кандидатов, представляет в числе иных избирательных документов подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения областного списка кандидатов (если производился сбор подписей) в сброшюрованном и пронумерованном виде.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 25 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с поименованным федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации списка кандидатов (за исключением случаев отсутствия указанных документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов), является основанием для отказа в регистрации списка кандидатов.
Аналогичное правовое предписание содержится в подпункте 2 пункта 10 статьи 27 Областного закона.
При указанных обстоятельствах, учитывая, что подписные листы, содержащие подписи избирателей в поддержку списка кандидатов, для регистрации списка кандидатов представлены не были, в то время как их представление носило обязательный характер и являлось необходимым условием для регистрации, у избирательной комиссии имелись основания для отказа в регистрации списка кандидатов.
Суд первой инстанции, установив, что избирательной комиссией не допущено нарушений требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, а также иных требований федерального и регионального законодательства, сделал обоснованный вывод о несостоятельности заявленных требований и об отсутствии оснований для признания незаконным и отмены решения избирательной комиссии Калужской области об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Калужской области шестого созыва, выдвинутого региональным отделением Политической партии.
Утверждения в апелляционной жалобе о том, что заявителем выполнены все требования действующего законодательства и представлены необходимые для регистрации списка кандидатов документы в избирательную комиссию, противоречат приведённым выше фактическим обстоятельствам по делу.
Доводы жалобы о допущенных банком нарушениях при зачислении денежных средств на избирательный счёт для оплаты подписных листов и об отсутствии в связи с этим у заявителя возможности собрать необходимое количество подписей избирателей в установленный срок не имеют правового значения для разрешения дела и не влияют на выводы суда.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены решения.
Ввиду изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Калужского областного суда от 19 августа 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу регионального отделения общественной организации - Политической партии "Добрых дел, защиты детей, женщин, свободы, природы и пенсионеров" в Калужской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Анишина В.И. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Хаменков В.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 28 августа 2015 г. N 85-АПГ15-8
Текст определения официально опубликован не был