Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 августа 2015 г. N 46-АПГ15-19
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б., судей Горчаковой Е.В. и Николаевой О.В.,
при секретаре Макаровой А.А
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе правительства Самарской области на решение Самарского областного суда от 16 апреля 2015 года, которым удовлетворено требование заместителя прокурора Самарской области об оспаривании отдельных положений государственной программы Самарской области "Развитие здравоохранения в Самарской области" на 2014-2018 годы", утвержденной постановлением правительства Самарской области от 27 ноября 2013 года N 674.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., объяснения представителя губернатора Самарской области Рузанова Д.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей необходимым оставить решение суда без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
27 ноября 2013 года правительством Самарской области принято постановление N 674, которым утверждена государственная программа Самарской области "Развитие здравоохранения в Самарской области" на 2014-2018 годы".
Постановление опубликовано на официальном сайте правительства Самарской области 11 декабря 2013 года и в официальном издании "Волжская коммуна", N 419 (28835) от 18 декабря 2013 года.
Государственная программа Самарской области "Развитие здравоохранения в Самарской области" на 2014 - 2018 годы" состоит из нескольких подпрограмм, каждая из которых, в свою очередь, содержит паспорт подпрограммы, перечни мероприятий и приложения.
В положениях государственной программы Самарской области: в Паспортах и графах "исполнитель (соисполнитель) мероприятия", "участник государственной программы" после слов "государственные казенные учреждения Самарской области", "государственное казенное учреждение здравоохранения Самарской области "Самарафармация" указано "(по согласованию)".
Заместитель прокурора Самарской области обратился в суд с заявлением о признании недействующими нижеперечисленных положений Государственной программы в той части, в которой установлено требование о согласовании участия в государственной программе государственного казенного учреждения здравоохранения Самарской области "Самарафармация" и других государственных учреждений Самарской области, ссылаясь при этом на то, что установление условия получения согласия государственного казенного учреждения для его участия в мероприятиях государственной программы противоречит содержанию правоотношений между казенными учреждениями и его учредителем, установленных в статье 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Кроме того, согласно части 1 статьи 17 Закона Самарской области от 3 апреля 2002 года N 15-ГД "О порядке управления и распоряжения собственностью Самарской области", пунктам 5 и 6 Устава Самарской области правительство Самарской области, как высший исполнительный орган учредителя государственного учреждения, наделено как административно-организационными полномочиями непосредственно в отношении учреждения Самарской области, так и властными полномочиями в отношении министерств, осуществляющих отдельные функции и полномочия учредителя государственных учреждений.
Решением Самарского областного суда от 16 апреля 2015 года требования прокурора удовлетворены, признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими положения государственной программы Самарской области "Развитие здравоохранения в Самарской области" на 2014-2018 годы", утвержденной постановлением правительства Самарской области от 27 ноября 2013 года N 674, в части слов "(по согласованию)", содержащиеся в тексте:
- в подпрограмме "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи" на 2014 - 2018 годы: в разделе 5 Паспорта и пунктах 1.2, 2.1, 2.2, 3.1-3.4, 3.5, 3.6, 4.1, 4.2, 5.1, 5.2 Перечня мероприятий;
- в подпрограмме "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации" на 2014-2018 годы: в пунктах 2.2, 2.4, 4.1-4.5 Перечня мероприятий;
- в подпрограмме "Охрана здоровья матери и ребенка" на 2014 - 2018 годы: в разделе 5 Паспорта и пунктах 1.1, 1.2, 3.1, 4.1, 5.1 Перечня мероприятий;
- в подпрограмме "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей" на 2014-2018 годы: в разделе 5 Паспорта и в пункте 2.1 Перечня мероприятий;
- в подпрограмме "Оказание паллиативной помощи, в том числе детям" на 2014-2018 годы: в разделе 5 Паспорта и пунктах 1.1 и 2.1 Перечня мероприятий;
- в подпрограмме "Совершенствование системы лекарственного обеспечения в Самарской области" на 2014-2018 годы: в разделе 5 Паспорта и пунктах 1.2-1.4;
- в подпрограмме "Развитие информатизации в системе здравоохранения Самарской области" на 2014-2018 годы: в разделе 5 Паспорта, пункте 1.7 Перечня мероприятий;
- в подпрограмме "Совершенствование системы территориального планирования бюджетных учреждений здравоохранения Самарской области" на 2014-2018 годы: в пунктах 1.1, 1.6, 1.7 Перечня мероприятий;
- в подпунктах 1-15 Перечня мероприятий по проектированию, строительству и реконструкции объектов здравоохранения государственной собственности в Самарской области, являющегося приложением N 4 к подпрограмме "Совершенствование системы территориального планирования бюджетных учреждений здравоохранения Самарской области".
