Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущего заседание Комиссии - заместителя начальника Управления контроля размещения государственного заказа Куст И.Ю.,
членов Комиссии:
заместителя начальника правового отдела Управления контроля размещения государственного заказа Шаровой К.К.,
ведущего консультанта отдела рассмотрения жалоб Управления контроля размещения государственного заказа Цыбульской В.И.,
при участии представителей Министерство спорта Российской Федерации Шумана В.В., Абаляна А.Г., Вырупаева К.В., Лукичевой А.Ю., Григорьевой И.И., Некоммерческое партнерство "Национальная гильдия инновационных менеджеров" Афанасьева В.Г.,
рассмотрев жалобу Некоммерческого партнерства "Национальная гильдия инновационных менеджеров" (далее - Заявитель) на действия Министерства спорта Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссии Заказчика (далее - Конкурсная комиссия) открытого конкурса на право заключения государственного контракта на разработку и научное обоснование методики оценки показателей деятельности организаций осуществляющих спортивную подготовку с целью повышения эффективности их деятельности на основе создания государственной системы рейтинга таких организаций (номер извещения 0173100014415000015 по лоту N 4) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Конкурсной комиссией:
1. Заказчиком, в Конкурсной документации установлен порядок оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушающий требования Закона о контрактной системе.
2. Конкурсной комиссией необоснованно присвоена низкая оценка в баллах заявке Заявителя по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" порядка оценки, установленного конкурсной документацией
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Конкурсная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 14.05.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта: 3 000 000 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 7 заявок от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе по допущено 5 участников закупки;
6) дата проведения Конкурса - 15.06.2015;
7) в период проведения Конкурса по лоту N 4 предложения о цене контракта подавали 7 участников Аукциона;
8) победителем Конкурса признана Автономная некоммерческая организация содействия развития спорта "Новые спортивные технологии" с минимальным предложением о цене контракта 2 995 000 руб.
1. В соответствии с частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации о закупке может быть подана любым участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц до окончания установленного срока подачи заявок. По истечении указанных в части 3 статьи 105 Закона о контрактной системе сроков обжалование соответствующих действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего осуществляется только в судебном порядке.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 15.06.2015. Вместе с тем, жалоба Заявителя подана в ФАС России 24.06.2015 (вх. N 62861/15), то есть после окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе.
Таким образом, довод Заявителя о том, что положения Конкурсной документации не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, не подлежит рассмотрению Комиссией.
2. В соответствии с частью 6 статьи 106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе критериями оценки этих заявок, окончательных предложений, в том числе - качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Следовательно, рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в Конкурсе, в том числе по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
3. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки: "Цена контракта (в денежных единицах). (Значимость критерия: 20%). "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (Значимость критерия: 80%).
Согласно Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок по показателю "Качество работ" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок":
"Определяется членами Конкурсной комиссии методом экспертной оценки предложений об организации учебного процесса, представленных всеми участниками конкурса путем сложения баллов данного показателя. Значение подпоказателей:
N п/п |
Содержание показателя "Качество работ" |
Максимальное значение |
1. |
Наличие, обоснованность и конкретизация актуальности темы научно-исследовательской работы |
5 баллов |
2. |
Наличие информации о состоянии разработки проблемы за рубежом |
5 баллов |
3. |
Наличие информации о состоянии разработки проблемы в Российской Федерации |
5 баллов |
4. |
Наличие информации о состоянии разработки проблемы в организации заявителя |
5 баллов |
5. |
Наличие, обоснованность и конкретизация цели работы |
5 баллов |
6. |
Соответствие объекта исследования цели и гипотезе работы |
5 баллов |
7. |
Соответствие предмета исследования объекту исследования и гипотезе работы |
5 баллов |
8. |
Наличие, обоснованность и конкретизация гипотезы исследования |
5 баллов |
9. |
Наличие, обоснованность и конкретизация планируемой научной новизны работы |
5 баллов |
10. |
Наличие, обоснованность и конкретизация практической значимости |
5 баллов |
11. |
Наличие, обоснованность и конкретизация планируемой теоретической значимости работы |
5 баллов |
12. |
Наличие, обоснованность и конкретизация задач исследования для достижения качественных и технических характеристик результатов выполнения работ |
5 баллов |
13. |
Наличие, обоснованность и достаточность предложенных методов для решения задач исследования |
5 баллов |
14. |
Наличие, обоснованность и достаточность предложенных методов и способов решения основных задач работы для достижения предлагаемых значений качественных и технических характеристик результатов выполнения работ |
15 баллов |
15. |
Наличие и обоснованность подробного описания организации выполнения работ |
5 баллов |
16. |
Соответствие содержания планируемой к получению научной продукции установленным требованиям |
5 баллов |
17. |
Соответствие содержания планируемых к получению результатов работы установленным требованиям |
5 баллов |
18. |
Наличие и обоснованность предлагаемой области применения планируемых результатов |
5 баллов |
Количество баллов, присваиваемых заявке по данному показателю определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке по данному показателю
Количество баллов, присуждаемых каждой заявке членом комиссии по показателю "Качество работ" (НЦБк), определяется по формуле:
# где:
Бj - максимально значение, присуждаемое каждой заявке по j-му подпункту содержания показателя "Качество работ", j=1,_,n;
n = 18;
КО - коэффициент оценки, значение которого изменяется от 0 до 1,0 с шагом, равным 0,5 в пределах:
КО = 0 - сведения, представленные в заявке для оценки по j-му подпункту, полностью не соответствуют содержанию подпункта, либо отсутствуют;
КО = 0,5 - сведения, представленные в заявке для оценки по j-му подпункту, не в полной мере отражают возможность достижения цели работы, получения заданных результатов и выполнения установленных, в том числе технических и других требований к работам;
КО = 1,0 - сведения, представленные в заявке для оценки по j-му подпункту, практически в полной мере отражают возможность достижения цели работы, получения заданных результатов и выполнения установленных, в том числе технических и других требований к работам.
Комиссия приходит к выводу о том, что установленный Заказчиком порядок оценки по указанному критерию не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта, в связи с отсутствием установленной зависимости между количеством присваиваемых баллов представляемыми участниками закупки сведениями по указанному показателю.
Действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу Некоммерческого партнерства "Национальная гильдия инновационных менеджеров" необоснованной.
2. На основании части 6 статьи 106 Закона о контрактной системе не рассматривать довод Некоммерческого партнерства "Национальная гильдия инновационных менеджеров" в отношении результатов оценки заявок на участии в Конкурсе по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
3. На основании части 3 статьи 105 Закона о контрактной системе не рассматривать довод жалобы Некоммерческого партнерства "Национальная гильдия инновационных менеджеров" на положения документации о Конкурсе. Некоммерческое партнерство "Национальная гильдия инновационных менеджеров" вправе обжаловать действия Заказчика в судебном порядке.
4. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
5. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
6. Передать материалы дела от 01.07.2015 N К-775/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 1 июля 2015 г. N К-775/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был