General use highways. Traffic bollards. Technical requirements
Дата введения - 1 октября 2015 г.
Введен впервые
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила, рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены"
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на вновь изготавливаемые и устанавливаемые дорожные тумбы (далее - тумбы), применяемые в качестве направляющих устройств на автомобильных дорогах общего пользования по ГОСТ 32846 и ГОСТ 33151 и устанавливает их классификацию, технические требования и правила применения.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты.
ГОСТ 9.307-89 Единая система защиты от коррозии и старения. Покрытия цинковые горячие. Общие требования и методы контроля
ГОСТ 15150-69 Машины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды
ГОСТ 32760-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожные тумбы. Методы контроля
ГОСТ 32846-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация
ГОСТ 32945-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Знаки дорожные. Технические требования
ГОСТ 32953-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Разметка дорожная. Технические требования
ГОСТ 33128-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Ограждения дорожные. Технические требования
ГОСТ 33151-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю "Национальные стандарты", составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом, следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения, обозначения и сокращения
3.1 В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями.
3.1.1 направляющие устройства: Направляющие устройства на автомобильных дорогах общего пользования по ГОСТ 32846.
3.1.2 дорожные тумбы (тумбы): Элемент обустройства автомобильной дороги, относящийся к направляющим устройствам и применяющийся совместно с другими техническими средствами организации дорожного движения.
Примечание - Тумбы предназначены для установки в местах разделения транспортных потоков с целью визуальной ориентации и уменьшения вероятности возникновения и тяжести дорожно-транспортных происшествий.
3.1.3 геометрические размеры тумб: Высота, ширина, длина тумбы.
Примечание - Геометрические размеры тумбы приведены на рисунке 1.
3.1.4 высота тумбы: Вертикальный размер от плоскости установки до крайней верхней точки тумбы (см. рисунок 1);
3.1.5 ширина тумбы: Максимальный горизонтальный размер тумбы под прямым углом к направлению движения транспортных средств (см. рисунок 1);
3.1.6 длина тумбы: Максимальный горизонтальный размер тумбы, параллельный направлению движения транспортных средств (см. рисунок 1).
3.1.7 плоскость установки: Горизонтальная плоскость на которую устанавливается тумба в соответствии с предъявляемыми требованиями (см. рисунок 1).
3.1.8 основание тумбы: Часть тумбы, используемая для закрепления ее на поверхности препятствия (см. рисунок 1).
3.2 В настоящем стандарте применяют следующие обозначения и сокращения:
- х, у - координаты цветности;
- ДТ1, ДТ2, ДТ3 - классы тумб по стойкости к механическому воздействию.
4 Классификация
4.1 По конструктивным особенностям и условиям эксплуатации тумбы делятся на:
- тумбы закрытого типа (демпфирующие), конструкция которых позволяет заполнить их демпфирующим составом;
- тумбы открытого типа (только для визуального ориентирования), конструкция которых не предусматривает заполнения их демпфирующим составом.
4.2 По способу размещения дорожных знаков на тумбах тумбы делятся на:
- тумбы, включающие в себя один или два дорожных знака по ГОСТ 32945;
- тумбы, служащие опорой для дорожных знаков по ГОСТ 32945.
4.3 По геометрическим параметрам тумбы делятся на:
- тумбы малые;
- тумбы большие.
4.4 По видимости в темное время суток тумбы делятся на:
- тумбы с искусственным освещением;
- тумбы со световозвращающими элементами.
4.5 По стойкости к механическому воздействию тумбы делятся на следующие классы:
Класс ДТ1 - тумбы, конструктивные особенности которых позволяют им отделиться от основания и разрушиться под воздействием транспортного средства;
Класс ДТ2 - тумбы, конструктивные особенности которых позволяют им отклониться и вернуться в исходное положение после воздействия транспортного средства;
Класс ДТ3 - тумбы, конструктивные особенности которых позволяют им восстановить свою первоначальную форму после деформации, вызванной воздействием транспортного средства.
4.6 По функциональному применению тумбы делятся на:
- тумбы для постоянной эксплуатации;
- тумбы, применяемые в качестве временного технического средства организации дорожного движения.
5 Технические требования
5.1 Технические требования к тумбам
5.1.2 Тумбы следует изготавливать из материалов, обеспечивающих их сохранность при эксплуатации и выполнении работ по содержанию в течение гарантийного срока эксплуатации, имеющих стойкость к появлению царапин при проведении соответствующих испытаний.
5.1.3 Элементы крепления тумб (в случае их наличия) должны быть оцинкованы и соответствовать требованиям ГОСТ 9.307, ГОСТ 33128.
