Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение Б
(рекомендуемое)
Определение эффективной высоты противоослепляющего экрана
Б.1 Общие положения
Данное приложение определяет параметры и методику вычисления эффективной высоты противоослепляющего экрана, необходимой для задерживания светового потока от фар встречного автомобиля. Методика заключается в определении минимальной высоты экрана, при которой обеспечивается эффективная защита водителей транспортных средств от ослепления.
Б.2 Принимаемые параметры
Параметры, используемые при вычислении, соответствуют средним значениям для транспортных средств в странах Таможенного союза:
а) - высота глаз водителя над проезжей частью (рисунок Б.1):
1) для легковых автомобилей, м;
б) - высота фар транспортного средства над проезжей частью:
1) для легковых автомобилей, м;
2) для грузовых автомобилей, м;
в) - минимальная эффективная высота над землей противоослепляющего экрана для луча, которому необходимо создать препятствие;
г) - расстояние от фары транспортного средства, являющегося источником луча падающего света, до противоослепляющей системы.
д) - расстояние от глаз водителя автомобиля, который может быть потенциально ослеплен, до противоослепляющего экрана (рисунок Б.2).
Рассмотрим пример со следующими параметрами:
- легковой автомобиль, имеющий ширину 1,65 м;
- грузовой автомобиль, имеющий ширину 2,40 м;
- автомобильная дорога с 2 полосами движения в каждом направлении, шириной полос движения 3,75 м, разделительной полосой 3,0 м, на середине которой установлено металлическое барьерное ограждение высотой 0,75 м.
Значение для водителя легкового автомобиля варьируется между 2,85 м, т.е. м при расположении автомобиля на внутренней полосе и 6,60 м, т.е. м при расположении на внешней полосе дороги (значение 0,30 м соответствует расстоянию между корпусом автомобиля и глазами водителя). Значения могут быть и выше в случае более широких проезжих частей.
В нашем примере рассматриваются случаи возможного ослепления водителя легкового автомобиля встречными легковым и грузовым автомобилями.
Минимальное расстояние, встречного легкового автомобиля, следующего по левой полосе, соответствует расстоянию между фарой автомобиля и осью противоослепляющего экрана при условии, что автомобиль движется посередине полосы, составляет 2,65 м, т.е. 0,10 + 1,05 + 1,50 (рисунок Б.2). Максимальное расстояние, , для встречного легкового автомобиля, следующего по левой полосе, составляет 6,40 м.
В данном случае 0,10 м - это расстояние фары до границы кузова автомобиля; 1,05 - расстояние от корпуса автомобиля до границы с разделительной полосой и 1,50 м - расстояние до оси от края разделительной полосы до оси противоослепляющего экрана.
Минимальное расстояние для встречного грузового автомобиля, следующего по левой полосе составляет 2,40 м, а максимальное для следующего по правой полосе, - 6,15 м.
Более высокие значения возможны в случае более широких проезжих частей.
Б.3 Примеры расчета
Формулы Б.1 и Б.2 относятся к вертикальной плоскости, которая содержит рассматриваемый луч света и которая расположена под углом к вертикальной плоскости, содержащей ось противоослепляющего экрана. Данная плоскость имеет координаты (х, у). Абсцисса является перпендикулярной оси противоослепляющего экрана, и началом ординаты является уровень проезжей части (рисунок Б.1).
Поэтому рассматриваемый луч света проходит через две точки с координатами и . Минимальную эффективную высоту определяют по формулам (Б.1) и (Б.2):
(Б.1)
Рассмотрим случай, когда уровень проезжей части на участке дороги не имеет уклона и горизонтален, т.е. соответствует значению у для х = 0.
Тогда:
(Б.2)
Б.4 Вычисление для различных уровней защиты
В таблице Б.1 приведены значения (в метрах) для защиты глаз водителя легкового автомобиля от встречного легкового автомобиля для 4 возможных ситуаций.
