Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Специализированное тоннельное строительство" (далее - Заявитель) на действия Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга (далее - Заказчик), Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на выполнение работ по объекту: "Строительство Лахтинско-Правобережной линии метрополитена от ст. "Спасская" до ст. " Морской Фасад" (1-й пусковой комплекс от ст. "Спасская" до ст. "Большой Проспект") для нужд Санкт-Петербурга (номер извещения 0172200002515000165) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в Конкурсной документации дополнительные требования к участникам закупки по предоставлению контракта, подтверждающего опыт выполнения работ, вместе с тем указанные дополнительные требования неправомерно применены в порядке оценки Конкурсной документации по показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема".
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 06.07.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 20 704 991 686,61 рублей;
4) дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 23.07.2015 12:00.
1. Согласно части 4 статьи 56 Закона о контрактной системе в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно доводу Заявителя, изложенному в жалобе, в Конкурсной документации установлены дополнительные требования к участникам закупки по предоставлению контракта, подтверждающего опыт выполнения работ, вместе с тем указанные дополнительные требования неправомерно применены в порядке оценки Конкурсной документации по показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема".
В соответствии с пунктом 2.1.1 раздела "Специальная часть. Инструкция участникам" Конкурсной документации участник Конкурса должен соответствовать, в том числе следующему дополнительному требованию: "Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс".
При этом пунктом 11 раздела "Специальная часть. Инструкция участникам" Конкурсной документации Заказчиком, Уполномоченным органом установлен порядок оценки по показателю "Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному, выполнению работ сопоставимого характера и объема" критерия оценки заявок "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Квалификация участника закупки), согласно которому оценке подлежит:
"Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема, выраженных в количестве исполненных контрактов на выполнение работ по строительству объектов метрополитенов, являющихся объектом закупки, исполненных, принятых заказчиком, введенных в эксплуатацию в период за последние пять лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе в качестве генерального подрядчика. При этом учитываются контракты (договоры) стоимость каждого из которых составляет не менее, чем 25 % начальной (максимальной) цены контракта настоящего конкурса".
Согласно пункту 30 Постановления Правительства N 1085 от 28.11.2013 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг" в случае если в отношении участников закупки предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, такие дополнительные требования не могут применяться в качестве критериев оценки заявок (предложений).
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что дополнительные требования к участникам закупки установлены в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации) и не применяются при оценке заявок участников закупки на участие в Конкурсе. При этом представители Заказчика, Уполномоченного органа указали на то, что при оценке заявок по вышеуказанному показателю учитывается опыт участников закупки по успешному выполнению работ именно по объектам метрополитенов.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, предметом контракта является выполнение работ по строительству Лахтинско-Правобережной линии метрополитена от ст. "Спасская" до ст. " Морской Фасад". Однако, Заказчиком, Уполномоченным органом, в соответствии с пунктом 2.1.1 раздела "Специальная часть. Инструкция участникам" Конкурсной документации, предъявлены дополнительные требования к участникам закупки по выполнению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
На заседании Комиссии установлено, что Конкурсная документация не содержит определения соответствующих работ (не установлен вид работ) в отношении предоставления участниками закупки документов, подтверждающих их соответствие предъявляемым требованиям в соответствии с положениями Постановления Правительства Российской Федерации.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, неправомерно установивших дополнительные требования к участникам закупки, нарушают часть 4 статьи 56 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных статьей 56 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
При этом согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила оценки), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил оценки, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил оценки установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены следующие критерий оценки заявок на участие в Конкурсе:
Номер критерия оценки |
Наименование критерия оценки |
Значимость критерия оценки, % |
Коэффициент значимости критерия |
1. |
Цена контракта |
60 |
0,6 |
2. |
Квалификация участника закупки |
30 |
0,3 |
3 |
Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки |
10 |
0,1
|
По критерию оценки "Квалификация участника закупки" установлен показатель "Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному, выполнению работ сопоставимого характера и объема":
"Квалификация участника закупки, выраженная в опыте участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема, выраженных в количестве исполненных контрактов на выполнение работ по строительству объектов метрополитенов, являющихся объектом закупки, исполненных, принятых заказчиком, введенных в эксплуатацию в период за последние пять лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе в качестве генерального подрядчика. При этом учитываются контракты (договоры) стоимость каждого из которых составляет не менее, чем 25 % начальной (максимальной) цены контракта настоящего конкурса".
