Рекомендации по проведению смотра-конкурса на лучшее содержание защитных сооружений гражданской обороны в региональных центрах и главных управлениях МЧС России по г. Москве, г. Севастополю, Республике Крым, субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях
(утв. МЧС России 23 января 2015 г. N 2-4-87-4-11)
Защитные сооружения гражданской обороны представляются на смотр-конкурс главами муниципальных образований субъектов Российской Федерации, руководителями учреждений и организаций, эксплуатирующих убежища и противорадиационные укрытия к проверке на соответствие требованиям приказа МЧС России от 15.12.2002 N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны".
Положение устанавливает порядок проверки и оценки состояния защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗС ГО), расположенных на территории субъектов Российской Федерации независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, которые представляются для участия в смотре-конкурсе на их лучшее содержание, использование, эксплуатацию и готовность к приему укрываемых.
Правовую основу проведения смотра-конкурса составляют федеральные законы от 21.11.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12.02.1998 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 N 359 "Об утверждении Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями", от 29.11.1999 N 1309 "О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны", а также приказы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 05.04.1996 N 225 "О сохранении фонда средств коллективной защиты", от 15.12.2002 N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату федерального закона N 68-ФЗ следует читать как "21.12.1994"
Цели и задачи проведения смотра-конкурса
Смотр-конкурс проводится в целях:
оценки состояния работы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, организаций и учреждений по совершенствованию защиты и жизнеобеспечения населения, обеспечению бесперебойного функционирования объектов экономики в условиях возможных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также военного времени;
сохранения имеющегося фонда ЗС ГО, обеспечения требуемых условий их содержания и эксплуатации, поддержания в постоянной готовности к использованию по предназначению;
формирования общественного мнения о важности и необходимости заблаговременного проведения инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, связанных с предоставлением населению средств коллективной защиты;
информирования о деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и учреждений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Основными задачами смотра-конкурса являются:
выявление эффективных форм и способов использования фонда ЗС ГО в условиях мирного времени для поддержания в готовности к приему укрываемого населения;
распространение передового опыта работы органов исполнительной власти, местного самоуправления субъектов Российской Федерации, организаций и учреждений по вопросам содержания, эксплуатации и использования ЗС ГО;
выявление нарушений правил эксплуатации, содержания и использования ЗС ГО;
обеспечение постоянного контроля за ведением учета защитных сооружений, их состоянием и использованием.
Порядок проведения смотра-конкурса на лучшее содержание защитных сооружений гражданской обороны
Смотр-конкурс на лучшее содержание, использование защитных сооружений гражданской обороны и их готовность к приему укрываемых проводится ежегодно в сроки, установленные начальником регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - регионального центра), в три этапа:
- на первом этапе, продолжительностью не менее трех месяцев, муниципальными комиссиями проверяется состояние и документация всех ЗС ГО, имеющихся в районе, городе (городском округе), муниципальном образовании и определяются лучшие убежища, которые представляются на второй этап смотра-конкурса;
- на втором этапе, территориальными комиссиями определяются лучшие убежища в субъектах Российской Федерации, представляемые на третий этап смотра-конкурса;
- на третьем этапе, региональными комиссиями определяются лучшие убежища в федеральных округах Российской Федерации.
Состав муниципальной комиссии по проведению смотра-конкурса на лучшее содержание ЗС ГО утверждается соответствующими руководителями органов местного самоуправления (организаций) по согласованию с начальником Главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации.
Состав территориальной комиссии по проведению смотра-конкурса на лучшее содержание ЗС ГО в субъекте Российской Федерации назначается из сотрудников главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации, представителей органов исполнительной власти и Росимущества, утверждается председателем Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъекта Российской Федерации.
Состав региональной комиссии по проведению смотра-конкурса на лучшее содержание ЗС ГО в федеральном округе Российской Федерации определяется начальником регионального центра с включением в её состав как сотрудников регионального центра, так и представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Росимущества.