В апелляционной жалобе правительства Самарской области ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда.
Удовлетворяя заявленное прокурором требование, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что установленное в оспариваемом акте условие о необходимости согласования участия государственных казенных учреждений в предусмотренных государственной программой мероприятиях противоречит федеральному законодательству.
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса РФ государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок принятия решений о разработке государственных программ субъекта Российской Федерации, формирования и реализации указанных программ устанавливается нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением правительства Самарской области от 20 сентября 2013 года N 498 утвержден Порядок принятия решений о разработке, формирования и реализации государственных программ Самарской области, которым определены правила разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Самарской области, а также контроля за ходом их реализации.
В соответствии с пунктом 1.2 Порядка к участникам государственной программы (подпрограммы) отнесены органы исполнительной власти (государственные органы) Самарской области, государственные учреждения, органы местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области, организации, на которые возложена ответственность за реализацию мероприятий государственной программы (подпрограммы).
В соответствии с со статьей 95 Устава Самарской области законы Самарской области и иные нормативные правовые акты Самарской области имеют прямое действие и обязательны для исполнения всеми находящимися на территории Самарской области федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Самарской области, органами местного самоуправления в Самарской области, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.
Как следует из системного анализа положений статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 9.1 Федерального закона от 12 января 1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", государственные казенные учреждения субъектов учреждаются решением органа государственной власти субъекта для осуществления деятельности по оказанию государственных услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти.
В соответствии частями 1 и 2 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенные учреждения находятся в ведении органа государственной власти, при этом финансовое обеспечение их деятельности осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.
В силу взаимосвязанных положений статей 161 и 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенные учреждения, являясь получателями бюджетных средств, обязаны принимать и исполнять бюджетные обязательства в пределах бюджетных ассигнований, направляемых в качестве финансового обеспечения реализации соответствующих государственных программ, к числу которых относится программа Самарской области, положения которой в данном случае оспариваются.
В этой связи суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у государственных казенных учреждений Самарской области, в том числе у государственного казенного учреждения здравоохранения Самарской области "Самарафармация", которые являются соисполнителями и участниками государственной программы, отсутствуют законные основания для неисполнения мероприятий, определенных в государственной программе Самарской области.
Следовательно, установление в рамках действующего правового регулирования условия о необходимости согласования с данными учреждениями возможности участия в исполнении государственной услуги противоречит вышеприведенным законоположениям федерального законодательства.
Кроме того, суд обоснованно указал на то, что оспариваемые положения государственной программы не соответствуют требованиям формальной определенности, поскольку не позволяют однозначно определить конкретный порядок применения процедуры согласования, что ведет к неоднозначному толкованию вопросов реализации положений государственной программы и порождает возникновение ситуации правовой неопределенности в содержании правового регулирования данных правоотношений.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, поскольку основаны на неверном толковании заявителем норм материального права. При этом ссылка апеллянта на применение аналогичного правила согласования в положениях Государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 года N 795, не опровергает выводов суда первой инстанции, поскольку в приведенном нормативном правовом акте содержится условие о согласовании участия в государственной программе субъектов, не отнесенных к категории государственных казенных учреждений, а являющихся общественными организациями, фондами, правовой статус которых и предопределяет особенности правового регулирования правоотношений с их участием.
Иных доводов, которые могли бы служить поводом к отмене решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Вместе с тем Судебная коллегия считает необходимым уточнить резолютивную часть решения суда, указав, что в числе признанных судом недействующими положений государственной программы Самарской области "Развитие здравоохранения в Самарской области" на 2014-2018 годы" подлежит признанию недействующим пункт 1.1 Перечня мероприятий подпрограммы "Развитие информатизации в системе здравоохранения Самарской области" на 2014-2018 годы, поскольку при рассмотрении дела установлено, что предметом судебного нормоконтроля являлись не положения отсутствующего в акте пункта 1.7, как ошибочно указал в решении суд, а пункта 1.1 указанного раздела.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Самарского областного суда от 16 апреля 2015 года по существу оставить без изменения, апелляционную жалобу правительства Самарской области - без удовлетворения, уточнив резолютивную часть решения указанием на то, что в числе признанных судом недействующими положений государственной программы Самарской области "Развитие здравоохранения в Самарской области" на 2014-2018 годы" подлежит признанию недействующим пункт 1.1 Перечня мероприятий подпрограммы "Развитие информатизации в системе здравоохранения Самарской области" на 2014-2018 годы.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Николаева О.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 августа 2015 г. N 46-АПГ15-19
Текст определения официально опубликован не был