Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу Акционерного общества "НПО Опыт" (далее - Заявитель) на действия единой комиссии Федерального агентства по управлению государственным имуществом (далее - Единая комиссия) при проведении Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (далее - Заказчик), Единой комиссией открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по архивной обработке управленческой документации Федерального агентства по управлению федеральным имуществом за 2006-2007 годы, документов специализированных чековых инвестиционных фондов за 1992-1997 годы, документов по личному составу Росимущества за 2004-2009 годы, отбору к уничтожению документов Минимущества России с истекшими сроками хранения (номер извещения 0173100010515000034) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Единой комиссии при проведении Заказчиком, Единой комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Единой комиссии, нарушившей порядок оценки и сопоставления заявок на участие Конкурсе.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Единая комиссия, Заказчик действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 02.06.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 5 600 000 рублей;
4) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 3 участников закупки;
6) победителем Конкурса признан ИП Попова М.А. с предложением о цене контракта 4 250 000 рублей.
1. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает, в том числе следующие критерии: цена контракта; квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
При этом, согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. При этом для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В Конкурсной документации установлен критерий оценки заявок: "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (предельная величина значимости критерия оценки заявок - 40%), в соответствии с которым:
"Значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, будет скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя. Для оценки заявок (предложений участников) для показателя установлена его значимость в нижеприведенной таблице, в соответствии с которой будет производиться оценка, по шкале предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
N Критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации"
Для оценки квалификации участников вводятся следующие показатели:
1. По показателю "Опыт работы, связанный с предметом контракта" оценки подлежит наличие выполненных участниками конкурса государственных контрактов на выполнение работ по архивной обработке документов Архивного фонда Российской Федерации и упорядочению документов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, эквивалентных предмету конкурса по содержанию, видам, объемам и условиям выполнения работ в течение последних трех лет. Максимальное количество баллов -40 баллов.
7 и более - 40 баллов
от 5 контрактов до 6 контрактов - 30 баллов
от 3 контрактов до 4 контрактов - 20 баллов
от 1 контракта до 2 контрактов - 10 баллов
Баллы присваиваются только за документально подтвержденное наличие опыта работ. При наличии контрактов, имеющих гриф ограничения доступа, необходимо указать номера контрактов.
2. Показатель "Квалификация трудовых ресурсов".
Наличие работников со стажем работы в области делопроизводства и архивного дела более трех лет либо со специальным образованием и стажем работы свыше одного года, которые будут привлечены к исполнению государственного контракта в случае победы в конкурсе. Максимальное количество баллов - 40 баллов.
свыше 30 специалистов - 40 баллов
от 21 до 29 специалистов - 30 баллов
от 11 до 20 специалистов - 20 баллов
до 10 специалистов - 10 баллов
Оценка по данному показателю осуществляется на основе представленных в заявке на участие в конкурсе копий сертификатов, дипломов, удостоверений о повышении квалификации/переквалификации по темам, составляющим предмет контракта (архивное дело, научно-техническая обработка архивных дел, экспертная оценка фондов документов).
3. Показатель "Деловая репутация участника закупки"
Наличие грамот, дипломов, благодарственных писем, благодарностей и отзывов, выданных участнику закупки организациями за выполнение работ аналогичных предмету закупки. Максимальное количество баллов - 10 баллов.
15 и более - 10 баллов
от 10 до 14 - 8 баллов
от 1 до 9 - 4 балла
Подтверждается копиями грамот, дипломов, благодарственных писем, благодарностей и отзывов за выполнение работ аналогичных предмету закупки.
4. Наличие грамот, дипломов, благодарственных писем, благодарностей и отзывов от государственных федеральных архивов, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных подразделений, выданных участнику закупки за выполнение работ аналогичных предмету закупки
10 баллов
5 и более - 10 баллов
от 3 до 4 - 8 баллов
от 1 до 2 - 4 баллов
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 25.06.2015 N 0173100010515000034-2 в пункте 11 произведена оценка по вышеуказанным показателям. По итогам рассмотрения и оценки заявок участнику с порядковым номером "3" (Заявителю) Единой комиссией присвоено второе место, согласно следующей формуле:
Ri=((4 250 000/4900 000)x100x0,6)+((0x0,4)+(40x0,4)+(4x0,1)+(0x0,1))x0,4=58,6
Конкурсной документацией предусмотрена формула расчета итогового рейтинга, в соответствии с которой:
Ri = (ЦБi?ЗЦБ) + (НЦБi?ЗНЦБ)
где:
Ri - итоговый рейтинг i-ой заявки;
ЦБi - рейтинг, присуждаемый i-ой заявке по критерию "Цена контракта", баллов;
ЗЦБ - значимость критерия "Цена контракта";
НЦБi - рейтинг, присуждаемый i-ой заявке по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации";
ЗНЦБ - значимость критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Следовательно, Единая комиссия неправомерно применила формулу итогового определения рейтинга баллов участников Конкурса, используя не предусмотренные Конкурсной документацией коэффициенты.
Вместе с тем, утвержденная Заказчиком Конкурсная документация не содержит соответствующую значимость каждого показателя критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Таким образом, учитывая, что Заказчиком в Конкурсной документации не установлена значимость каждого показателя, в соответствии с которой будет производиться оценка заявок, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком надлежащим образом не установлен порядок оценки заявки на участие в Конкурсе, что нарушает требования пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, действия Единой комиссии неправомерно применившей формулу итогового определения рейтинга баллов участников Конкурса нарушают часть 5 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу АО "НПО Опыт" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Единой комиссии нарушение части 5 статьи 53 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Единой комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела от 06.07.2015 N К-808/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 6 июля 2015 г. N К-808/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был