Определение Верховного Суда РФ от 14 сентября 2015 г. N 308-ЭС15-10694
Судья Верховного Суда Российской Федерации Грачева И.Л.,
изучив кассационную жалобу администрации города Сочи и Департамента имущественных отношений администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.11.2014, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2015 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.05.2015 по делу N А32-28593/2014, установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Фирма "ЮЖГАЗСТРОЙ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к администрации города Сочи (далее - Администрация), Департаменту имущественных отношений администрации города Сочи (далее - Департамент), обществу с ограниченной ответственностью "Александрия" (далее - ООО "Александрия"), об обязании Администрации в лице Департамента заключить с Обществом договор от 11.10.2013 N 4900009244 аренды земельного участка площадью 5094 кв. м с кадастровым номером 23:49:0202026:1047, изложив пункт 3.2. договора в следующей редакции: "Размер годовой арендной платы за участок составляет 657 355 руб. 23 коп.".
Арбитражный суд Краснодарского края решением от 21.11.2014, оставленным без изменения постановлениями Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2015 и Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.05.2015, иск удовлетворил.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Администрация и Департамент, ссылаясь на нарушение судами трех инстанций норм материального и процессуального права, просят отменить решение от 21.11.2014, постановления от 02.02.2015 и от 25.05.2015 и вынести новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Податели жалобы указывают следующее: у судов не было оснований для применения при определении размера арендной платы за земельный участок, находящийся в муниципальной собственности, нормативно-правовых актов Краснодарского края и города Сочи, которыми урегулирован порядок определения арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно пунктам 1 и 2 части 7 статьи 291.6 АПК РФ по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит либо определение об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, либо о передаче кассационной жалобы вместе с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
Определение об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации судья выносит в том случае, если изложенные в жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Изучив доводы жалобы и принятые по делу судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации считает, что оснований для передачи жалобы Администрации и Департамента на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется.
Как установлено судами, Общество является собственником объектов недвижимости, расположенных на земельном участке площадью 5094 кв. м с кадастровым номером 23:49:0202026:1047, относящегося к категории земель населенных пунктов, имеющего вид разрешенного использования "под торговый центр", находящегося по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Центральный район, ул. Гагарина.
Департамент по поручению Администрация направил Обществу для подписания проект договора от 11.10.2013 N 490000244 аренды названного земельного участка. В пункте 3.2 договора установлена годовая арендная плата в размере 2 940 848 руб., которая определена на основании отчета от 11.10.2013 N 3/41/О3-2013, подготовленного ООО "Александрия", в размере рыночной арендной платы.
Полагая, что размер арендной платы завышен, Общество в соответствии с пунктом 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) направило арендодателю протокол разногласий, предложив изложить пункт 3.2 в иной редакции.
Поскольку стороны не урегулировали разногласия относительно размера арендной платы, Общество обратилось с настоящим иском в арбитражный суд.
Суды при рассмотрении по правилам статей 445 и 446 ГК РФ преддоговорного спора пришли к выводу о том, что арендная плата за спорный участок, находящийся в муниципальной собственности, является регулируемой и подлежит определению на основании нормативных правовых актов, принятых уполномоченными на то органами государственной власти и местного самоуправления.
Суды посчитали, что поскольку в пункте 2 постановления главы города Сочи от 30.06.2009 N 210 "О поэтапном переходе на рыночную оценку размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города-курорта Сочи", нечетко сформулированы положения, касающиеся определения арендной платы за муниципальные земли в городе Сочи, то при определении арендной платы за спорный участок надлежит руководствоваться постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.01.2011 N 50, которым утверждены Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края и государственной собственности, которая не разграничена на территории Краснодарского края, и постановлением Администрации от 03.06.2011 N 1061 "О правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, государственная собственность на которые не разграничена на территории города Сочи".
Названными правилами установлено, что арендная плата за земли, аналогичные спорному участку на территории Краснодарского края и города Сочи, устанавливается в размере 1,5% от рыночной стоимости земельного участка. С учетом рыночной стоимости спорного участка, определенной на основании заключения судебной экспертизы от 30.10.2014, суды установили, что размер годовой арендной, подлежащей включению в пункт 3.2 спорного договора, должен составлять 657 335 руб. 23 коп.
Доводы кассационной жалобы не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, не опровергают приведенные выводы арбитражных судов и направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судами.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации определил:
отказать администрации города Сочи и Департаменту имущественных отношений администрации города Сочи в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
И.Л. Грачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 14 сентября 2015 г. N 308-ЭС15-10694
Текст определения официально опубликован не был