Смотр-конкурс на лучшее содержание ЗС ГО организовывается и проводится с учетом вместимости убежищ, разделенных на следующие условные группы:
I группа - убежища вместимостью до 150 человек;
II группа - убежища вместимостью от 150 до 600 человек;
III группа - убежища вместимостью от 600 человек и более.
В каждой группе присуждаются три призовых места.
Результаты смотра-конкурса отражаются в протоколе проверки состояния ЗС ГО (приложение N 1), представленного на смотр-конкурс, с приложением таблицы оценки состояния ЗС ГО, который утверждается соответствующим руководителем гражданской обороны, и фотоматериалов, отражающих реальное состояние ЗС ГО. На фотографиях должно быть отражено состояние:
фильтро-вентиляционного оборудования (в каком состоянии находятся установленные фильтры, дата изготовления);
защитно-герметических и герметических ворот, дверей, ставень и устройств;
элементов систем жизнеобеспечения (электроснабжения, в т.ч дизельных станций, водоснабжения, водоотведения, отопления, технологии обитания, противопожарного оборудования);
строительных конструкций (стен, колон, полов и перекрытия);
качество и правильность окраски инженерных систем (в соответствии с приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583);
наличие документации и наглядных пособий.
Всего не более 15 фотографий.
Победители смотра-конкурса на лучшее содержание, использование защитных сооружений гражданской обороны и их готовность к приему укрываемых определяются по наибольшей сумме баллов, набранной в соответствии с данными рекомендациями.
При наличии недостатков из максимального количества баллов вычитается сумма баллов, снижающая оценку защитного сооружения, согласно таблице 1.
Также необходимо обратить внимание, что при наличии сборно-разборных нар начисляются баллы в количестве 50 (с приложением подтверждающих наличие фотографий).
Организации, а также должностные лица, эксплуатирующие защитные сооружения, которые по сумме баллов заняли I-III места, могут быть поощрены по решению соответствующих руководителей гражданской обороны.
Подведение итогов смотра-конкурса
По итогам смотра-конкурса составляется акт, в котором отражается общий вывод, замечания и предложения по каждому проверенному ЗС ГО.
Победители смотра-конкурса представляются к награждению приказом МЧС России.
Защитные сооружения гражданской обороны, набравшие наименьшее количество баллов, выносятся на рассмотрение заседаний Комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности с последующим принятием мер по повышению их готовности.
Таблица 1
Оценка состояния защитного сооружения гражданской обороны
(убежища, противорадиационного укрытия)
при проведении смотра-конкурса
(Максимальное количество баллов - 3000)
Наименование ЗС ГО, место расположения (адрес, координаты), форма собственности, инвентарный номер, проектная вместимость, наименование организации, на балансе которой находится ЗС ГО
Основные недостатки, снижающие готовность защитных сооружений ГО |
Количество баллов снижающих оценку состояния ЗС ГО |
|
При оценке герметичности убежища и состояния ограждающих конструкций и защитных устройств
| ||
Герметичность убежища не обеспечена, величина эксплуатационного подпора меньше, чем предусмотрено проектом (в этом случае остальные показатели не оцениваются, убежище выставляется для участия в конкурсе только после устранения выявленных неисправностей) |
убежище выставляется для участия в конкурсе только после устранения выявленных неисправностей |
|
В защитных конструкциях (стенах, перекрытии) имеются проёмы, не предусмотренные проектом |
500 |
|
Не исправны защитные и защитно-герметические ворота, двери, ставни (перекос полотна, неисправность затворов), нет уплотнительной резины |
10 (за каждую дверь, ставень) |
|
Неисправны противовзрывные устройства (МЗС, УЗС, КИД), установлены не герметично, сопряженные детали не смазаны |
10 (за каждое устройство) |
|
Гермоклапаны (ГК) не исправны, закрываются с применением инструмента |
20 (за каждый ГК) |
|
Отсутствует маркировка на воротах, дверях, ставнях и др. |
5 (за каждое наименование) |
|
Помещения убежища влажные, имеют протечки |
30 |
|
Планово-предупредительный ремонт сооружения и/или техническое обслуживание не проводятся |