5.1.4 Коэффициент световозвращения, коэффициент яркости и координаты цветности х, у применяемых световозвращающих элементов на тумбах должны соответствовать требованиям ГОСТ 32945.
5.1.5 Средняя яркость тумб с искусственным освещением и равномерность распределения яркости должны соответствовать требованиям ГОСТ 32945.
5.1.6 Применяемая на тумбах вертикальная дорожная разметка должна соответствовать требованиям ГОСТ 32953.
5.1.7 Геометрические размеры тумб должны соответствовать требованиям таблицы 1.
Таблица 1
Тип тумбы |
Высота, м |
Ширина, м |
Длина, м |
Малая |
От 0,75 до 1,50 включительно |
До 1,30 включительно |
До 1,30 включительно |
Большая |
Более 1,50 до 1,70 включительно |
Более 1,30 до 2,00 включительно |
Более 1,30 |
Отклонение геометрических размеров тумб от установленных в разрабатываемом стандарте не должно превышать 0,01 м по всем геометрическим размерам.
5.1.8 Тумбы должны изготавливаться из материалов, окрашенных по всей структуре материала (в "массе") в один из следующих цветов: белый, оранжевый, желтый, зеленый, синий, красный.
Координаты цветности (х, у) точек пересечения граничных линий цветовых областей для корпусов тумб должны соответствовать требованиям для знаков с внутренним или внешним освещением (в зависимости от класса тумб) по ГОСТ 32945.
5.1.9 Допускается применять на тумбах световозвращающие элементы в виде двух симметричных, относительно вертикальной оси тумбы треугольников, вершины которых сориентированы в стороны полос движения транспортных средств.
Общий вид световозвращающих элементов, допустимых к применению на тумбах, приведен на рисунке 2.
5.1.10 Электротехнические требования к тумбам с искусственным освещением должны соответствовать требованиям для дорожных знаков с искусственным освещением по ГОСТ 32945.
5.1.11 Размеры основания должны соответствовать корпусу тумбы, к которому оно прикреплено.
5.1.12 Тумбы должны обладать стойкостью к статической нагрузке, в том числе:
- остаточные деформации (отклонение крайней верхней точки) тумб класса ДТ1-ДТ2 после проведения соответствующих испытаний по ГОСТ 32760 не должны превышать 5% от общей высоты.
Элементы тумб не должны быть повреждены или выпасть из своих креплений;
- остаточные деформации (отклонение крайней верхней точки) тумб класса ДТ3 после проведения соответствующих испытаний по ГОСТ 32760 не должны превышать 10% от общей высоты.
Элементы тумб не должны быть повреждены или выпасть из своих креплений.
5.1.13 Тумбы должны обладать стойкостью к динамической нагрузке (стойкость к удару), в том числе:
- остаточные деформации (отклонение крайней верхней точки) тумбы после проведения соответствующих испытаний по ГОСТ 32760 (малая динамическая нагрузка) не должны превышать 5% от общей высоты. Не должно оставаться следов повреждений на тумбе в точке удара.
Элементы тумбы не должны быть повреждены или выпасть из своих креплений;
- для тумб класса ДТ1 после проведения соответствующих испытаний по ГОСТ 32760 (имитация воздействия транспортного средства) тумба должна сдвинуться с основания, а основание не должно быть повреждено. При этом на тумбе не должно быть повреждений, которые не позволят установить ее на основание без какого-либо ремонта, кроме замены крепежных элементов. После испытаний все части тумбы, которые остались на горизонтальной поверхности, не должны выступать более чем на 100 мм выше плоскости установки;
- для тумб класса ДТ2 после проведения соответствующих испытаний по ГОСТ 32760 (имитация воздействия транспортного средства) тумба должна возвращаться в исходное положение, или иметь остаточные деформации (отклонение крайней верхней точки) не более 10% от высоты, измеренные в течение не менее 10 мин и не более 15 мин после окончания приложения динамической нагрузки;
- для тумб класса ДТ3 после проведения соответствующих испытаний по ГОСТ 32760 (имитация воздействия транспортного средства) тумба должна вернуться в исходное положение или иметь остаточные деформации (отклонение крайней верхней точки) не более чем 10% от высоты, измеренные в течение не менее 10 мин и не более 15 мин после окончания приложения динамической нагрузки.
5.1.14 Тумбы классов ДТ1 и ДТ2 должны обладать сопротивлением к кручению, при этом после проведения соответствующих испытаний по ГОСТ 32760 не должно быть нарушений крепления смонтированной тумбы и ее остаточные деформации (угловое отклонение) не должны превышать 5°. На поверхности тумбы должны отсутствовать видимые повреждения (включая дорожные знаки).
