Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Малибу-Трэвел" (далее - Заявитель) на действия Министерства иностранных дел Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по организации и проведению V Всемирного Конгресса соотечественников, проживающих за рубежом (номер извещения 0173100002215000046) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки, Заказчиком Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В проекте контракта ненадлежащим образом установлено условие об оплате оказываемых услуг, что противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
2. Заказчиком в документации об Аукционе надлежащим образом не установлено требование к участникам закупки, а именно отсутствует требование о наличии у участника закупки копии Свидетельства о включении в Единый федеральный реестр туроператоров (либо выписки из указанного реестра), что противоречит Закону о контрактной системе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 10.06.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 25 772 800 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 10 заявок от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 9 участников закупки;
6) дата проведения Аукциона - 06.07.2015;
1. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
По мнению Заявителя, условие указанное в пункте 3.4 проекта контракта противоречит нормам Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), а именно согласно пункту 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Данная норма права по мнению Заявителя является существенным условием договора и не может быть изменена по соглашению сторон. В соответствии с пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекс Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг. Следовательно, согласно положениям Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить услуги, а не фактические расходы исполнителя. Фактические расходы исполнителя входят в стоимость услуг, могут быть меньше цены контракта, а могут и превышать ее.
В соответствии с пунктом 3.4 проекта контракта документации об Аукционе установлено: "Заказчик производит оплату Услуг по фактическим расходам, но не более общей цены Контракта, в течение 50 (пятидесяти) банковских дней с даты подписания уполномоченными представителями Сторон Акта приема-передачи оказанных Услуг и предоставления Исполнителем счета, счета-фактуры, Финансового отчета об оказанных Услугах, заверенных печатью Исполнителя и подписанный уполномоченным лицом Исполнителя и главным бухгалтером Исполнителя, но не ранее 10 (десяти) банковских дней с момента открытия финансирования".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что под фактическими расходами исполнителя понимаются расходы по оказанным исполнителем услугам в строгом соответствии с техническим заданием и фактическим объемом оказанных услуг, отражаемым в подтверждающих документах.
Комиссия не усмотрела в указанных положениях проекта контракта противоречия требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в соответствии с частью VI документации об Аукционе в состав услуг помимо прочего включены также услуги по проживанию и транспортному обслуживанию. С учетом положений статьи 1 Федерального закона N 132 от 24.11.2006 "Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации" (далее - 132-ФЗ) предмет контракта является туристским продуктом (комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта). Учитывая, что при выполнении государственного контракта туристический продукт не только реализуется, но и формируется (на рынке отсутствует подобный готовый туристический продукт), данная деятельность может быть оказана только туроператорами. В соответствии со статьей 4.1, 132-ФЗ оказывать туристические услуги могут только туроператоры, входящие в Единый федеральный реестр туроператоров. Следовательно, Заказчику необходимо включить в документацию об Аукционе требование о наличии участника в Едином федеральном реестре туроператоров (либо выписки из указанного реестра).
На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что в соответствии с извещением о закупке, объект закупки определен кодом ОКПД 74.87.15 именуемым "Услуги по организации выставок, ярмарок и конгрессов" в соответствии с "ОК 034-2007 (КПЕС 2002)". Согласно ОКПД услуги туроператоров определены иным кодом 63.3 "Услуги туристических агентств и туроператоров; услуги но обслуживанию туристов, не включенные в другие группировки", которые не являются предметов Аукциона.
Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что в объект закупки не включает перевозку, покупку билетов и т.д.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии не представил доказательств, подтверждающих, что услуги оказываемые в рамках данной закупки являются туристическим продуктом и могут оказываться исключительно туроператорами.
Таким образом, вышеуказанный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
Признать жалобу ООО "Малибу-Трэвел" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 6 июля 2015 г. N К-799/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был