Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Компания ЕВРОДОМ" (далее - Заявитель) на действия Федеральной налоговой службы (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по развитию автоматизированной информационной системы ФНС России (номер извещения 0173100007815000040) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В Конкурсной документации Заказчиком установлено неправомерное требование к банковской гарантии, представляемой в качестве обеспечения исполнения контракта.
2. В Конкурсной документации Заказчиком установлено излишнее требование к содержанию и составу заявки на участие в Конкурсе, а именно: Заказчиком предъявлено излишнее требование о предоставлении информации в соответствии с документом "Форма заявления на участие в конкурсе", а также неправомерно установлено обязательное требование к участникам закупки об указании права Заказчика запрашивать уточняющую информацию, в том числе информацию о соисполнителях. Также Заказчиком неправомерно установлено требование к участникам Конкурса об указании в заявке на участие в Конкурсе обязательства участника заключить контракт в течение десятидневного срока.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке:
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 19.06.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 712 600 000 рублей;
4) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе Конкурса - 10.07.2015 .
1. В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать размер обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, а также условия банковской гарантии (в том числе срок ее действия).
Пунктом 5 раздела 2 Конкурсной документации "Информационная карта" в графе "Требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара" установлено следующее:
"В случае, если заказчиком предусмотрены указанные требования, они содержатся в Техническом задании (Раздел 6 настоящей конкурсной документации) и Проекте государственного контракта (Раздел 5 настоящей конкурсной документации)".
Подпунктом 2 пункта 19 "Обеспечение исполнения контракта" раздела 2 Конкурсной документации установлено, что банковская гарантия, предоставляемая в качестве обеспечения исполнения контракта, должна быть безотзывной и должна содержать, в том числе "обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией:
- поставка товара, выполнение работ, оказание услуг в срок, установленный контрактом;
- поставка товара, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с требованиями и на условиях, установленных контрактом;
- устранение недостатков, дефектов товаров, работ, услуг в срок, предусмотренный контрактом;
- выполнение гарантийных обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя) (при наличии) в период срока действия обеспечения исполнения контракта;
- уплату неустоек в виде штрафов, пени, предусмотренных контрактом".
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно предъявлено требование к банковской гарантии об указании обязательства "выполнение гарантийных обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя) (при наличии) в период срока действия обеспечения исполнения контракта".
При этом, представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что соблюдение условий банковской гарантии о выполнении гарантийных обязательства поставщика в период срока действия обеспечения исполнения контракта предъявляется в случае установления требований к гарантийным обязательствам в Техническом задании и Проекте Контракта Конкурсной документации. Вместе с тем, указанное требование в Техническом задании и Проекте Контракта Конкурсной документации не установлено, следовательно, указанное условие для банковской гарантии не предъявляется Заказчиком к исполнителю.
Таким образом довод Заявителя о том, что Заказчиком в Конкурсной документации установлены неправомерные требования к банковской гарантии, не нашел своего подтверждения.
2. Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Разделом 3 Конкурсной документации "Образцы форм и документов для заполнения участниками конкурса" установлена форма: "Форма заявления на участие в конкурсе" (далее - Заявление).
Предоставление в составе заявки на участие в Конкурсе Заявления, по мнению Заявителя, является излишним требованием.
Кроме того, по мнению Заявителя, указанное Заявление предъявляет излишние требования в участникам закупки, а именно: "3. Настоящим гарантируем(-ю) достоверность представленной нами(мной) в заявке на участие в конкурсе информации и подтверждаем(-ю) право Федеральной налоговой службы запрашивать у нас(меня), в уполномоченных органах власти и у упомянутых в нашей(моей) заявке юридических и физических лиц информацию, уточняющую представленные нами(мной) сведения, в том числе сведения о соисполнителях. 4. В случае если предложения, представленные будут признаны лучшими, мы(я) берем(-у) на себя обязательства в течение десяти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе подписать государственный контракт в соответствии с требованиями конкурсной документации и условиями наших(моих) предложений, и представить все экземпляры контракта заказчику".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе предусматривает обязанность участников Конкурса подавать заявку на участие в Конкурсе в соответствии с установленными Конкурсной документацией формами по заполнения заявки на участие в Конкурсе.
Кроме того, представители Заказчика сообщили, что требование, установленное в Заявлении к участникам закупки об указании права Заказчика запрашивать уточняющую информацию, в том числе информацию о соисполнителях не ограничивает участников закупки, при этом дача ответа на указанный запрос осуществляется по усмотрению участника конкурса и не носит обязательный характер.
Также, представители Заказчика пояснили, что указание в Заявление на обязательство участника закупки "заключить контракт в десятидневный срок с даты размещения в единой информационной системе протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" предусмотрено частью 2 статьи 54 Закона о контрактной системе. Следовательно, указанное положение не является ограничением прав участников Конкурса.
Таким образом довод Заявителя об установлении Заказчиком излишних требований к форме и содержанию заявки не нашел своего подтверждения.
3. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила оценки), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил оценки, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил оценки установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Вместе с тем, в Конкурсной документации установлен порядок оценки и величины показателей, в том числе "квалификация участников конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (Кк) (значимость - 70%)".
По указанному критерию установлены следующие показатели:
а) квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнения работ (значимость показателя - 40%)
б) опыт участника конкурса по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема (значимость показателя - 40%);
в) обеспеченность участника конкурса трудовыми ресурсами (значимость показателя - 20%)
Квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнения работ, определяется наличием в штате у участника конкурса специалистов, имеющих именные сертификаты, перечисленные в примечаниях N 1 (31 сертификат), N 2 (35 сертификата), N 3 (44 сертификата) к шкале оценки.
Для оценки заявок по показателю "квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнения работ" заказчиком установлена шкала оценки, устанавливающая порядок присвоения баллов заявкам на участие в конкурсе членами конкурсной комиссии:
N п/п |
Интервалы изменений и порядок их определения |
Предельные величины значений |
Количество баллов |
| |||
1 |
Наличие у участника конкурса специалистов, имеющих в совокупности все сертификаты, перечисленные в примечании N 1. Каждый специалист имеет один или несколько сертификатов, перечисленных в примечании N 1. |
При этом количество таких специалистов составляет не менее 14. |
10 баллов |
2 |
Наличие у участника конкурса специалистов, имеющих в совокупности все сертификаты, перечисленные в примечании N 2. Каждый специалист имеет один или несколько сертификатов, перечисленных в примечании N 2. |
При этом количество таких специалистов составляет не менее 20. |
40 баллов |
3 |
Наличие у участника конкурса специалистов, имеющих в совокупности все сертификаты, перечисленные в примечании N 3. Каждый специалист имеет один или несколько сертификатов, перечисленных в примечании N 3. |
При этом количество таких специалистов составляет не менее 30. |
100 баллов |
Исходя из указанного, порядок оценки по показателю "квалификация трудовых ресурсов, предлагаемых для выполнения работ" не позволяет выявить лучшее предложение об исполнении контракта, в связи с отсутствием пропорциональной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по указанному показателю.
Действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Компания ЕВРОДОМ" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 06.07.2015 N К-809/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 6 июля 2015 г. N К-809/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был