5.1.15 Тумбы закрытого типа (демпфирующие), конструкция которых позволяет заполнить их демпфирующим составом, должны отвечать требованиям настоящего стандарта в обоих состояниях - как заполненные демпфирующим составом, так и не заполненные.
5.1.16 Функциональная долговечность тумб должна быть не менее 3 лет.
5.2 Требования к комплектности
5.2.1 Тумбы должны сопровождаться документацией изготовителя, содержащей:
- паспорт с основными характеристиками в соответствии с настоящим стандартом (со ссылкой на межгосударственные стандарты, по которым изготавливается продукция);
- инструкцию по технологии установки, в которой отражают правила проведения работ;
- правила техники безопасности, правила транспортирования и хранения;
- сведения о правилах применения;
- инструкции по эксплуатации, техническому обслуживанию и очистке, в том числе замена ламп.
5.2.2 Тумбы должны поставляться со всеми комплектующими, обеспечивающими сборку и монтаж изделия в соответствии с требованиями настоящего стандарта и документацией изготовителя.
5.3 Требования к маркировке
5.3.1 Маркировку наносят на тыльную сторону тумбы. Маркировка должна быть выполнена из материалов, обеспечивающих сохранность маркировки в течение срока эксплуатации тумбы.
5.3.2 Маркировка тумбы должна содержать следующие данные:
- наименование продукции;
- наименование изготовителя;
- юридический адрес изготовителя;
- товарный знак изготовителя;
- массу брутто и нетто, кг;
- габаритные размеры;
- дату изготовления;
- номер партии;
- обозначение межгосударственных стандартов, по которым изготавливается продукция;
- надпись "дата установки..." со свободным полем, на которое во время установки тумбы несмываемым маркером черного цвета наносят дату установки тумбы (для тумб постоянной эксплуатации);
- вид световозвращающего материала в соответствии с ГОСТ 32945.
5.3.3 Маркировка тумб с искусственным освещением должна дополнительно содержать:
- номинальное напряжение, В;
- количество ламп;
- номинальную мощность каждой лампы, Вт.
5.4 Требования к транспортированию и хранению
5.4.1 Тумбы должны соответствовать требованиям транспортирования их автомобильным, железнодорожным и водным транспортом в соответствии с правилами перевозки грузов, действующими на данном виде транспорта.
5.4.2 При транспортировании и хранении тумб должны соблюдаться требования, устанавливаемые изготовителем в сопроводительной документации и отраженные в маркировке по ГОСТ 15150.
5.4.3 Срок хранения тумб должен быть не менее 1 года со дня изготовления. Тумбы должны храниться в неповрежденной заводской упаковке в закрытых помещениях.
5.4.4 Упаковка тумб должна обеспечивать их сохранность от механических повреждений во время транспортирования и хранения.
5.6 Требования безопасности
5.6.1 В сопроводительной документации на каждую партию тумб должны быть отражены правила (требования) пожаро- и взрывобезопасности.
5.6.2 Место производства работ по установке и содержанию тумб должно быть ограждено в соответствии с требованиями межгосударственных стандартов и схемами, согласованными в установленном порядке, и оборудовано необходимыми техническими средствами организации дорожного движения.
5.6.3 Лица, связанные с установкой тумб, должны соблюдать инструкции по охране труда, устанавливающие правила поведения и выполнения работ на автомобильных дорогах, применять средства индивидуальной защиты, обеспечивающие их повышенную видимость в условиях проведения работ на автомобильных дорогах.
6 Правила применения
Тумбы применяются в соответствии с ГОСТ 33151.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 32759-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Дорожные тумбы. Технические требования" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 марта 2015 г. N 171-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, 2015 г.
Дата введения - 1 октября 2015 г.
1 Разработан Обществом с ограниченной ответственностью "Центром инженерно-технических исследований "Дорконтроль" (ООО ЦИТИ "Дорконтроль")
2 Внесен Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 418 "Дорожное хозяйство"
3 Принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 25 июня 2014 г. N 45)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97 |
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации |
Армения |
AM |
Минэкономики Республики Армения |
Беларусь |
BY |
Госстандарт Республики Беларусь |
Казахстан |
KZ |
Госстандарт Республики Казахстан |
Киргизия |
KG |
Кыргызстандарт |
Россия |
RU |
Росстандарт |
Таджикистан |
TJ |
Таджикстандарт |
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 марта 2015 г. N 171-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32759-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 01 октября 2015 г. с правом досрочного применения
5 Введен впервые