Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию граждан А.А. Балабушки и А.И. Яржемского вопрос о возможности принятия их жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Вступившим в законную силу решением Кировского районного суда города Ростова-на-Дону от 25 июля 2013 года гражданам А.А. Балабушке и А.И. Яржемскому - ветеранам боевых действий, принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях вместе с семьями на основании постановлений местных администраций муниципальных образований от 20 августа 2012 года и от 1 ноября 2012 года соответственно, было отказано в удовлетворении иска к Правительству Ростовской области, Министерству строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области и Министерству труда и социального развития Ростовской области о признании права на получение субсидии на приобретение жилья в собственность за счет средств федерального бюджета.
Сославшись, в частности, на положения подпункта 3 пункта 1 статьи 16 "Меры социальной поддержки ветеранов боевых действий" и статьи 23.2 "Обеспечение мер социальной поддержки ветеранов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению их жильем" Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", суд сделал вывод о том, что истцы, как признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем на общих основаниях за счет средств местного бюджета.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации А.А. Балабушка и А.И. Яржемский просят признать противоречащим статьям 19 (часть 2) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации пункт 3 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований", которым подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" был изложен в редакции, предусматривающей, что ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 его статьи 3 "Ветераны боевых действий", нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года, предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 232 "Обеспечение мер социальной поддержки ветеранов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению их жильем" данного Федерального закона; ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
По мнению заявителей, данное законоположение, предусматривающее различные правила обеспечения жильем ветеранов боевых действий в зависимости от даты постановки их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, отменяет - при отсутствии иных адекватных мер социальной поддержки - существовавший до 1 января 2005 года льготный порядок обеспечения жильем тех ветеранов боевых действий, которые встали на квартирный учет после этой даты. При этом заявители подчеркивают, что статус ветеранов боевых действий, который они приобрели после 1 января 2005 года, был им предоставлен за участие в боевых действиях, имевшее место до принятия Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Введение федеральным законодателем такого условия возникновения у ветеранов боевых действий права на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, как постановка на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 1 января 2005 года, не может считаться нарушением конституционных прав и свобод, поскольку по своей правовой природе первоочередное бесплатное предоставление ветеранам боевых действий из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов являлось входящей в систему мер социальной защиты данной категории ветеранов льготой, направленной на приоритетное удовлетворение потребности в жилье нуждающихся в нем граждан.
Право на такого рода жилищные льготы непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает. Поэтому их введение, отмена, изменение порядка и условий предоставления, а также круга получателей относятся к полномочиям законодателя и зависят от ряда социально-экономических факторов, в том числе от имеющихся у государства финансовых возможностей (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 февраля 2014 года N 236-О и др.).
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы граждан Балабушки Алексея Александровича и Яржемского Александра Игоревича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 16 июля 2015 г. N 1707-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Балабушки Алексея Александровича и Яржемского Александра Игоревича на нарушение их конституционных прав положениями пункта 3 статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований"
Текст Определения официально опубликован не был