Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 июня 2015 г. N 86-АПГ15-1
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Анишиной В.И.,
судей Меркулова В.П. и Никифорова С.Б.,
при секретаре Костереве Д.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Малаховской Н.М. на решение Владимирского областного суда от 26 января 2015 года, которым ей отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим Закона Владимирской области от 14 ноября 2014 г. N 120-ОЗ "О порядке формирования представительных органов муниципальных районов Владимирской области и порядке избрания глав муниципальных образований Владимирской области".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., объяснения представителя Законодательного Собрания Владимирской области Коршуновой К.С., представителя администрации и Губернатора Владимирской области Лызлова Д.Н., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
30 октября 2014 г. Законодательным Собранием Владимирской области принят и подписан губернатором Владимирской области 14 ноября 2014 г. Закон Владимирской области N 120-ОЗ "О порядке формирования представительных органов муниципальных районов Владимирской области и порядке избрания глав муниципальных образований Владимирской области" (далее - Закон), текст которого опубликован в официальном печатном издании "Владимирские ведомости" от 15 ноября 2014 г. N 224.
Подпунктами 1 и 3 части 1 статьи 3 указанного Закона установлено, что глава муниципального района, городского округа, городского поселения и сельского поселения избирается представительным органом соответствующего муниципального образования Владимирской области из своего состава и исполняет полномочия его председателя с правом решающего голоса в муниципальных образованиях Владимирской области Собинский район (муниципальный район) и город Собинка (городское поселение).
Малаховская Н.М. обратилась в суд с заявлением о признании недействующим Закона Владимирской области от 14 ноября 2014 г. N 120-ОЗ в целом, хотя фактически оспаривала указанные положения статьи 3 Закона.
В обоснование заявления указала, что приведенными нормами Закона нарушено ее право, как жителя указанных муниципальных образований, на прямое избрание их глав на муниципальных выборах. Полагала, что она поставлена в неравное положение с жителями иных муниципальных образований (города Гусь-Хрустальный и Ковров, округа Муром), главы которых по положениям оспариваемого Закона избираются на муниципальных выборах.
Решением Владимирского областного суда от 26 января 2015 года заявление Малаховской Н.М. оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Малаховская Н.М. просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных ею требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда, полагая его законным и обоснованным.
Согласно части 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Установление общих принципов организации местного самоуправления отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
В силу пункта 1 части 2 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23 июня 2014 г. N 165-ФЗ) глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава.
Таким образом, указанный Федеральный закон прямо предусматривает, что порядок избрания главы муниципального образования определяется, в том числе законом субъекта Российской Федерации.
Для принятия такого закона частью 2 статьи 4 Федерального закона от 27 мая 2014 г. N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлен шестимесячный срок с момента вступления приведенного закона в силу.
Какие-либо критерии выбора одной из форм избрания главы муниципального образования федеральным законодательством не предусмотрены.
С учетом перечисленных норм закона, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Закон Владимирской области от 14 ноября 2014 г. N 120-ОЗ принят в пределах полномочий, предоставленных федеральным законодательством субъектам Российской Федерации.
Судом проверялись и своего подтверждения не нашли, ссылки в апелляционной жалобе на дискриминацию прав избирателей, в том числе заявительницы в зависимости от места жительства.
Оспариваемые положения Закона не содержат правовых норм, которые бы допускали такую дискриминацию.
Малаховская Н.М. имеет постоянное место жительства на территории муниципальных образований Владимирской области Собинский район и город Собинка, главы которых избираются представительным органом муниципального образования из своего состава. При этом заявитель и иные жители указанных муниципальных образований в равной мере участвуют в выборе главы муниципального образования опосредованно через представительный орган.
Таким образом, в рамках муниципальных образований, в которых Малаховская Н.М., имеет право на участие в местном самоуправлении, оспариваемый Закон не устанавливает дифференциации прав граждан по выбору главы местного самоуправления.
Разница в формах избрания глав различных муниципальных образований не может свидетельствовать о дискриминации, поскольку жители конкретных муниципальных образований не обладают правом на участие в местном самоуправление вне их места жительства (в ином муниципальном образования).
Не противоречат оспариваемые положения Закона и пункту 1 статьи 71 Устава (Основной Закон) Владимирской области, который закрепляет право избирать выборных должностных лиц местного самоуправления. Приведенная норма Устава не устанавливает формы реализации такого права и не исключает выбор глав муниципального образования его представительным органом.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно оставил заявление Малаховской Н.М. без удовлетворения, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу.
Доводы апелляционной жалобы об обратном строятся на ошибочном толковании норм материального права, поэтому не могут являться основанием для отмены постановленного судом решения.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, решение суда является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Владимирского областного суда от 26 января 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Малаховской Н.М. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Анишина В.И. |
Судьи |
Меркулов В.П. |
|
Никифоров С.Б. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 3 июня 2015 г. N 86-АПГ15-1
Текст определения официально опубликован не был