Таблица Б.1 - Значения для защиты глаз водителя легкового автомобиля от встречного легкового автомобиля
(м) |
(м) |
(м) |
2,65 |
2,85 |
0,89 |
2,65 |
6,60 |
0,89 |
6,40 |
2,85 |
1,01 |
6,40 |
6,60 |
0,90 |
В таблице Б.2 приведены значения (в метрах) для защиты глаз водителя легкового автомобиля для разных дорожно-транспортных ситуаций от грузового автомобиля.
Таблица Б.2 - Значения (в метрах) для защиты глаз водителя легкового автомобиля для разных дорожно-транспортных ситуаций от грузового автомобиля
(м) |
(м) |
(м) |
2,40 |
2,65 |
1,12 |
2,40 |
6,60 |
1,08 |
6,15 |
2,65 |
1,11 |
6,15 |
6,60 |
1,12 |
Б.5 Поправки для углов и обобщение результатов
Значения, вычисленные в таблицах Б.1-Б.2, учитывают уклон падающего луча, который представлен с помощью на рисунке Б.1 таким образом, что:
(Б.3)
В следующем вычислении принимают равным 30° и равным 15°.
Примечание - Не заблокированный экраном луч не мешает приближающимся водителям, если он достигает их под широким углом. В целом считают, что помеха является незначительной для .
Следовательно, физическое ограничение величины составляет .
Таблица Б.3 - Значения поправки параметров в случае защиты глаз водителя легкового автомобиля от встречного легкового автомобиля
(м) |
(м) |
(м) |
2,65 |
2,85 |
0,030 |
2,65 |
6,60 |
0,017 |
6,40 |
2,85 |
0,017 |
6,40 |
6,60 |
0,012 |
В таблицах Б.3-Б.4 приведены теоретические значения для ситуаций, рассмотренных в таблицах Б.1-Б.2, соответственно.
Данные значения подлежат сравнению с предельным значением 0,536.
Таблица Б.4 - Значения поправки параметров в случае защиты глаз водителя легкового автомобиля для разных дорожно-транспортных ситуаций от грузового автомобиля
(м) |
(м) |
(м) |
2,40 |
2,65 |
0,109 |
2,40 |
6,60 |
0,065 |
6,15 |
2,65 |
0,063 |
6,15 |
6,60 |
0,046 |
Внесение поправки для угла не является необходимым с целью определения значений в рассматриваемых ситуациях.
Рассмотренные случаи и используемые параметры привели к следующим заключениям:
- противоослепляющий экран высотой 1,12 м над землей защитит легковые автомобили от всех падающих лучей фар встречных автомобилей;
- теоретические расчеты показывают, что возможно увеличение высоты экрана с учетом падающего светового луча на 0,109 м для ситуации, когда встречный грузовой автомобиль движется по левой полосе. Но такие ситуации достаточно редки и могут не браться во внимание, т.к. Правила дорожного движения разрешают двигаться грузовым автомобилям по левой полосе лишь для выполнения обгона.
На рисунке Б.3 представлен поперечный профиль автомобильной дороги с разделенными по высоте проезжими частями.
Разность в высоте между двумя проезжими частями составляет d. Данный параметр оказывает влияние на , и для блокировки лучей с более высокой расположенной проезжей части может быть необходима система большей высоты. Угол уклона разделительной полосы равен .
Началом ординаты является уровень ниже расположенной проезжей части, формула (Б.1) преобразуется следующим образом (Б.4) и (Б.5):
(Б.4)
соответствует значению y + (d/2) для х = 0, т.е.
(Б.5)
Возникает поправочный член , который применяют к значениям, вычисляемым в соответствии с формулами (Б.1) и (Б.2).
В примере d примем равным 0,254 м и значение уклона разделительной полосы примем равным 45°. Все значения и увеличим на м для того, чтобы учесть дополнительную ширину разделительной полосы.
Для случая с наибольшим значением высоты экрана (таблица Б.1), если м и м, высоту противоослепляющего экрана необходимо увеличить на 0,09 м.
Формула Б.5 действительна для всех значений и всех уклонов. Необходимо только провести повторное вычисление значений и путем увеличения их на .
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.