Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 августа 2015 г. N 45-АПГ15-17
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Абакумовой И.Д. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Костереве Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Горшкова А.A. о признании частично недействующим постановления Правительства Свердловской области от 27 декабря 2013 г. N 1670-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Свердловской области от 30 декабря 2011 года N 1855-ПП "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы и ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области"
по апелляционной жалобе Горшкова А.А. и апелляционному представлению участвующего в деле прокурора на решение Свердловского областного суда от 3 апреля 2015 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Абакумовой И.Д., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., не поддержавшего доводов апелляционного представления и полагавшего, что решение суда отмене не подлежит, возражения представителя Правительства Свердловской области Ганбаровой Г.А. против удовлетворения апелляционной жалобы и апелляционного представления, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Правительством Свердловской области принято постановление от 27 декабря 2013 г. N 1670-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Свердловской области от 30 декабря 2011 года N 1855-ПП "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы и ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Свердловской области, и земельные участки, право государственной собственности на которые не разграничено, расположенные на территории Свердловской области" (далее - Постановление N 1670-ПП). Указанное постановление официально опубликовано 31 декабря 2013 г. и вступило в силу с 11 января 2014 г.
Постановлением N 1670-ПП ставка арендной платы, исчисляемая в процентах от кадастровой стоимости земельного участка, изменена для земельных участков под индивидуальными и (или) кооперативными гаражами и земельными участками, предоставленными для строительства индивидуальных и (или) кооперативных гаражей, расположенных на территории г. Екатеринбурга, с 0,3 до 0,37 процента.
Горшков А.А. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать недействующим Постановление N 1670-ПП в части графы 3 строки 11 "Ставок арендной платы для г. Екатеринбурга", утвержденных пунктом 3 оспариваемого акта, с момента его принятия.
По мнению Горшкова А.А., оспариваемые положения противоречат принципам экономической обоснованности и предсказуемости расчета арендной платы, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы" (далее - Постановление N 582), пункту 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации и допускают возможность их неоднозначного и произвольного применения. В заявлении Горшков А.А. также указал, что является собственником гаражного бокса и членом гаражно-строительного кооператива "...". Размер членских взносов рассчитывается на основе размера арендной платы, которую уплачивает кооператив за пользование земельным участком, в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 30 декабря 2011 года N 1855-ПП (далее - Постановление N 1855-ПП). Постановлением N 1670-ПП увеличена ставка арендной платы, уплачиваемой кооперативом, что привело к повышению размера членских взносов и непосредственно затрагивает права заявителя.
Решением Свердловского областного суда от 3 апреля 2015 г. в удовлетворении заявления Горшкова А.А. отказано.
В апелляционной жалобе заявитель и в апелляционном представлении помощник прокурора Свердловской области (далее - прокурор, участвующий в деле) просят решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и неверную оценку фактических обстоятельств дела. По мнению подателей жалобы и представления, суд первой инстанции не учел, что при принятии оспариваемого нормативного правового акта Правительством Свердловской области не проводился анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков. Указывается, что размер ставки арендной платы, утвержденной Постановлением N 1670-ПП, не соответствует условиям ее расчета, предусмотренным документами, представленными Правительством Свердловской области в качестве экономического обоснования повышения ставки арендной платы.
Правительством Свердловской области поданы возражения на апелляционную жалобу и на апелляционное представление.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены своевременно и в надлежащей форме.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации изучила доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления, возражений, оценила материалы дела, проверила законность оспариваемого судебного акта в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено пунктами "в", "г", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, разграничения государственной собственности, а также земельное законодательство.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 3 статьи 39.7 ЗК РФ порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
К числу таких принципов относится установленный в Постановлении N 582 принцип экономической обоснованности, согласно которому арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Указанное постановление также содержит принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, в соответствии с которым в нормативных правовых актах органов государственной власти и органов местного самоуправления определяются порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя.
Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 11 мая 2004 г. N 209-О выражена правовая позиция в отношении земельного налога, имеющего схожую правовую природу с арендной платой в силу положений статьи 65 ЗК РФ, где указано, что плата за землю определяется не произвольно, а на основе анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка. Судебные органы, не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий, должны выявлять, проводились ли при принятии нормативного правового акта анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков (осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки платы за землю на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Постановление N 1670-ПП принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, опубликовано в установленном законом порядке и по этим основаниям не обжалуется.
Как усматривается из материалов дела, Правительство Свердловской области при принятии Постановления N 1670-ПП основывалось на предложениях, поступивших из муниципальных образований региона и обобщенных Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области.
В частности, муниципальное образование "город Екатеринбург" представило прогнозную оценку поступлений арендной платы за земельные участки, расположенные на территории названного муниципального образования, подготовленную по результатам выполнения муниципального контракта от 23 июля 2013 г. N ... и содержащую экономическое обоснование повышения ставок арендной платы для указанных земельных участков. Названный документ включает в себя многофакторный анализ характеристик земельных участков с учетом местоположения, видов разрешенного использования и иных экономических факторов, влияющих на уровень их доходности. Кроме того, указанная прогнозная оценка учитывала влияние инфляционных процессов, а также проведенную актуализацию кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории г. Екатеринбурга.
С учетом установленных обстоятельств суд пришел к обоснованному выводу, что Правительство Свердловской области при принятии Постановления N 1670-ПП основывалось на результатах сравнительного анализа, проведенного по муниципальным образованиям региона, повышение размера ставки арендной платы, содержащейся в графе 3 строки 11 "Ставок арендной платы для г. Екатеринбурга", экономически обоснованно и не нарушает принципы экономической обоснованности и предсказуемости расчета арендной платы.
Данный вывод также подтверждается результатами проведенного судом анализа ставок арендной платы, утвержденных Постановлением N 1855-ПП, для земельных участков аналогичного вида использования, действовавших на территории других муниципальных образований Свердловской области в 2014 году. В частности, суд пришел к выводу, что оспариваемая ставка арендной платы ниже среднего размера ставки арендной платы, установленной в регионе, и не превышает размер ставки земельного налога в г. Екатеринбурге.
Кроме того, судом учтено, что в 2014 году кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего кооперативу на праве аренды, была установлена в размере рыночной, в результате размер арендной платы, уплачиваемой кооперативом, и соответственно размер членских взносов, уплачиваемых заявителем, были снижены.
Поскольку судом правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства и применены подлежащие применению к спорному правоотношению нормы материального права, решение суда является законным и обоснованным.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушений, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке, в том числе и тех, ссылки на которые имеются в апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 327, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Свердловского областного суда от 3 апреля 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Горшкова А.А. и апелляционное представление прокурора, участвующего в деле, - без удовлетворения
Председательствующий |
Анишина В.И. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 августа 2015 г. N 45-АПГ15-17
Текст определения официально опубликован не был