50 |
|
Примечание: При наличии сборно-разборных нар начисляются баллы в количестве 50 | ||
При оценке состояния инженерно-технического обслуживания
| ||
Срок эксплуатации фильтров-поглотителей истёк (свыше 20 лет) |
60 (за каждый комплект) |
|
Фильтровентиляционное оборудование содержится с нарушением правил их эксплуатации |
30 |
|
Отсутствуют отдельные виды оборудования предусмотренные проектом |
60 (за каждый агрегат) |
|
Воздуховоды, трубы имеют коррозию, их окраска не соответствует установленному цвету |
15 |
|
Емкости запасов воды имеют нарушение теплоизоляции |
10 |
|
Не исправны унитаз, раковина, писсуар, запорная арматура |
20 (за каждый прибор) |
|
Оборудование, предназначенное для обеспечения жизнеобеспечения в автономном режиме находится в неисправном состоянии. |
200 |
|
Примечание. Наличие оборудования, предназначенного для обеспечения жизнеобеспечения убежища в автономном режиме обязательно (согласно проектной документации) | ||
Отсутствует противопожарное имущество (ручной пенный или углекислотный огнетушитель, ящик с песком, передвижная углекислотная установка). |
20 (за каждое наименование) |
|
В сооружении отсутствуют измерительные приборы (тягонапоромер, психрометр, термометр и др.) |
10 (за каждый прибор) |
|
В сооружении отсутствуют телефонная связь с пунктом управления |
50 |
|
При оценке технической и эксплуатационной документации
| ||
В защитном сооружении отсутствуют: | ||
График приведения защитного сооружения в готовность |
50 |
|
Паспорт защитного сооружения |
20 |
|
Журнал содержания и табеля оснащения защитного сооружения |
10 |
|
Журнал проверки состояния защитного сооружения |
10 |
|
Правила поведения укрываемых |
10 |
|
План внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств |
10 (по каждой из сетей) |
|
План защитного сооружения с указанием оборудования для сидения, лежания и путей эвакуации |
10 |
|
Инструкции постам по эксплуатации фильтровентиляционного и другого оборудования |
10 (по каждой из систем) |
|
При оценке готовности личного состава формирований по обслуживанию защитных сооружений
| ||
Формирования по обслуживанию защитных сооружений созданы с нарушением требований приказа МЧС России от 15.12.202# N 583 |
100 |
|
Личный состав недостаточно подготовлен к выполнению мероприятий по приведению защитного сооружения в готовность к приему укрываемых |
150 |
|
Группы (звенья) по обслуживанию ЗС ГО не в полной мере обеспечены средствами индивидуальной защиты, РХР, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом согласно нормам, установленным приказом МЧС России от 15.12.202# N 583 |
100 |
|
При оценке готовности к заполнению защитных сооружений укрываемыми
| ||
Подходы к защитным сооружениям не расчищены, входы загромождены |
100 |
|
Ключи хранятся с нарушением установленного порядка. На дверях убежищ нет надписей с указанием мест хранения ключей |
300 |
|
При оценке эффективности использования защитного сооружения для нужд народного хозяйства и обслуживании населения
| ||
Защитное сооружение не используется в соответствии с проектным предназначением в народнохозяйственных целях |
50 |
|
Не выполняются все требования, обеспечивающие пригодность помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитного сооружения (материальные ценности хранятся без стеллажей, которые могут быть использованы для сидения и лежания укрываемых, отсутствуют средства механизации для освобождения помещений и др.) |
100 |
|
В случае равного количества баллов предпочтение отдается ЗС ГО, получившим большее количество баллов по оценке герметичности убежища и состояния ограждающих конструкций и защитных устройств. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рекомендации по проведению смотра-конкурса на лучшее содержание защитных сооружений гражданской обороны в региональных центрах и главных управлениях МЧС России по г. Москве, г. Севастополю, Республике Крым, субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях (утв. МЧС России 23 января 2015 г. N 2-4-87-4-11)
Текст рекомендаций официально опубликован не был
Письмом МЧС России от 27 апреля 2020 г. N 11-6-1496 настоящий документ признан недействительным