Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина А.М. Кушнарева к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.М. Кушнарев оспаривает конституционность пункта 4 статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", согласно которому при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб в процессе получения государственных и (или) муниципальных услуг.
Как следует из представленных материалов, гражданину А.М. Кушнареву решением Солнечногорского городского суда Московской области было отказано в удовлетворении иска к филиалу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области об обязании провести проверку заявления о нарушении права и о кадастровой ошибке, выдать документ о результатах проверки и исправить кадастровую ошибку, связанную с определением границ смежного земельного участка, в случае ее обнаружения. При этом суд установил, что А.М. Кушнарев за получением государственной или муниципальной услуги в уполномоченный орган не обращался.
По мнению заявителя, оспариваемое законоположение препятствует государственной защите прав граждан и тем самым не соответствует статье 45 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Согласно Федеральному закону от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" ошибки в государственном кадастре недвижимости подлежат исправлению в порядке, определяемом данным Федеральным законом, в том числе непосредственно органом, осуществляющим государственный кадастровый учет (часть 4 статьи 28), при этом споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке (часть 5 статьи 40).
Тем самым федеральное законодательство с учетом необходимого баланса частных и публичных интересов обеспечивает, с одной стороны, возможность оперативного исправления ошибок органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, а с другой стороны, в случае спора между смежными собственниками земельных участков или землепользователями о границах земельных участков - гарантии судебной защиты их прав от произвольного изменения сведений государственного кадастрового учета.
Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением заявителям государственных и муниципальных услуг (часть 1 статьи 1). Статья 5 названного Федерального закона устанавливает права заявителя при получении государственных и муниципальных услуг, в том числе право на досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб в процессе получения государственных и (или) муниципальных услуг, и не может рассматриваться как нарушающая права А.М. Кушнарева, который таких услуг не получал.
Заявитель выражает несогласие с отказом суда применить при рассмотрении его дела оспариваемое положение пункта 4 статьи 5 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и считает необходимым распространить его действие также на случаи разрешения земельных споров. Однако решение данного вопроса не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", а является прерогативой федерального законодателя.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кушнарева Андрея Михайловича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 16 июля 2015 г. N 1789-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кушнарева Андрея Михайловича на нарушение его конституционных прав пунктом 4 статьи 5 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)