Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 августа 2015 г. N 92-АПГ15-6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Абакумовой И.Д. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва на решение Верховного Суда Республики Тыва от 3 апреля 2015 года, которым отказано в удовлетворении его заявления об оспаривании отдельных положений пункта 1 статьи 9 Закона Республики Тыва от 11 ноября 2011 года N 952 ВХ-1 "О государственном регулировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Республики Тыва".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
Верховным Хуралом (парламентом) Республики Тыва принят Закон Республики Тыва N 952ВХ-1 от 11 ноября 2011 года "О государственном регулировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Республики Тыва", официально опубликованный в газете "Тувинская правда" от 8 декабря 2011 года N 134.
В соответствии с абзацем 12 пункта 1 статьи 9 указанного Закона не допускается розничная продажа алкогольной продукции организациями и индивидуальными предпринимателями в помещениях, переведенных из жилого помещения в нежилое помещение и расположенных в многоквартирных домах, либо в помещениях, непосредственно примыкающих к многоквартирным домам, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва обратилось в суд с заявлением о признании указанного законоположения недействующим, ссылаясь на его противоречие положениям пункта 8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", указав при этом, что запрет на продажу алкогольной продукции в переведенных из жилых в нежилые помещения, распложенные в многоквартирных домах и пристроенных к ним помещениях, создает неравные дискриминационные условия для хозяйствующих субъектов.
Решением Верховного Суда Республики Тыва от 3 апреля 2015 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва поставлен вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
В соответствии с пунктом "б" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, а также обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области (абзац 2 пункта 1 статьи 1 данного Федерального закона).
Согласно статье 3 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ законодательство о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из данного Федерального закона, иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статья 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ предусматривает особые требования к розничной продаже и потреблению (распитию) алкогольной продукции.
Так в силу абзаца 2 пункта 5 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.
При рассмотрении и разрешении дела суд пришел к правильному выводу о том, что именно такие дополнительные ограничения и установлены оспариваемым заявителем абзацем 12 пункта 1 статьи 9 Закона Республики Тыва от 11 ноября 2011 года N 952 ВХ-1 "О государственном регулировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Республики Тыва".
В этой связи Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не усматривает оснований не согласиться с выводом суда первой инстанции относительно отсутствия противоречий между оспариваемыми заявителем нормами регионального закона и федеральным законодательством, регулирующим спорные отношения.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, поскольку основаны на неверном толковании заявителем норм материального права, в том числе и оспариваемых положений.
Из содержания абзаца 12 пункта 1 статьи 9 Закона республики не следует, что запрет на продажу алкогольной продукции установлен только в отношении тех непосредственно примыкающих к многоквартирным домам помещениях, которые были переведены из жилых помещений в нежилые. В соответствии с оспариваемой нормой такой запрет, вопреки ошибочному толкованию заявителя, распространяется на помещения, переведённые из жилых в нежилые, а также на любые помещения, если они непосредственно примыкают к многоквартирным домам.
В этой связи отсутствие в вышеприведенной правовой норме оспариваемого заявителем положения является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах решение суда следует признать законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суд Республики Тыва 3 апреля 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва - без удовлетворения.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 августа 2015 г. N 92-АПГ15-6
Текст определения официально опубликован не был