Комиссия приходит к выводу, что установленный Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации порядок оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" неправомерно предусматривает учет опыта выполнения участниками Конкурса исключительно работ на объектах метрополитена со стоимостью контракта не менее, чем 25 % начальной (максимальной) цены контракта по Конкурсу, что ограничивает количество участников закупки.
По критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлен показатель "Качество работ, выраженное в наличии у участника закупки системы лабораторного контроля":
Качество работ, выраженное в наличии у участника закупки системы лабораторного контроля |
Наличие собственной аттестованной испытательной лаборатории и (или) наличие действующего договора с привлеченной лабораторией, компетентной на проведение испытаний и контроля качества строительной продукции |
Отсутствие системы лабораторного контроля |
- |
100 |
0 |
|
10 |
0 |
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что порядок оценки Конкурсной документации установлен с нарушением пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, поскольку при оценке предложений участников закупки по качеству выполнения работ учитываются сведения о наличии системы лабораторного контроля, вместе с тем, предоставление указанных документов относимо к оценке квалификации участника закупки.
Действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, не соответствуют пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, нарушают часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Вместе с тем, Заказчиком, Уполномоченным органом в пункте 3.6.1 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено "Заказчик Санкт-Петербурга по письменному запросу Подрядчика выплачивает Подрядчику аванс в размере 10 (десять) процентов от суммы по Контракту, но не более 30 процентов лимита бюджетных обязательств текущего финансового года. Плановой датой погашения аванса считается дата, указанная в запросе Подрядчика на предоставление аванса".
Следовательно, Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте государственного контракта не установлен порядок оплаты работы, а именно не установлен надлежащим образом конкретный размер перечисляемого подрядчику аванса.
Таким образом, действиями Заказчика, Уполномоченного органа нарушена часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с частью 3 статьи 55 Закона о контрактной системе заказчик размещает извещение о проведении повторного конкурса в единой информационной системе не менее чем за десять дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в этом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в этом конкурсе. При этом объект закупки, количество товара, объем работы или услуги, требования, предъявляемые к участникам закупки, объекту закупки, условия контракта, содержащиеся в конкурсной документации и проекте контракта, должны соответствовать требованиям и условиям, которые содержались в конкурсной документации конкурса, признанного несостоявшимся, за исключением срока исполнения контракта, который должен быть продлен на срок не менее чем срок, необходимый для проведения повторного конкурса, и начальной (максимальной) цены контракта, которая может быть увеличена не более чем на десять процентов начальной (максимальной) цены контракта, предусмотренной конкурсной документацией конкурса, признанного несостоявшимся.
На заседании Комиссии установлено, что 24.02.2015 Заказчиком, Уполномоченным органом объявлен конкурс с ограниченным участием на выполнение работ по объекту: "Строительство Лахтинско-Правобережной линии метрополитена от ст. "Спасская" до ст. "Морской фасад" (1-й пусковой комплекс от ст. "Спасская" до ст. "Большой проспект") для нужд Санкт-Петербурга (номер извещения 0172200002515000048) (далее - Конкурс N 2).
Согласно пункту 9.3 протокола предквалификационного отбора участников закупки на участие в Конкурсе N 2 от 15.06.2015 N 0172200002515000048-2, Конкурс N 2 признан несостоявшимся.
В соответствии с данными, опубликованными на Официальном сайте, Заказчиком, Уполномоченным органом 30.06.2015 объявлен Конкурс. При этом указанный конкурс является повторным конкурсом с ограниченным участием.
Вместе с тем, Комиссия, изучив положения конкурсной документации, размещенной на Официальном сайте по Конкурсу и по Конкурсу N 2, приходит к выводу, что данные положения являются различными, в том числе, в части установлений дополнительных требований к участникам закупки, порядка оценки заявок участников закупки на участие в конкурсной процедуре.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, неправомерно объявивших процедуру повторного конкурса с ограниченным участием, нарушают часть 3 статьи 55 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Специализированное тоннельное строительство" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 13 статьи 34, части 3 статьи 55, части 3, 4 статьи 56 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 09.07.2015 N К-820/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 9 июля 2015 г. N К-820/15 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был